УзА Русский

01.06.2020 Версия для печати

Как проводится работа по духовно-нравственному воспитанию в высших учебных заведениях?

Как проводится работа по духовно-нравственному воспитанию в высших учебных заведениях?

Мы обсуждаем эту тему много лет, но решения проблем в данной сфере пока не найдены.

Некоторые говорят, что духовность и воспитание нельзя измерить или оценить. Однако, если обратиться к истории социологии, то становится ясно, что эти два аспекта начали оцениваться более века назад. Значит, эффективность духовно-нравственного воспитания начинается с его оценки. При этом основным средством оценки является самая развитая сфера социологии – социология воспитания.

Социология – это наука, изучающая общество. Социологические опросы и исследования являются эффективными средствами получения всесторонне достоверной информации об определенном объекте. Сегодня при любом социальном процессе особенно необходимы точность, результативность, достоверность, открытость, что, в свою очередь, вызывает необходимость быть заранее проинформированным перед тем, как приступить к какой-либо работе.

Для повышения эффективности работы по духовно-нравственному воспитанию в высших учебных заведениях требуется изучать и наблюдать за социальными процессами, связанными со студентами, определять критерии. Духовность и нравственность студентов отражаются в каждой их работе, мышлении, на лице, в действиях.

Известно, что продукт будет востребован, если только он соответствует интересам потребителя. Однако при составлении плана духовно-просветительской работы мы не советуемся с потребителями, то есть студентами. Поэтому большинство проводимых нами духовно-просветительских мероприятий кажутся скучными для них. Это, безусловно, не может не сказаться на эффективности мероприятий. В решении именно этой проблемы нам поможет социология.

Но возникает вопрос. Нужна ли при этом духовная диагностика?

Нужно быть хорошо информированным о мировоззрении, заботах, интересах, досуге, чаяниях студентов. Только тогда духовно-просветительские мероприятия обретут диагностический характер. Результативности можно добиться, если духовная терапия будет сочетаться с диагностикой. Иначе будет сложно повысить результативность. А изучение этих аспектов требует проведения социологических опросов.

За последние три-четыре года Министерство высшего и среднего специального образования на основе инициативы "От абстракции – к точности" упорядочило много неточных и волнующих всех правовых актов. Заместитель декана, ответственный за духовно-просветительскую работу, отвечал за нее на общественных началах. Повысились его статус, зарплата. В управлении духовно-нравственного воспитания создан отдел, специалисты которого занимаются проведением, координацией социальных опросов и составлением заключений на их основе. Привлеченные в отдел специалисты и эксперты несут ответственность за организацию и проведение социальных опросов.

Работники выходят на места и изучают реальную духовную среду, переходят к работе по диагностическому методу. До настоящего времени высшие образовательные учреждения ограничивались только социологическим опросом "Профессор-преподаватель – глазами студента". Теперь же налаживается система социологического, психологического, педагогического мониторинга.

В ходе онлайн-опроса открыто были даны ответы на вопросы о коррупции и коррупционных фактах, волнующих студентов проблемах, их чаяниях и интересах, а также о том, кому и какое мы дали воспитание-образование. К примеру, почти 25 процентов учащихся учебных заведений, расположенных в приграничных районах, на вопрос "Свяжите ли вы свою дальнейшую судьбу с Узбекистаном?" ответили, что желают жить или работать за рубежом. Необходимо посредством опросов выявлять подобные проблемы и принимать меры по их устранению.

Известно, что в нынешних условиях пандемии все мы перешли на изолированный и онлайн-образ жизни. Студенты также получают образование через интернет, в том числе социальные сети.

Если студенты через социальные сети получают дистанционное образование или находят через них источники домена "Uz", то это хорошо. А если это не так? Что если они посещают запрещенные сайты, которые вводят их в заблуждение, негативно влияют на мышление и мировоззрение.

Сегодня работа с молодежью, деятельность отделов духовности и просветительства должны соответствовать современным требованиям. То есть, перед проведением любого духовно-просветительского мероприятия, организацией работы по нравственному воспитанию следует изучить проблемы посредством опроса. При этом необходимо использовать социометрический метод, проводить беседы, интервью, сформировать фокус-группу.

Проведение во всех вузах один раз в неделю социологических опросов из 10 вопросов на конкретные темы позволит узнать, чем заняты студенты, выявить проблемы в образовательно-воспитательном процессе, предложения и инициативы студентов по их устранению.

Азизбек ОМОНОВ,
ответственный работник Ташкентского 
государственного экономического университета.

3 033
УзА