УзА Русский

07.12.2018 Версия для печати

Маркировка продукции защищает права потребителей

Маркировка продукции защищает права потребителей

В Узбекистане осуществляются комплексные меры по защите прав потребителей, в том числе на приобретение товаров надлежащего качества и получение достоверной информации об их изготовителях. Однако все еще высока доля недоброкачественной и контрафактной продукции на внутреннем рынке.

На днях было принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по внедрению современных методов маркировки отдельных видов товаров», направленное на предотвращение нелегального ввоза в страну, производства и реализации отдельных видов товаров, обеспечение их эффективного учета, а также повышение собираемости налогов и других обязательных платежей.

Умелый фальсификатор подделает все, что угодно. Убедиться в этом легко, побывав на любом базаре. Чем выше спрос на потребительский товар, тем больше у него шансов получить себе в конкуренты контрафактного клона. Проблема в том, что он, во-первых, практически всегда производится в кустарных условиях, а значит, с нарушением санитарных и технологических норм и вреден для здоровья. Во-вторых, поскольку он изготовлен в теневой структуре, то сам характер такого производства предполагает уклонение от налогов - платежей в бюджет поступит меньше. Кроме того, создается нездоровая конкуренция, которая затрагивает интересы добросовестных производителей, отражаясь на их деловой репутации. В цивилизованных государствах с этим борются при помощи современных технологий, в том числе, маркировки товаров.

Согласно международным исследованиям, 7 процентов, или триллион долларов, мировой торговли приходится на контрафактную продукцию. При этом 30 процентов всего потребляемого в мире алкоголя производится нелегально. Заставляет задуматься и статистика по лекарствам: 10 процентов фармацевтических изделий считаются контрафактными, торговля ими за пять лет увеличилась на 90 процентов. Поддельные медпрепараты приводят к фатальным последствиям - ежегодно почти 700 тысяч человек.

Предупредим и заядлых курильщиков: поддельные сигареты содержат в шесть раз больше свинца, на 160 процентов больше смолы и на 133 процента больше окиси углерода. 40 миллиардов долларов ежегодно составляют бюджетные потери из-за незаконной торговли табачной продукцией.

В Узбекистане в 2017 году выявлено 764 факта контрабандного импорта товаров на 125,46 миллиарда сумов, а за семь месяцев 2018 года – 407 фактов на 80,42 миллиарда сумов. Устранению этих недостатков будет способствовать постановление Президента Узбекистана «О мерах по внедрению современных методов маркировки отдельных видов товаров». Этим документом предусматривается введение поэтапной начиная с 1 августа следующего года обязательной маркировки импортируемых и производимых в стране изделий с использованием защищенной метки и нано-молекулярной технологии в зависимости от категории товара.

Постановлением утверждается перечень подлежащих обязательной маркировке товаров из 47 наименований, в числе которых бутилированная вода, соки, алкогольные и табачные изделия, спирт, топливо, удобрения и лекарственные средства. В последующем этот перечень может дополняться в соответствии с решением Кабинета Министров страны, согласованным с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан. После того, как новые товары будут включены в перечень, их продажа без маркировки будет возможна только в течение 180 дней.

На рассмотрение Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан в течение двух месяцев будет внесен проект закона, предусматривающий установление ответственности за реализацию немаркированных изделий. До 1 января следующего года Государственному налоговому комитету предстоит разработать порядок обязательной маркировки товаров с использованием защищенной метки и нано-молекулярной технологии.

Посредством конкурса, проведение которого возложено на Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, до 1 февраля 2019 года определится оператор услуг маркировки, с которым будет заключен договор на срок от 5 до 10 лет с фиксацией стоимости оказываемых услуг на весь период его действия.

В том, что маркировка товаров приносит ощутимый эффект в достаточно короткие сроки убеждает международный опыт. Например, в первый год ее внедрения в Турции доходы по налогам от продажи табачной и алкогольной продукции возросли на 34 процента, а в Малайзии в госбюджет поступило около 100 миллионов долларов дополнительной прибыли. На рост показателей по этим параметрам вправе рассчитывать и Узбекистан.

Специалисты подсчитали: стоимость услуг по маркировке основных групп товаров варьируется в пределах от 5 до 25 евро на 1 000 единиц продукции. По нашему нынешнему курсу это примерно от 50 до 240 сумов, но уже на одно изделие. Это вряд ли повлияет на рост стоимости товаров, которые предложено маркировать.

А вот в чем мы уж точно выигрываем, так это в том, что на рынке будет гораздо меньше фальсифицированной и контрафактной продукции. Права потребителей, в том числе на приобретение безопасных для жизни и здоровья изделий необходимого качества, а также получение достоверной информации о товарах и их производителях, будут надежно защищены.

Посредством увеличения маркируемых товаров не менее чем на 25 процентов ежегодно ожидается и расширение налогооблагаемой базы, которая помимо всего остального является еще и одним из источников финансирования особо значимых социально-экономических программ, осуществляемых в нашей стране.

Подготовлено совместно с Информационно-аналитическим 
мультимедийным центром при Генеральной 
прокуратуре Республики Узбекистан

4 438
УзА