Узбекистан готовится к важному политическому процессу – выборам. Ожидается, что они будут не только первыми в новой истории Узбекистана, но и пройдут в новом духе.


Узбекистан готовится к важному политическому процессу – выборам. Ожидается, что они будут не только первыми в новой истории Узбекистана, но и пройдут в новом духе. Так как же будет организован избирательный процесс? Как обеспечим главное требование выборов – прозрачность?

На эту и другие темы корреспондент УзА побеседовал с заместителем председателя Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан Махмудом ИСТАМОВЫМ.

– Махмуд Шухратович, основные принципы проведения справедливых выборов связаны с обеспечением открытости и гласности. Как будет обеспечиваться данный принцип на нынешних выборах?

– Выборы депутатов в Законодательную палату Олий Мажлиса, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов, которые пройдут 22 декабря, будут отличаться от предыдущих. Наш народ и весь мир являются свидетелями положительных изменений. Поменялось и мировоззрение народа. Нет сомнения, что развитое политическое мышление, повышение культуры граждан, обеспечение демократии, открытости и гласности в обществе еще раз найдут свое подтверждение на предстоящих выборах. 

Кроме того, нынешние выборы будут проводиться в соответствии с новым Избирательным кодексом. Этот документ включает в себя свыше 30 новых норм и правил, которые будут способствовать проведению выборов на основе общепризнанных международных стандартов и принципов демократии, открытости и гласности. Снято много действовавших ранее ограничений.

На предстоящих выборах будет учитываться каждый голос, каждый гражданин будет непосредственно участвовать в формировании представительных органов государственной власти. На выборах на деле будут обеспечены открытость, гласность и прозрачность. Это найдет свое отображение в осуществлении работы избирательных комиссий всех уровней, начиная от участковых избирательных комиссий и заканчивая Центральной избирательной комиссией, с высокой ответственностью и на основе высших демократических принципов.

Неспроста девиз предстоящих выборов - “Новый Узбекистан: новые выборы”.

– Ожидается, что на выборах международных наблюдателей будет больше, чем на предыдущих, в частности, за всеми процессами будут наблюдать представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Насколько это обоснованно и какой результат ожидается?

– Международное наблюдение за выборами - признанная во всем мире практика, так как участие зарубежных государств и наблюдателей международных организаций является одним из важных условий проведения демократических выборов на основе открытости и гласности. В этой связи Центральной избирательной комиссией Узбекистана Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) было направлено приглашение для оценки хода подготовки к выборам в Законодательную палату Олий Мажлиса.

Миссия по оценке потребностей (МОП) положительно оценила предвыборную атмосферу, процесс подготовки, меры, реализуемые по обеспечению проведения в стране свободных и демократических выборов. Постоянный совет ОБСЕ счел целесообразным отправить на предстоящие выборы полноценную наблюдательную миссию.

Полностью поддерживается принятие Избирательного кодекса и прохождение им экспертизы ОБСЕ/БДИПЧ и Венецианской комиссии. В представленном МОП отчете перечислены важные положительные преобразования. Планы Центральной избирательной комиссии Узбекистана по широкому осведомлению населения о предстоящих выборах, организация по всей стране каскадных тренингов, направленных на качественное обучение всем аспектам проведения выборов членов окружных и участковых избирательных комиссий, введение в практику единого электронного списка избирателей, создание необходимых условий для участия в выборах граждан с ограниченными возможностями - из их числа.

– Как идет внедрение электронной избирательной системы? Будет ли устранено встречавшееся на предыдущих выборах семейное голосование?

– Сегодня трудно встретить сферу, куда не проникли современные информационно-коммуникационные технологии. Избирательная система - не исключение. Применение в избирательном процессе электронной системы не только облегчит работу, но и будет способствовать еще более широкому обеспечению прозрачности выборов. 

Определенные успехи можно увидеть и на примере ускоренной работы по формированию единого электронного списка избирателей (ЕЭСИ). Данная система была впервые апробирована в ходе прошедших в 2017 году выборов в районные Кенгаши народных депутатов города Ташкента. Для устранения возникших в ходе испытания системы некоторых недостатков в 2018 году принято постановление главы государства “О мерах по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в избирательный процесс”. В соответствии с данным постановлением при сотрудничестве соответствующих министерств и ведомств завершается работа по полному формированию ЕЭСИ. 

На основе ЕЭСИ сформирована информационная система управления избирательным процессом (ИСУИП). Она включает в себя несколько задач и предоставляет возможность распределения граждан-избирателей по избирательным участкам, ознакомления с информацией, касающейся их избирательных участков, облегчает работу окружных и участковых избирательных комиссий. 

В день выборов прибывшие для голосования наши соотечественники обращаются к операторам ИСУИП и, получив избирательный бюллетень, поддерживают своего кандидата в кабине для голосования. В результате одновременно автоматически формируется полный список граждан, участвовавших в выборах. Это исключает возможность неоднократного голосования на выборах одного и того же лица или голосование за всех членов семьи. 

Для облегчения деятельности Центральной избирательной комиссии на выборах и создания дополнительных условий разработано мобильное приложение “Выборы-2019”. Оно включает законодательные акты относительно выборов, сведения об активистах избирательных комиссий, методические рекомендации для избирателей, членов комиссии, политических партий, кандидатов и наблюдателей, учебные материалы по повышению знаний активистов выборов, книги и статьи, вопросы и ответы по теме. Более того, в нем будет размещена специальная ссылка для содействия избирателям в нахождении своего избирательного участка. 

– В социальных сетях можно прочитать о недоверии некоторых избирателей к выборам. Открыто подвергают критике тот факт, что выборы не пройдут объективно и справедливо, а другие отмечают, что политические партии появляются лишь перед выборами, дают обещание и не выполняют. Как вы относитесь к подобным высказываниям?

– Могу сказать точно, что пришло время полного рассеивания у людей сомнений о бывалых выборах. Почему? Прежде всего, наши соотечественники открыто и безбоязненно выражают свое мнение в средствах массовой информации, в частности, в электронных изданиях, социальных сетях, что очень радует. В то же время это является своеобразным гарантом проведения выборов на основе принципов демократии, честности и справедливости, формой общественного контроля. Там, где сильный общественный контроль, можно предотвратить случаи мошенничества, которые порождают у людей недоверие и сомнение. Это касается и избирательного процесса. 

Все более прочно утверждающиеся в Узбекистане свобода слова и печати, резкое оживление в средствах массовых информации, социальных сетях, как упоминалось выше, служат ярким подтверждением открытия нашей страны миру в качестве современного демократического государства. 

Разве это не важный фактор, способствующий проведению выборов на основе общепризнанных демократических принципов? Ясно одно: в нынешней избирательной кампании дискуссия и конкуренция будут сильнее и интереснее, чем когда-либо. Обратите внимание, за один депутатский мандат будут бороться кандидаты пяти политических партий. В день выборов каждая политическая партия направит в каждый избирательный участок по одному наблюдателю, к тому же за ними будут наблюдать работники местных органов самоуправления, уполномоченные представители кандидатов, наблюдатели из зарубежных стран и международных организаций, иностранные и местные журналисты, блогеры. Каждый из них, а это минимум 7-8 человек, будет внимательно наблюдать за процессом голосования. Как в таком случае можно фальсифицировать результаты выборов? Нет, конечно! Такая открытость и прозрачность, масштабное наблюдение не встречались на предыдущих выборах.

Избиратели будут поддерживать ту партию или кандидата, которые в своей предвыборной программе будут больше отражать проблемы, надежды и чаяния, интересы электората. Кандидат этой партии удостоится статуса депутата, что не только законно, но и вполне естественно.

Нет сомнения, что в условиях демократического плюрализма будут все ярче проявлены присущие нашему народу толерантность и великодушие, любовь и милосердие, уважение и почтение, высокая политическая и правовая культура. Партии и кандидаты не должны забывать об этих древних традициях и качествах. В некоторых странах нередко наблюдается, что кандидаты просто обливают друг друга грязью, что не соответствует ни принципам демократии, ни поведенческим нормам, ни человеческой духовности.

Еще одна истина заключается в том, что проведение выборов на основе принципов многопартийности и альтернативности, открытости и транспарентности, в соответствии с общепризнанными демократическими стандартами во многом зависит от тщательной подготовки политических партий к данному процессу, их активного участия с глубоко продуманными новыми идеями и целями, программами. 

Как отмечает глава нашего государства, независимо от принадлежности к той или иной партии всех наших соотечественников объединяет единая цель – построение великого будущего родного Узбекистана. Именно эта цель призывает всех нас преданно служить Родине.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Как будет обеспечена прозрачность выборов?

Узбекистан готовится к важному политическому процессу – выборам. Ожидается, что они будут не только первыми в новой истории Узбекистана, но и пройдут в новом духе.


Узбекистан готовится к важному политическому процессу – выборам. Ожидается, что они будут не только первыми в новой истории Узбекистана, но и пройдут в новом духе. Так как же будет организован избирательный процесс? Как обеспечим главное требование выборов – прозрачность?

На эту и другие темы корреспондент УзА побеседовал с заместителем председателя Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан Махмудом ИСТАМОВЫМ.

– Махмуд Шухратович, основные принципы проведения справедливых выборов связаны с обеспечением открытости и гласности. Как будет обеспечиваться данный принцип на нынешних выборах?

– Выборы депутатов в Законодательную палату Олий Мажлиса, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов, которые пройдут 22 декабря, будут отличаться от предыдущих. Наш народ и весь мир являются свидетелями положительных изменений. Поменялось и мировоззрение народа. Нет сомнения, что развитое политическое мышление, повышение культуры граждан, обеспечение демократии, открытости и гласности в обществе еще раз найдут свое подтверждение на предстоящих выборах. 

Кроме того, нынешние выборы будут проводиться в соответствии с новым Избирательным кодексом. Этот документ включает в себя свыше 30 новых норм и правил, которые будут способствовать проведению выборов на основе общепризнанных международных стандартов и принципов демократии, открытости и гласности. Снято много действовавших ранее ограничений.

На предстоящих выборах будет учитываться каждый голос, каждый гражданин будет непосредственно участвовать в формировании представительных органов государственной власти. На выборах на деле будут обеспечены открытость, гласность и прозрачность. Это найдет свое отображение в осуществлении работы избирательных комиссий всех уровней, начиная от участковых избирательных комиссий и заканчивая Центральной избирательной комиссией, с высокой ответственностью и на основе высших демократических принципов.

Неспроста девиз предстоящих выборов - “Новый Узбекистан: новые выборы”.

– Ожидается, что на выборах международных наблюдателей будет больше, чем на предыдущих, в частности, за всеми процессами будут наблюдать представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Насколько это обоснованно и какой результат ожидается?

– Международное наблюдение за выборами - признанная во всем мире практика, так как участие зарубежных государств и наблюдателей международных организаций является одним из важных условий проведения демократических выборов на основе открытости и гласности. В этой связи Центральной избирательной комиссией Узбекистана Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) было направлено приглашение для оценки хода подготовки к выборам в Законодательную палату Олий Мажлиса.

Миссия по оценке потребностей (МОП) положительно оценила предвыборную атмосферу, процесс подготовки, меры, реализуемые по обеспечению проведения в стране свободных и демократических выборов. Постоянный совет ОБСЕ счел целесообразным отправить на предстоящие выборы полноценную наблюдательную миссию.

Полностью поддерживается принятие Избирательного кодекса и прохождение им экспертизы ОБСЕ/БДИПЧ и Венецианской комиссии. В представленном МОП отчете перечислены важные положительные преобразования. Планы Центральной избирательной комиссии Узбекистана по широкому осведомлению населения о предстоящих выборах, организация по всей стране каскадных тренингов, направленных на качественное обучение всем аспектам проведения выборов членов окружных и участковых избирательных комиссий, введение в практику единого электронного списка избирателей, создание необходимых условий для участия в выборах граждан с ограниченными возможностями - из их числа.

– Как идет внедрение электронной избирательной системы? Будет ли устранено встречавшееся на предыдущих выборах семейное голосование?

– Сегодня трудно встретить сферу, куда не проникли современные информационно-коммуникационные технологии. Избирательная система - не исключение. Применение в избирательном процессе электронной системы не только облегчит работу, но и будет способствовать еще более широкому обеспечению прозрачности выборов. 

Определенные успехи можно увидеть и на примере ускоренной работы по формированию единого электронного списка избирателей (ЕЭСИ). Данная система была впервые апробирована в ходе прошедших в 2017 году выборов в районные Кенгаши народных депутатов города Ташкента. Для устранения возникших в ходе испытания системы некоторых недостатков в 2018 году принято постановление главы государства “О мерах по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в избирательный процесс”. В соответствии с данным постановлением при сотрудничестве соответствующих министерств и ведомств завершается работа по полному формированию ЕЭСИ. 

На основе ЕЭСИ сформирована информационная система управления избирательным процессом (ИСУИП). Она включает в себя несколько задач и предоставляет возможность распределения граждан-избирателей по избирательным участкам, ознакомления с информацией, касающейся их избирательных участков, облегчает работу окружных и участковых избирательных комиссий. 

В день выборов прибывшие для голосования наши соотечественники обращаются к операторам ИСУИП и, получив избирательный бюллетень, поддерживают своего кандидата в кабине для голосования. В результате одновременно автоматически формируется полный список граждан, участвовавших в выборах. Это исключает возможность неоднократного голосования на выборах одного и того же лица или голосование за всех членов семьи. 

Для облегчения деятельности Центральной избирательной комиссии на выборах и создания дополнительных условий разработано мобильное приложение “Выборы-2019”. Оно включает законодательные акты относительно выборов, сведения об активистах избирательных комиссий, методические рекомендации для избирателей, членов комиссии, политических партий, кандидатов и наблюдателей, учебные материалы по повышению знаний активистов выборов, книги и статьи, вопросы и ответы по теме. Более того, в нем будет размещена специальная ссылка для содействия избирателям в нахождении своего избирательного участка. 

– В социальных сетях можно прочитать о недоверии некоторых избирателей к выборам. Открыто подвергают критике тот факт, что выборы не пройдут объективно и справедливо, а другие отмечают, что политические партии появляются лишь перед выборами, дают обещание и не выполняют. Как вы относитесь к подобным высказываниям?

– Могу сказать точно, что пришло время полного рассеивания у людей сомнений о бывалых выборах. Почему? Прежде всего, наши соотечественники открыто и безбоязненно выражают свое мнение в средствах массовой информации, в частности, в электронных изданиях, социальных сетях, что очень радует. В то же время это является своеобразным гарантом проведения выборов на основе принципов демократии, честности и справедливости, формой общественного контроля. Там, где сильный общественный контроль, можно предотвратить случаи мошенничества, которые порождают у людей недоверие и сомнение. Это касается и избирательного процесса. 

Все более прочно утверждающиеся в Узбекистане свобода слова и печати, резкое оживление в средствах массовых информации, социальных сетях, как упоминалось выше, служат ярким подтверждением открытия нашей страны миру в качестве современного демократического государства. 

Разве это не важный фактор, способствующий проведению выборов на основе общепризнанных демократических принципов? Ясно одно: в нынешней избирательной кампании дискуссия и конкуренция будут сильнее и интереснее, чем когда-либо. Обратите внимание, за один депутатский мандат будут бороться кандидаты пяти политических партий. В день выборов каждая политическая партия направит в каждый избирательный участок по одному наблюдателю, к тому же за ними будут наблюдать работники местных органов самоуправления, уполномоченные представители кандидатов, наблюдатели из зарубежных стран и международных организаций, иностранные и местные журналисты, блогеры. Каждый из них, а это минимум 7-8 человек, будет внимательно наблюдать за процессом голосования. Как в таком случае можно фальсифицировать результаты выборов? Нет, конечно! Такая открытость и прозрачность, масштабное наблюдение не встречались на предыдущих выборах.

Избиратели будут поддерживать ту партию или кандидата, которые в своей предвыборной программе будут больше отражать проблемы, надежды и чаяния, интересы электората. Кандидат этой партии удостоится статуса депутата, что не только законно, но и вполне естественно.

Нет сомнения, что в условиях демократического плюрализма будут все ярче проявлены присущие нашему народу толерантность и великодушие, любовь и милосердие, уважение и почтение, высокая политическая и правовая культура. Партии и кандидаты не должны забывать об этих древних традициях и качествах. В некоторых странах нередко наблюдается, что кандидаты просто обливают друг друга грязью, что не соответствует ни принципам демократии, ни поведенческим нормам, ни человеческой духовности.

Еще одна истина заключается в том, что проведение выборов на основе принципов многопартийности и альтернативности, открытости и транспарентности, в соответствии с общепризнанными демократическими стандартами во многом зависит от тщательной подготовки политических партий к данному процессу, их активного участия с глубоко продуманными новыми идеями и целями, программами. 

Как отмечает глава нашего государства, независимо от принадлежности к той или иной партии всех наших соотечественников объединяет единая цель – построение великого будущего родного Узбекистана. Именно эта цель призывает всех нас преданно служить Родине.