УзА Русский

10.01.2020 Версия для печати

Конференция, посвященная изменениям в образовательной системе Узбекистана

Конференция, посвященная изменениям в образовательной системе Узбекистана

В Агентстве информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан состоялась пресс-конференция Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров.

На конференции на тему "Осуществляемая в Узбекистане работа по повышению качества образования и планы на перспективу" проанализированы результаты контроля за работой по поднятию качества образования на новый уровень, объективной оценкой эффективности учебного процесса.

В 2019 году в Узбекистане впервые был объявлен рейтинг общеобразовательных школ. При этом деятельность 956 школ, рекомендованных Министерством народного образования, оценивалась по 4 индикаторам. Если самые высокие места в рейтинге регионов заняли Наманганская, Хорезмская и Навоийская области, нижние позиции заняли Республика Каракалпакстан, Самаркандская и Ташкентская области. В текущем году в рейтинге будут объявлены 1345 школ, или 20 процентов от общего количества общеобразовательных школ республики. В настоящее время в школах продолжается проведение контрольных работ и соцопросов.

Разработан механизм оценки рейтинга высших учебных заведений. В 2018 году впервые после объявления рейтинга вузов большинство из них начало эффективно использовать имеющиеся возможности и демонстрировать положительные изменения. В частности, в 2019 году доля преподавателей, имеющих ученую степень доктора наук или звание профессора, увеличилась на 23,6 процента, а доля преподавателей, имеющих ученую степень кандидата наук или звание доцента, – на 19 процентов. Если в 2018 году число профессоров и преподавателей, получивших научную степень в вузах, входящих в тысячу самых престижных вузов мира, составило 128, то в 2019 году их число достигло 301.

На конференции была представлена информация о новом порядке аттестации педагогических кадров.

В частности, школьным учителям предоставлена возможность прохождения внеочередной аттестации.

Согласно прежнему порядку, педагог проходил аттестацию каждые пять лет, для получения высшей категории ему приходилось ждать 13 лет. В соответствии с новым порядком теперь педагог, уверенный в своих знаниях и опыте, может по заявлению пройти внеочередную аттестацию, не дожидаясь пяти лет.

photo5244572539693411424.jpg

В 2019 году 35208 педагогов обратились с заявлением о прохождении досрочной аттестации. 3036 из желающих имели высшую, а 13151 – первую квалификационную категорию.

С учетом передового зарубежного опыта усовершенствован и порядок проведения аттестации и государственной аккредитации образовательных организаций. Учреждениям предоставлена возможность оценивать свою деятельность, устранять выявленные недостатки. На основе этого в 2020-2025 годах планируется проведение аттестации по новому порядку 8187 дошкольных образовательных учреждений, в том числе 1911 в 2020 году.

В ходе изучения в конце 2019 года уровня знаний учащихся 357 специализированных государственных общеобразовательных школ и школ-интернатов было выявлено, что он не соответствует установленным государственным образовательным стандартам. 7387 из 12790 учащихся, принявших участие в контрольной работе, получили неудовлетворительную оценку.

Согласно анализам Государственного комитета по надзору за качеством образования, за последние три года количество заявлений о признании и нострификации дипломов зарубежных вузов выросло в 5,3 раза. В 2019 году поступило всего 12 867 обращений по признанию и нострификации документов о получении образования за рубежом, 3327 из которых были удовлетворены. В частности, 997 дипломов были признаны и нострифицированы без специальных экзаменов.

Исходя из международного опыта, а также требований и желаний граждан были разработаны новые порядки.

Налажена система электронного приема заявлений для получения лицензии через центры государственных услуг и Единый портал интерактивных государственных услуг.

На конференции были даны ответы на вопросы о системе профессионального образования, примечательных аспектах рейтинга, знаниях, потенциале педагогов, значении совместных программ.

2 644
Барно МЕЛИКУЛ ОВА, УзА​