Проводимая под руководством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева политика реформ и открытости изначально ставила одной из своих ключевых целей полномасштабную интеграцию страны в мировую экономику.


Проводимая под руководством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева политика реформ и открытости изначально ставила одной из своих ключевых целей полномасштабную интеграцию страны в мировую экономику.

За три прошедших года было сделано многое. Узбекистан получил суверенный кредитный рейтинг от большой тройки "Fitch Rating", "Standard&Poor’s" и "Moody’s", вышел на международный рынок еврооблигаций, повысил свое место в рейтинге "Doing Business" Всемирного банка, войдя в рейтинге 2020 года в топ-20 стран с наибольшим прогрессом в улучшении делового климата.

Наряду с этим немаловажным событием стало возобновление процесса вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию (ВТО), являющуюся ведущей структурой по регулированию глобальной торговли. Членство в этой организации представляет собой важнейший индикатор уровня вовлеченности и интеграции страны в мировую экономику.

Вхождение Узбекистана в ВТО приветствуется и поддерживается такими важными игроками мировой экономики, как США, Европейский Союз и Китай. О своей поддержке заявила и Россия, входящая в число крупнейших торговых и инвестиционных партнеров Узбекистана. Все это создает благоприятные возможности для эффективного вступления Узбекистана в ВТО и получения выгодных условий для национального бизнеса в международной торговле.

Активизация процесса вступления Узбекистана в ВТО обуславливает необходимость более тщательного анализа всего спектра оценок и мнений, в том числе посредством широкого диалога национальных экспертов с иностранными, для более полного учета всех возможных рисков и ожидаемых дивидендов. Такой межэкспертный диалог в стране активно ведется, о чем свидетельствует состоявшийся недавно в городе Ташкенте узбекско-корейский научно-практический семинар на тему «Экономическая оценка вступления Узбекистана в ВТО».

Организатором мероприятия выступил Институт стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан (ИСМИ) в сотрудничестве с Корейским институтом международной экономической политики (КИМЭП), входящим в число ведущих аналитических центров Республики Корея.

Согласно договоренностям, достигнутым по итогам визита Президента Республики Узбекистан в Республику Корея в 2017 году, КИМЭП был выбран в качестве одного из партнеров в вопросе изучения последствий вступления нашей страны в ВТО.

Основной темой прошедшего семинара стало обсуждение результатов исследований по влиянию вступления Узбекистана в ВТО на сельскохозяйственную сферу страны. Как отметил заместитель директора ИСМИ Санжар Валиев, «не случайно главной темой семинара определена оценка перспектив развития такой стратегической отрасли, как сельское хозяйство, после вступления республики в ВТО. Данная отрасль играет жизненно важную роль для Узбекистана, поскольку ее продукция составляет 32 процента ВВП и обеспечивает занятость 8,9 миллиона человек, или 27 процентов населения страны».

С учетом этого, на семинаре проведено всестороннее обсуждение результатов исследования влияния либерализации торговли в рамках ВТО на аграрный сектор Узбекистана.

Кроме того, на мероприятии были обсуждены вопросы подготовки, выбора стратегии и техники переговоров по вхождению Узбекистана в ВТО.

Участвовавшие в семинаре специалисты ответили на вопросы журналистов о плюсах и минусах для Узбекистана от вступления в ВТО.

Директор департамента по вопросам международной торговли Министерства торговли, промышленности и энергетики Республики Корея Санг Гил Чанг особо подчеркнул тот факт, что вступление в ВТО – это самостоятельный выбор Узбекистана, и Республика Корея оказывает лишь техническое содействие в его успешном вступлении в эту организацию. Он отметил, что вступление страны в ВТО, безусловно, требует очень мощных усилий правительства, отраслевых ведомств и научных структур, поскольку оно отразится на 95 процентах экономики. «В целом можно ожидать появление хороших стимулов для экономического развития, но нельзя исключать и некоторых непредвиденных результатов», – заявил господин Санг Гил
Чанг.

В свою очередь главный научный сотрудник КИМЭП Со Жин Ке отметил, что в случае вхождения в ВТО Узбекистан может достичь значимых успехов в торговле в рамках организации благодаря тому, что членам ВТО предоставляются таможенные и налоговые льготы. Например, сейчас каждая страна-член ВТО может ввести в любом объеме тарифы на узбекские товары, но после того, как Узбекистан войдет в организацию, они уже не смогут этого предпринять. То есть с вступлением в ВТО у Узбекистана появится возможность платить меньше таможенных налогов или совсем их не платить торговым партнерам – членам организации.

В то же время корейский эксперт рекомендовал не торопиться и опираться при проведении переговоров на детальные расчеты по всем сферам национальной экономики, так как при открытии рынка и объединении правил зачастую возникают непредвиденные сложности.

В качестве примера он привел историю вступления Республики Корея в ВТО: «В свое время в Корее сельское хозяйство было уязвимой сферой. В случае поспешного открытия данной отрасли мы были бы в числе проигравших. В этой связи на начальном этапе мы открыли свои границы лишь в промышленной сфере». Узбекистану, как считает Со Жин Ке, исходя из внутренней ситуации и возможностей страны, необходимо будет найти золотую середину. «Самое важное для Узбекистана – это прийти к выгодному для себя и своих интересов соглашению. Нельзя торопиться в переговорах, но и слишком замедлять их завершение не стоит, так как в этом случае вы можете потерять многие рынки», – отметил он.

Положительно оценил возможные результаты от вступления Узбекистана в ВТО и профессор Университета Ханянг Хонг Юл Хан. Он подчеркнул, что Узбекистан представляет собой самый привлекательный рынок в Центральной Азии с большим потребительским спросом, и после вступления в ВТО торговля получит новый импульс. С учетом проведенного исследования по сельскому хозяйству профессор Хан предложил максимально защитить позиции данной отрасли, принимая во внимание довольно высокую концентрацию малоимущего населения в сельских районах. От результатов переговоров по соглашению ВТО по сельскому хозяйству во многом будет зависеть и будущая аграрная политика Узбекистана.

Журналистами в ходе общения с экспертами была поднята и вызывающая сегодня многочисленные споры в узбекском информационном и политическом пространстве тема совместимости и приоритетности для Узбекистана вопросов вступления в ВТО и Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в состав которого входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия.

Как отметил заместитель директора ИСМИ Санжар Валиев, проводимые в настоящее время дискуссии часто строятся по принципу выбора приоритетности для Узбекистана курса на членство в ВТО над членством в ЕАЭС и наоборот, однако подобная постановка вопроса в корне неверна. Эксперт считает, что недопустимо навязывание подобной схемы, поскольку мы имеем дело с совершенно разными типами организаций.

Более того, как отметил Валиев, ВТО и ЕАЭС во многом дополняют друг друга, это показывает и тот факт, что из пяти стран-членов ЕАЭС четыре являются членами ВТО, кроме Беларуси, которая также ведет переговоры о вступлении в эту торговую организацию и планирует их завершить в 2020 году. Кроме того, членом ВТО является Молдова – страна-наблюдатель в ЕАЭС.

С этой точкой зрения согласен и главный научный сотрудник Информационно-аналитического центра международных отношений Бабур Зиямов. Он акцентировал внимание на том, что членство в ВТО нисколько не мешает целому ряду стран активно сотрудничать с ЕАЭС в рамках соглашений о зоне свободной торговли или вести переговоры о ее создании. Подобные соглашения с ЕАЭС уже подписали члены ВТО Вьетнам и Сингапур.

В свою очередь, на стадии переговоров находятся и такие страны-члены ВТО, как Египет, Сербия, Израиль и Индия. По мнению Зиямова, при обсуждении темы вступления в ВТО или ЕАЭС нужно, прежде всего, помнить о том, что для Узбекистана главным в этом вопросе является создание благоприятных условий для граждан страны в получении дополнительных дивидендов от свободной торговли и свободного перемещения товаров,
услуг, капитала и рабочей силы.

Директор Центра исследовательских инициатив «Маъно» Бахтиёр Эргашев указывает на то, что Узбекистан в рамках перехода от импортозамещающей к экспортоориентированной модели экономического роста, реализуемой на новом этапе развития страны, несомненно, будет стремиться к большей интеграции в мировое экономическое хозяйство. Этого требует сама логика реформ.

Однако есть понимание того, что этот процесс должен быть глубоко продуманным и точно рассчитанным на основе эконометрических расчетов по отраслям и по видам продукции. Вступление в ВТО – это приобщение к процессу глобализации мировой торговли. Вступление в ЕАЭС – это работа в рамках регионализации торгово-экономических связей. Поэтому узбекским специалистам очень важно синхронизировать переговорные позиции по обоим направлениям, чтобы не допустить принятия взаимоисключающих требований со стороны партнеров.

В этой работе важно обеспечить точное и глубокое понимание и учет темпов, форматов и механизмов участия в данных процессах. При этом, например, в самой ВТО происходят серьезные кризисные явления, связанные с особым взглядом США на будущее этой организации. В ЕАЭС тоже происходят сложные процессы взаимной притирки экономик стран-членов организации, выработки и закрепления правил и процедур взаимной торговли и торговли с третьими странами. И поэтому можно только согласиться с экспертами, которые настаивают на осторожном и прагматичном подходе в вопросах вступления Узбекистана в данные организации.

В то же время главный научный сотрудник Центра экономических исследований и реформ Нодира Курбанбаева особо выделила тот факт, что ЕАЭС представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции, где обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится скоординированная, согласованная и единая политика в отраслях экономики, в то время как ВТО – это международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли на многосторонней основе. При этом основные соглашения ЕАЭС идентичны соглашениям ВТО, и они не противоречат друг другу, во многих аспектах либерализации внешней торговли правила двух организаций повторяют друг друга. Нюанс лишь в том, что ЕАЭС действует на основе региональных торговых соглашений (в данном случае – это Таможенный союз), а ВТО - на основе глобальных многосторонних соглашений. Правила ВТО, в частности положения Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) (статья XXIV), не препятствуют членам создавать таможенные союзы или применять временные соглашения, цель которых – образование интеграционных групп, при одном условии, что такие соглашения будут содействовать развитию свободной торговли и не будут приводить к созданию препятствий в торговле с участниками региональных торговых соглашений.

Самое главное, как считает экономист, вне зависимости от участия в различных международных организациях или экономических интеграционных объединениях Узбекистан должен, прежде всего, решать имеющиеся системные проблемы в сельском хозяйстве и промышленности. А участие в ЕАЭС или ВТО – это лишь часть процесса развития, дающая дополнительные возможности эффективного использования либерализации внешней торговли и ускорения реформ.

В любом случае, подчеркнула эксперт, рост конкурентоспособности экономики Узбекистана будет во многом зависеть от сотрудничества и кооперации со странами региона и экономической интеграции и участия в региональных цепочках добавленной стоимости. Поэтому для Узбекистана, наряду с вступлением в ВТО, приоритетом должны стать создание системы региональных торговых соглашений и встраивание в региональные цепочки добавленной стоимости. Участие в ЕАЭС как раз создает отличные возможности для этого.

Подводя итоги семинара, его участники договорились о подготовке совместного доклада с рекомендациями по сельскохозяйственной отрасли Узбекистана, который затем будет передан заинтересованным министерствам и ведомствам страны. Также были обсуждены вопросы организации специализированных тренингов для переговорной команды Узбекистана по вступлен
ию в ВТО. В дополнение к проведенному исследованию ИСМИ и КИМЭП договорились далее совместно изучать влияние вступления в ВТО на другие ключевые отрасли экономики страны. Как видно, экспертное сообщество Узбекистана намерено и далее на основе совместной работы и консультаций с зарубежными партнерами оказывать содействие государственным органам страны в получении максимально выгодных условий членства в ВТО и, возможно, в ЕАЭС.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Курс на экономическую интеграцию: минимизация рисков и максимизация выгод

Проводимая под руководством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева политика реформ и открытости изначально ставила одной из своих ключевых целей полномасштабную интеграцию страны в мировую экономику.


Проводимая под руководством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева политика реформ и открытости изначально ставила одной из своих ключевых целей полномасштабную интеграцию страны в мировую экономику.

За три прошедших года было сделано многое. Узбекистан получил суверенный кредитный рейтинг от большой тройки "Fitch Rating", "Standard&Poor’s" и "Moody’s", вышел на международный рынок еврооблигаций, повысил свое место в рейтинге "Doing Business" Всемирного банка, войдя в рейтинге 2020 года в топ-20 стран с наибольшим прогрессом в улучшении делового климата.

Наряду с этим немаловажным событием стало возобновление процесса вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию (ВТО), являющуюся ведущей структурой по регулированию глобальной торговли. Членство в этой организации представляет собой важнейший индикатор уровня вовлеченности и интеграции страны в мировую экономику.

Вхождение Узбекистана в ВТО приветствуется и поддерживается такими важными игроками мировой экономики, как США, Европейский Союз и Китай. О своей поддержке заявила и Россия, входящая в число крупнейших торговых и инвестиционных партнеров Узбекистана. Все это создает благоприятные возможности для эффективного вступления Узбекистана в ВТО и получения выгодных условий для национального бизнеса в международной торговле.

Активизация процесса вступления Узбекистана в ВТО обуславливает необходимость более тщательного анализа всего спектра оценок и мнений, в том числе посредством широкого диалога национальных экспертов с иностранными, для более полного учета всех возможных рисков и ожидаемых дивидендов. Такой межэкспертный диалог в стране активно ведется, о чем свидетельствует состоявшийся недавно в городе Ташкенте узбекско-корейский научно-практический семинар на тему «Экономическая оценка вступления Узбекистана в ВТО».

Организатором мероприятия выступил Институт стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан (ИСМИ) в сотрудничестве с Корейским институтом международной экономической политики (КИМЭП), входящим в число ведущих аналитических центров Республики Корея.

Согласно договоренностям, достигнутым по итогам визита Президента Республики Узбекистан в Республику Корея в 2017 году, КИМЭП был выбран в качестве одного из партнеров в вопросе изучения последствий вступления нашей страны в ВТО.

Основной темой прошедшего семинара стало обсуждение результатов исследований по влиянию вступления Узбекистана в ВТО на сельскохозяйственную сферу страны. Как отметил заместитель директора ИСМИ Санжар Валиев, «не случайно главной темой семинара определена оценка перспектив развития такой стратегической отрасли, как сельское хозяйство, после вступления республики в ВТО. Данная отрасль играет жизненно важную роль для Узбекистана, поскольку ее продукция составляет 32 процента ВВП и обеспечивает занятость 8,9 миллиона человек, или 27 процентов населения страны».

С учетом этого, на семинаре проведено всестороннее обсуждение результатов исследования влияния либерализации торговли в рамках ВТО на аграрный сектор Узбекистана.

Кроме того, на мероприятии были обсуждены вопросы подготовки, выбора стратегии и техники переговоров по вхождению Узбекистана в ВТО.

Участвовавшие в семинаре специалисты ответили на вопросы журналистов о плюсах и минусах для Узбекистана от вступления в ВТО.

Директор департамента по вопросам международной торговли Министерства торговли, промышленности и энергетики Республики Корея Санг Гил Чанг особо подчеркнул тот факт, что вступление в ВТО – это самостоятельный выбор Узбекистана, и Республика Корея оказывает лишь техническое содействие в его успешном вступлении в эту организацию. Он отметил, что вступление страны в ВТО, безусловно, требует очень мощных усилий правительства, отраслевых ведомств и научных структур, поскольку оно отразится на 95 процентах экономики. «В целом можно ожидать появление хороших стимулов для экономического развития, но нельзя исключать и некоторых непредвиденных результатов», – заявил господин Санг Гил
Чанг.

В свою очередь главный научный сотрудник КИМЭП Со Жин Ке отметил, что в случае вхождения в ВТО Узбекистан может достичь значимых успехов в торговле в рамках организации благодаря тому, что членам ВТО предоставляются таможенные и налоговые льготы. Например, сейчас каждая страна-член ВТО может ввести в любом объеме тарифы на узбекские товары, но после того, как Узбекистан войдет в организацию, они уже не смогут этого предпринять. То есть с вступлением в ВТО у Узбекистана появится возможность платить меньше таможенных налогов или совсем их не платить торговым партнерам – членам организации.

В то же время корейский эксперт рекомендовал не торопиться и опираться при проведении переговоров на детальные расчеты по всем сферам национальной экономики, так как при открытии рынка и объединении правил зачастую возникают непредвиденные сложности.

В качестве примера он привел историю вступления Республики Корея в ВТО: «В свое время в Корее сельское хозяйство было уязвимой сферой. В случае поспешного открытия данной отрасли мы были бы в числе проигравших. В этой связи на начальном этапе мы открыли свои границы лишь в промышленной сфере». Узбекистану, как считает Со Жин Ке, исходя из внутренней ситуации и возможностей страны, необходимо будет найти золотую середину. «Самое важное для Узбекистана – это прийти к выгодному для себя и своих интересов соглашению. Нельзя торопиться в переговорах, но и слишком замедлять их завершение не стоит, так как в этом случае вы можете потерять многие рынки», – отметил он.

Положительно оценил возможные результаты от вступления Узбекистана в ВТО и профессор Университета Ханянг Хонг Юл Хан. Он подчеркнул, что Узбекистан представляет собой самый привлекательный рынок в Центральной Азии с большим потребительским спросом, и после вступления в ВТО торговля получит новый импульс. С учетом проведенного исследования по сельскому хозяйству профессор Хан предложил максимально защитить позиции данной отрасли, принимая во внимание довольно высокую концентрацию малоимущего населения в сельских районах. От результатов переговоров по соглашению ВТО по сельскому хозяйству во многом будет зависеть и будущая аграрная политика Узбекистана.

Журналистами в ходе общения с экспертами была поднята и вызывающая сегодня многочисленные споры в узбекском информационном и политическом пространстве тема совместимости и приоритетности для Узбекистана вопросов вступления в ВТО и Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в состав которого входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия.

Как отметил заместитель директора ИСМИ Санжар Валиев, проводимые в настоящее время дискуссии часто строятся по принципу выбора приоритетности для Узбекистана курса на членство в ВТО над членством в ЕАЭС и наоборот, однако подобная постановка вопроса в корне неверна. Эксперт считает, что недопустимо навязывание подобной схемы, поскольку мы имеем дело с совершенно разными типами организаций.

Более того, как отметил Валиев, ВТО и ЕАЭС во многом дополняют друг друга, это показывает и тот факт, что из пяти стран-членов ЕАЭС четыре являются членами ВТО, кроме Беларуси, которая также ведет переговоры о вступлении в эту торговую организацию и планирует их завершить в 2020 году. Кроме того, членом ВТО является Молдова – страна-наблюдатель в ЕАЭС.

С этой точкой зрения согласен и главный научный сотрудник Информационно-аналитического центра международных отношений Бабур Зиямов. Он акцентировал внимание на том, что членство в ВТО нисколько не мешает целому ряду стран активно сотрудничать с ЕАЭС в рамках соглашений о зоне свободной торговли или вести переговоры о ее создании. Подобные соглашения с ЕАЭС уже подписали члены ВТО Вьетнам и Сингапур.

В свою очередь, на стадии переговоров находятся и такие страны-члены ВТО, как Египет, Сербия, Израиль и Индия. По мнению Зиямова, при обсуждении темы вступления в ВТО или ЕАЭС нужно, прежде всего, помнить о том, что для Узбекистана главным в этом вопросе является создание благоприятных условий для граждан страны в получении дополнительных дивидендов от свободной торговли и свободного перемещения товаров,
услуг, капитала и рабочей силы.

Директор Центра исследовательских инициатив «Маъно» Бахтиёр Эргашев указывает на то, что Узбекистан в рамках перехода от импортозамещающей к экспортоориентированной модели экономического роста, реализуемой на новом этапе развития страны, несомненно, будет стремиться к большей интеграции в мировое экономическое хозяйство. Этого требует сама логика реформ.

Однако есть понимание того, что этот процесс должен быть глубоко продуманным и точно рассчитанным на основе эконометрических расчетов по отраслям и по видам продукции. Вступление в ВТО – это приобщение к процессу глобализации мировой торговли. Вступление в ЕАЭС – это работа в рамках регионализации торгово-экономических связей. Поэтому узбекским специалистам очень важно синхронизировать переговорные позиции по обоим направлениям, чтобы не допустить принятия взаимоисключающих требований со стороны партнеров.

В этой работе важно обеспечить точное и глубокое понимание и учет темпов, форматов и механизмов участия в данных процессах. При этом, например, в самой ВТО происходят серьезные кризисные явления, связанные с особым взглядом США на будущее этой организации. В ЕАЭС тоже происходят сложные процессы взаимной притирки экономик стран-членов организации, выработки и закрепления правил и процедур взаимной торговли и торговли с третьими странами. И поэтому можно только согласиться с экспертами, которые настаивают на осторожном и прагматичном подходе в вопросах вступления Узбекистана в данные организации.

В то же время главный научный сотрудник Центра экономических исследований и реформ Нодира Курбанбаева особо выделила тот факт, что ЕАЭС представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции, где обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится скоординированная, согласованная и единая политика в отраслях экономики, в то время как ВТО – это международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли на многосторонней основе. При этом основные соглашения ЕАЭС идентичны соглашениям ВТО, и они не противоречат друг другу, во многих аспектах либерализации внешней торговли правила двух организаций повторяют друг друга. Нюанс лишь в том, что ЕАЭС действует на основе региональных торговых соглашений (в данном случае – это Таможенный союз), а ВТО - на основе глобальных многосторонних соглашений. Правила ВТО, в частности положения Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) (статья XXIV), не препятствуют членам создавать таможенные союзы или применять временные соглашения, цель которых – образование интеграционных групп, при одном условии, что такие соглашения будут содействовать развитию свободной торговли и не будут приводить к созданию препятствий в торговле с участниками региональных торговых соглашений.

Самое главное, как считает экономист, вне зависимости от участия в различных международных организациях или экономических интеграционных объединениях Узбекистан должен, прежде всего, решать имеющиеся системные проблемы в сельском хозяйстве и промышленности. А участие в ЕАЭС или ВТО – это лишь часть процесса развития, дающая дополнительные возможности эффективного использования либерализации внешней торговли и ускорения реформ.

В любом случае, подчеркнула эксперт, рост конкурентоспособности экономики Узбекистана будет во многом зависеть от сотрудничества и кооперации со странами региона и экономической интеграции и участия в региональных цепочках добавленной стоимости. Поэтому для Узбекистана, наряду с вступлением в ВТО, приоритетом должны стать создание системы региональных торговых соглашений и встраивание в региональные цепочки добавленной стоимости. Участие в ЕАЭС как раз создает отличные возможности для этого.

Подводя итоги семинара, его участники договорились о подготовке совместного доклада с рекомендациями по сельскохозяйственной отрасли Узбекистана, который затем будет передан заинтересованным министерствам и ведомствам страны. Также были обсуждены вопросы организации специализированных тренингов для переговорной команды Узбекистана по вступлен
ию в ВТО. В дополнение к проведенному исследованию ИСМИ и КИМЭП договорились далее совместно изучать влияние вступления в ВТО на другие ключевые отрасли экономики страны. Как видно, экспертное сообщество Узбекистана намерено и далее на основе совместной работы и консультаций с зарубежными партнерами оказывать содействие государственным органам страны в получении максимально выгодных условий членства в ВТО и, возможно, в ЕАЭС.