УзА Русский

07.04.2020 Версия для печати

Как система прописки влияет на развитие страны?

Как система прописки влияет на развитие страны?

На обсуждение вынесены проекты закона Республики Узбекистан и постановления Кабинета Министров о реформировании системы прописки

В январе текущего года было опубликовано исследование, проведенное специалистом Всемирного банка Уильямом Зейтцем, о состоянии внутренней миграции в Узбекистане и обеспечении населения страны доступным жильем.

В исследовании было изложено, что правовые ограничения, установленные к прописке в городе Ташкенте и Ташкентской области, связаны с низкими показателями внутренней миграции, что, в свою очередь, негативно влияет на развитие страны.

Несмотря на принятые меры по преобразованию крупных сельских населенных пунктов в города, нынешний уровень урбанизации не отвечает современным требованиям комплексного развития городов и существенно отстает от мировых тенденций.

Это и является одной из причин, почему вопрос прописки превратился в серьезную проблему.

От кого мы "унаследовали" систему прописки?

Во времена Царской России был введен порядок выдачи паспортов с пропиской в целях запрета крестьянам покидать свои земельные участки без разрешения власти, а также установления, где и кем совершено подобное правонарушение, если оно совершалось. Затем в советское время этот порядок был отменен из-за признания его антидемократическим явлением в процессе социализации, но к 1933-1935 годам подобная система вновь была налажена с целью предупреждения различных правонарушений. В результате лица, имевшие паспорт советского государства и прописку в нем, начали получать ряд льгот, и было установлено, что граждане, проживающие в центре или густонаселенных пунктах, имеют больше прав, чем жители сельских и отдаленных районов. Система выдачи паспорта и прописки применялась, прежде всего, в отношении жителей Москвы и Петербурга, чего нельзя сказать о дворянах времен Царской России и "кулаках", которых старались по возможности разместить в более отдаленные районы. Человек без паспорта или регистрации лишался многих прав, предоставленных государством.

В дальнейшем была установлена уголовная ответственность за подобное правонарушение, и для переезда из своего региона в другой требовались специальное разрешение сельсовета, подтверждающий документ с места работы или документы о наличии в собственности земельного участка в том месте, куда переезжает человек. Одним словом, в то время было много бюрократической волокиты.

Как мы видим, прописка – это очередной закрепленный в законах обычай, "унаследованный" от бывшего Советского Союза, иначе говоря, пережиток прошлого.

Как обстоят дела с пропиской в других странах?

Безусловно, система прописки действует во многих странах, но это не та прописка, которая утвердилась в нашем сознании. Это регистрация, предусматривающая базу данных лиц с гражданством или без гражданства. Почти во всех постсоветских государствах система прописки была признана антиконституционным явлением, в результате чего понятие "прописка" было исключено, и они перешли к системе электронной регистрации.

В России прописка была отменена 1 октября 1993 года с момента вступления в силу Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

В Москве и Московской области термин "прописка" был выведен из обращения 1 января 1996 года после утраты силы постановления администрации Московской области "О едином порядке прописки и выписки населения в Москве и Московской области" от 4 февраля 1992 года.

В Беларуси прописка отменена 1 января 2008 года.

В Казахстане институт прописки был заменен на институт регистрации и гражданам было разрешено регистрироваться в жилых зданиях и помещениях, приспособленных для проживания. В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан "О внесении дополнений и изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2000 года № 1063" от 17 августа 2007 года граждане Казахстана могут регистрироваться через работодателя или органы юстиции.

В 2003 году в Латвии был принят Закон "О декларировании места жительства", в соответствии с которым был отменен институт прописки.

На Украине прописка была признана антиконституционным явлением в соответствии с постановлением Конституционного суда от 14 ноября 2001 года. На законодательном уровне прописка в этой стране была отменена после принятия Закона "О свободе передвижения и свободном выборе местожительства в Украине" от 11 декабря 2003 года.

В развитых странах система прописки строго применяется только в отношении нерезидентов, резиденты же регистрируются только для того, чтобы не создавать трудностей при выявлении адреса их места жительства.

К примеру, в Нидерландах и Германии прописка является серьезным вопросом, но в тоже время, если гражданин живет в одном регионе и нашел подходящую работу в другом, то он, в электронном виде или напрямую обратившись в соответствующий уполномоченный орган, расположенный на территории его места работы, и заполнив нужный шаблон, в течение трех дней может зарегистрироваться по месту своей работы. При этом выписка, повторная регистрация, направление документов в налоговые, страховые и другие организации осуществляются регистрирующим лицом.

В Японии оформить регистрацию рекомендуется в течение 14 дней с момента переезда в новое место, но если срок проживания по новому адресу составляет меньше года или новое место жительства является временным и гражданин часто бывает по месту своего постоянного жительства (как минимум раз за сезон), то ему не обязательно регистрироваться по новому месту жительства. Данная норма освобождает от регистрации студентов, взявших в аренду жилье рядом с университетом, членов парламента, проживающих в столице, но часто посещающих свой родной город, а также создает ряд удобств для граждан.

Итак, что изменится после принятия документа о реформировании системы прописки:

– вместо понятия "прописка" будет введено понятие "регистрация";

– будет отменено требование в отношении граждан Республики Узбекистан по уплате специальной ставки государственной пошлины при приобретении жилья в столице;

– граждане получат право на постоянную регистрацию своих родственников первой и второй степени родства не только по адресу, где они постоянно зарегистрированы, но и в иные жилые площади, находящиеся в их собственности;

– будет отменено обязательное условие годичного совместного проживания супружеской пары, а также условие утраты постоянной прописки в случае расторжения брака в течение одного года после ее получения;

– граждане, которые ранее имели постоянную регистрацию в городе Ташкенте и Ташкентской области, по возвращении могут снова постоянно зарегистрироваться в этих регионах без каких-либо дополнительных условий;

– лица, принятые в семью для воспитания (патронат), будут иметь возможность зарегистрироваться по месту постоянного проживания своих приемных родителей;

– срок регистрации по месту временного проживания с согласия владельца жилья может быть продлен с 1 года до 5 лет;

– срок проживания граждан в городе Ташкенте и Ташкентской области без постоянной и временной регистрации будет продлен до 15 дней;

– регистрация по месту постоянного жительства и временного пребывания по желанию гражданина будет осуществляться через органы внутренних дел, центры государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг, а сроки оказания услуг сокращаются с 3 до 1 дня;

– предусматривается отказ от практики проставления штампа в паспорт, домовую книгу или поквартирную карточку при оформлении постоянной регистрации, эти процессы будут оцифрованы;

– будет отменен порядок, при котором лицу необходимо самостоятельно выписываться с предыдущего места жительства для оформления постоянной регистрации, а также порядок обращения военнообязанных в отделы по делам обороны для воинского учета до и после постоянной регистрации.

Следует отметить, что сегодня в качестве основной задачи государство определило создание наиболее благоприятных условий для населения. Все реформы и ресурсы направлены на именно на это. Разработка вышеупомянутых документов является ярким подтверждением наших слов.

Надеемся, что широкая общественность примет активное участие в обсуждении проектов этих законодательных актов и выскажет свои мнения и предложения по ним, потому что активное участие нашего народа в реализации реформ – залог того, что они принесут положительные результаты.

Анвар РАХМАТОВ,
директор Центра повышения
квалификации юристов при Министерстве
юстиции Республики Узбекистан.

2 013
УзА