ИНФОРМАЦИЯ о шестом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
7 августа 2020 года в городе Ташкенте состоялось шестое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
7 августа 2020 года в городе Ташкенте состоялось шестое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В работе заседания, которое проводилось в форме видеоконференцсвязи, приняли участие члены правительства, руководители министерств и ведомств, представители средств массовой информации.
Заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.
На пленарном заседании членами верхней палаты парламента обсуждены 16 вопросов, в том числе 8 законов. Пленарное заседание в прямом эфире транслировалось на официальном веб-сайте Сената и его страницах в социальных сетях и по каналу «Узрепорт».
Перед переходом к официальной части пленарного заседания прошла минута молчания в память отважного сына узбекского и каракалпакского народов, известного государственного и общественного деятеля, Героя Узбекистана, Председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, сенатора Мусы Тажетдиновича Ерниязова.
Первым вопросом обсуждения в рамках повестки дня стал Закон Республики Узбекистан «Об образовании».
Отмечалось, что Закон “Об образовании” был принят в 1997 году и в настоящее время не отвечает требованиям, предъявляемым к обеспечению качества образования. Принятие новой редакции данного закона обеспечит неразрывную связь вопросов образования и воспитания.
Кроме того, отдельное внимание уделяется вопросам дошкольного образования и воспитания. В частности, приоритетное значение придается обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, а также широкому применению на практике вида непрерывного образования, направленного на подготовку детей к общему среднему образованию.
Наряду с этим особое внимание уделяется обеспечению непрерывности, логической последовательности содержания образования, начиная с системы дошкольного, общего среднего и среднего специального, профессионального, высшего образования, переподготовки и повышения квалификации кадров, внешкольного образования.
Кроме того, закрепляется норма об осуществлении изучения общеобразовательных и специальных предметов в форме дневного образования на бесплатной основе в рамках двухгодичных интегрированных программ на базе выпускников IX классов школ начального, профессионального образования.
В законе вносится ясность касательно прав, обязанностей и ответственности работников образовательных учреждений, обучающихся и родителей, социальной защиты участников образовательного процесса, правового статуса тысяч специалистов, работающих в сфере образования, а также миллионов родителей, аспектов их социальной защиты и обязанностей.
Закон отныне предоставляет возможность развития негосударственной формы образования, эффективного использования в обществе потенциала интеллектуальной собственности, расширения рабочих мест по направлениям науки и просвещения.
В ходе заседания сенаторы отметили, что закон в новой редакции имеет значимость в плане внесения правовой ясности в вопросы многих наших граждан относительно высшего образования, признания дипломов, полученных по образованию, гарантирования временного места жительства для обучающихся, дистанционного образования, семейного образования, инклюзивного образования.
Сенаторы одобрили Закон Республики Узбекистан «О занятости населения».
Далее сенаторы обсудили очередной вопрос повестки дня шестого пленарного заседания верхней палаты парламента – Закон Республики Узбекистан «О занятости населения».
Отмечалось, что в действующем законе требования прямого действия на низком уровне. В условиях сегодняшних рыночных отношений закон содержит неэффективные, устаревшие нормы и положения. В частности, услуги, оказываемые органами труда, регулируются несколькими подзаконными нормативными актами.
Кроме того, не указаны механизмы государственного заказа по созданию новых рабочих мест, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации. В этой связи возникает необходимость законного урегулирования новых отношений, связанных с обеспечением занятости, защитой от безработицы, рынком труда и трудовой миграцией.
Закон «О занятости населения» в новой редакции служит целям регулирования деятельности в данном направлении.
Вместе с тем закон станет руководством к действию при обеспечении занятости населения, внедряя современные профессиональные и трудовые стандарты, а также при регулировании и совершенствовании механизмов оплаты труда.
Законом впервые внедряются эффективные и перспективные направления обеспечения занятости – национальная система развития профессиональной квалификации и компетенции, единая национальная трудовая система, предусматривающая ведение электронного учета трудовых книжек и договоров.
Их внедрение является необходимым условием обеспечения занятости, позволит собрать и получить полную информацию о рынке труда. В условиях перехода к цифровой экономике это позволит принять особенно важные меры.
Принятие закона будет способствовать поднятию рынка труда и занятости на качественно новый уровень, созданию стимулирующего фактора для повышения качества национальной рабочей силы, расширению возможностей для трудоустройства социально нуждающихся лиц, финансовой поддержки и стимулирования социальной активности безработных.
Также принятием закона расширятся возможности создания современной инфраструктуры и институциональной атмосферы на рынке труда, расширения объема услуг, оказываемых органами труда, усиления предпринимательских инициатив и обеспечения самозанятости лиц.
Закон одобрен сенаторами.
В центре внимания сенаторов был Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми» в новой редакции.
Отмечалось, что необходимость разработки закона в новой редакции обусловлена тем, что сегодня не урегулированы конкретные положения по вопросам защиты и оказания помощи жертвам торговли людьми, не определены особенности противодействия торговле несовершеннолетними, правовой статус идентификации, оказания помощи и защиты жертв торговли людьми.
В законе в новой редакции внимание уделено именно этим аспектам. В нем четко определены основные понятия и принципы данной сферы, нормы ее государственного регулирования, а также нормы, касающиеся уполномоченных государственных органов, Национальной комиссии, территориальных комиссий и Национального докладчика.
Известно, что в настоящее время в республике действуют более 9 тысяч негосударственных некоммерческих организаций, около 100 из них работают в сфере противодействия торговле людьми. В законе негосударственные некоммерческие организации также определены как организации, оказывающие содействие государственным органам, осуществляющим деятельность в данном направлении, четко раскрываются их полномочия и задачи.
Вместе с тем в отличие от действующего закона в новой редакции раскрываются порядок социальной реабилитации и адаптации жертв торговли людьми, меры по обеспечению конфиденциальности сведений о жертвах торговли людьми и их безопасности.
Более того, в отдельной главе определяются понятия идентификации и перенаправления жертв торговли людьми, которые раньше в национальном законодательстве отсутствовали.
Принятие закона будет способствовать гарантированной защите прав и законных интересов граждан, ставших жертвами торговли людьми.
Члены Сената одобрили данный закон.
Далее члены верхней палаты парламента обсудили Закон Республики Узбекистан «Об административно-территориальном устройстве Республики Узбекистан».
Значимость закона определяется тем, что он служит регулированию отношений в области административно-территориального устройства Республики Узбекистан.
Принятие данного Закона связано с рядом объективных причин. Так, действующий Закон “О порядке решения вопросов административно-территориального устройства в Республике Узбекистан”, принятый в 1996 году, не может обеспечить системное решение вопросов административно-территориального устройства в стране. Кроме того, отсутствует порядок поэтапного принятия решения по соответствующим вопросам.
Более того, не разработаны и не урегулированы процедуры проведения государственной экспертизы предложений по вопросам административно-территориального устройства в Республике Узбекистан. Это, в свою очередь, создает почву для принятия решений по данным вопросам без глубокого анализа. Конкретно не определены полномочия и задачи органов государственной власти и управления, а также отсутствуют нормы прямого действия.
Еще одна особенность. Когда принимался закон, он состоял из 31 статьи, из которых в настоящее время 15 по различным причинам утратили свою силу.
В ходе заседания сенаторы отметили, что новый закон отличается от Закона «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства в Республике Узбекистан» наличием ряда основных положений.
Так, четко определяются полномочия и задачи государственных органов при принятии решений по вопросам территориального устройства.
Наряду с этим на основе правовых норм определяются механизмы проведения государственной экспертизы предложений по административно-территориальному устройству Республики Узбекистан, а также создания и организации деятельности специальных комиссий по этим вопросам. Законом также внедряются механизмы соблюдения решений, принятых по вопросам административно-территориального устройства.
Данный закон одобрен сенаторами.
Также на пленарном заседании рассмотрен Закон Республики Узбекистан «О защите сельскохозяйственных растений от вредителей, болезней и сорняков» в новой редакции.
После всестороннего рассмотрения закона при участии специалистов соответствующих министерств и ведомств сделан вывод о необходимости его кардинального пересмотра.
Прежде всего, в законе нет списка химических соединений, применяемых для защиты растений от вредных организмов, и рекомендованных химических и биологических средств, удобрений и других препаратов. Не раскрыты также основные критерии и нормы их эффективного и безвредного использования.
Кроме того, в законе не отражены вопросы, касающиеся выявления объектов и субъектов защиты растений, их прав и обязательств. Не указаны также аспекты по радиологическому, токсикологическому надзору и диагностике с целью обеспечения стандартных норм пестицидов при выращивании в сельском хозяйстве продукции, отвечающей международным требованиям.
Вместе с тем в законе отсутствуют требования по регистрации новых пестицидов и агрохимических средств, а также выдаче разрешения на использование средства в сельском хозяйстве Республики Узбекистан. Не установлены нормы относительно вопросов изучения распространения ранее не встречавшихся видов вредителей, болезней и сорняков в результате внедрения новых сортов и разновидностей растений в аграрном секторе.
По мнению экспертов, следует рассмотреть нормы закона относительно их соответствия другим законодательным актам и международным актам о карантине растений и их защите. Помимо этого, изложение статей закона не отвечает требованиям законодательной техники.
Принимая во внимание значимость общественных отношений, регулируемых в законе, сенаторы сочли целесообразным пересмотреть концепцию данного закона, применив к нему комплексный подход, имплементируя международные нормы для его доработки, а также провести инвентаризацию действующего законодательства и включить в него положения данного закона.
В рамках шестого пленарного заседания члены Сената рассмотрели также Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием процессов законотворчества и парламентского контроля».
Законом, направленным на организацию эффективного парламентского контроля деятельности органов государственного управления, вносятся изменения и дополнения в ряд законодательных актов касательно деятельности парламента и местных Кенгашей.
Так, в соответствии с Законом «О парламентском контроле» палаты Олий Мажлиса вправе заслушивать лишь информацию членов правительства. Согласно внесенному изменению закрепляется норма, что Законодательная палата и Сенат могут на своих заседаниях заслушивать информацию членов правительства, руководителей государственных органов, органов хозяйственного управления по вопросам их деятельности.
Одно из новшеств, вносимых в закон, направлено на введение практики активизации и широкого использования института парламентской проверки, который считается видом парламентского контроля.
Причина в том, что в действующем порядке проведения парламентской проверки был ряд недостатков. В частности, в палатах Олий Мажлиса не было возможности принять отдельное решение по проведению парламентской проверки.
В связи с этим данным законом определяется возможность проведения парламентской проверки отдельным постановлением Законодательной палаты или Сената, либо совместным постановлением палат Олий Мажлиса.
На основании изменений также определяется, что ответ на парламентский запрос, запрос сенатора по вопросам, волнующим население, подписывается должностным лицом, на имя которого был направлен запрос, или лицом, временно исполняющим его обязанности. Это служит дальнейшему повышению действенности запросов.
Еще одно изменение направлено на повышение эффективности рассмотрения законопроектов и улучшение их качества. Согласно этому изменению с докладом по законопроекту в первом чтении, как правило, выступает субъект права законодательной инициативы или его представитель, а в последующих чтениях – представитель ответственного комитета.
Закон одобрен сенаторами.
Затем сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием порядка прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан».
Отмечалось, что данный закон разработан в целях обеспечения исполнения постановлений Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан» и «О совершенствовании системы подготовки офицеров резерва и запаса в учебных отделениях военной подготовки высших образовательных учреждений Республики Узбекистан».
Принятие закона даст возможность усовершенствовать и привести в единый вид законодательные акты, связанные с прохождением военной службы гражданами Республики Узбекистан, единообразно толковать все понятия, термины и названия, применяемые в данной сфере.
Основная цель внесения изменений и дополнений:
* четкое определение критерия принятия и увольнения с военной службы;
* отражение в законодательных актах изменений, связанных с введением вместо сержантского звания воинских званий сержант I, II, III степени, а также званий корабельного состава;
* предоставление руководителям министерств, государственных комитетов и ведомств, имеющих силовую структуру, полномочий по установлению процедур ношения военной форменной одежды, ранее возложенных на Министерство обороны;
* определение возможности подготовки офицеров резерва и запаса в учебных центрах и на курсах военной подготовки высших учебных заведений.
Изменения и дополнения будут способствовать регулированию действующих законодательных актов и устранению в законодательстве правовых пробелов.
После активного обсуждения данный закон одобрен сенаторами.
Далее был рассмотрен Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О частных агентствах занятости».
Отмечалось, что в процессе применения закона о регулировании деятельности частных агентств занятости, принятого в 2018 году, были зафиксированы факты хищения агентствами занятости средств, собранных с граждан, изъявивших желание работать за границей, при этом агентства занятости не обеспечивали трудоустройство этих граждан.
В отношении руководителей 10 частных агентств занятости возбуждены уголовные дела за причинение материального ущерба 7 123 гражданам на сумму более 72 миллиардов сумов.
В частности, руководителем частного агентства занятости «Human» присвоены денежные средства 1086 граждан в размере 21,2 миллиарда сумов, руководителем агентства «Korean аnd Migrations» - средства 2317 граждан в размере 22,2 миллиарда сумов.
С целью устранения таких негативных случаев данным законом устанавливается, что деньги за оказание услуг по трудоустройству лиц, изъявивших желание работать за границей, будут взысканы не с данных лиц, а с работодателей.
Также в отношении должностных лиц частных агентств занятости предусмотрена ответственность за нарушение требований закона.
С целью обеспечения прозрачности оказания агентствами занятости услуг по трудоустройству договоры по оказанию услуг будут регистрироваться в режиме реального времени в информационной системе Министерства занятости и трудовых отношений.
Кроме того, с целью увеличения гарантий трудоустройства наших граждан, ищущих работу за пределами республики, заключение частными агентствами занятости в письменной форме договоров о сотрудничестве с иностранными работодателями, партнерами определено как необходимое условие.
Изменения, вносимые в закон, создают фундамент для решения актуальных вопросов сегодняшнего дня, повышения благосостояния граждан.
Закон одобрен сенаторами.
Очередным вопросом обсуждения в рамках повестки дня шестого пленарного заседания стал отчет Кабинета Министров Республики Узбекистан об исполнении в первом полугодии 2020 года Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики».
Отмечалось, что правительством создана целостная система обеспечения исполнения и постоянного мониторинга программы, предусматривающая разработку проектов 163 нормативно-правовых актов, 121 программы мероприятий и других документов.
В отчетном периоде освоено иностранных инвестиций и кредитов в 1,2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем услуг увеличился на 2,6 процента.
На обеспечение государственных медицинских учреждений и населения лекарственными средствами, медицинскими изделиями выделено в 1,3 раза больше средств по сравнению с прошлым годом, или почти 1,5 триллиона сумов.
Отмечалось, что из-за пандемии коронавирусной инфекции в стране значительно снизились и темпы роста в отраслях экономики. В частности, объем экспорта в республике по сравнению с прошлым годом сократился на 22,6 процента.
Из 118 поручений, которые должны были быть выполнены в соответствии с программой в первом полугодии 2020 года, 3 своевременно не выполнены.
Так, не обеспечено принятие решения правительства об усилении безопасности производимой продовольственной продукции.
В процессе обсуждения отчета правительства сенаторы акцентировали внимание на некоторых нареканиях населения, ставших результатом непринятия должных мер по целевому и эффективному использованию средств, выделенных на социальную поддержку населения в условиях пандемии и карантина.
Подчеркивалось, что не обеспечено на должном уровне исполнение задач по налаживанию системы электронного контроля необоснованного повышения цен на потребительские товары и лекарственные средства.
Сделан акцент на необходимости стабилизации эпидемиологической ситуации в стране, предупреждения заболеваний, доставки в больницы граждан с подозрением на заражение коронавирусом, а также систематического разъяснения населению требований карантина и усиления активного участия на местах представителей махалли в осуществлении общественного контроля в этом направлении.
По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.
В рамках повестки дня шестого пленарного заседания заслушана информация министра внутренних дел Республики Узбекистан о состоянии предупреждения и профилактики правонарушений по итогам шести месяцев 2020 года.
Отмечалось, что в результате осуществленной системной работы раскрыты 20497, или 95,2 процента зарегистрированных преступлений. Задержано 1051 лицо, находящееся в розыске следственными органами, и найдено более 260 лиц, которые считались без вести пропавшими.
По инициативе органов внутренних дел выявлено 4158 преступлений. Из 9145 махаллей республики в 66,3 процента, или в 6061 не допущено совершение преступлений.
Вместе с тем проведенное изучение показало, что в деятельности органов внутренних дел имеются определенные недостатки, проблемы, ждущие своего решения, и нереализованные возможности.
Так, за 6 месяцев текущего года по республике зарегистрировано 21535 преступлений, что означает, что на 100 тысяч человек в среднем приходится 63,3 преступления.
Неблагополучие в семьях, несвоевременное решение конфликтов остаются вне поле зрения активистов махаллей и широкой общественности, что приводит к совершению особо тяжких преступлений.
Так, из зарегистрированных за шесть месяцев 2020 года убийств каждое третье (71, 35 процентов), 76 (20,5 процента) преступлений в виде нанесения тяжкого телесного повреждения совершается в рамках семейных отношений.
Вместе с тем из-за того, что своевременно не пресекаются семейные ссоры, совершены 5940 правонарушений в рамках семейных отношений, большинство которых, то есть 52,6 процента (3 123) приходится на Ташкентскую, Бухарскую, Навоийскую и Ферганскую области.
В частности, выданы охранные ордеры 2776 женщинам, которые столкнулись с притеснением в семейных условиях.
В связи с тем, что все еще сохраняется множество проблем в работе с молодежью и не уделяется должного внимания их устранению, каждое четвертое преступление (4 988, или 23,2 процента) из зарегистрированных в течение 6 месяцев текущего года в республике совершается молодежью, 1315 из них, или 6 процентов - незанятой молодежью.
Кроме того, более 3 тысяч безработных (3198) совершили преступления, что свидетельствует о неэффективном решении на местах вопросов обеспечения занятости населения.
Хотя уменьшилось количество дорожно-транспортных происшествий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (2564/2388), 730 лиц погибли из-за отсутствия должных условий для безопасного движения на дорогах. 2297 лиц получили травмы различной степени.
Вместе с тем почти каждое второе ДТП (из 2388 1017) совершено в результате превышения скорости, что говорит о необходимости активизации работы по эффективному использованию на местах фото- и видеофиксирующих устройств.
Кроме того, сенаторами проведено изучение с выездом на места, что позволило выявить проблемы и недостатки системы. Так, отчеты инспекторов по профилактике в органах самоуправления граждан проводятся формально, а в некоторых случаях и вообще не проводятся.
И в местных Кенгашах народных депутатов в процессе слушания отчетов районных и городских отделов внутренних дел в большинстве случаев не обеспечивается участие руководящих кадров данных структур.
Вместе с тем, несмотря на положительную работу, проводимую в плане работы с кадрами в органах внутренних дел, 3027 сотрудников допустили нарушения служебной дисциплины, а 52 - совершили преступления.
К примеру, в текущем году в Кашкадарьинской и Андижанской областях поводом для широкого обсуждения среди населения стали случаи совершения сотрудниками нарушений закона, что привело к формированию негативного мнения в отношении органов внутренних дел.
Сенаторами подчеркнута необходимость разработки предложений по внесению в действующее законодательство изменений относительно создания межведомственной рабочей группы по выявлению и устранению проблем в неблагополучных семьях, их социальной и моральной поддержке, а также установлению ответственности родителей, являющихся причиной семейных разводов.
Кроме того, отмечалась необходимость системной совместной организации в регионах служебной деятельности членов структур «Пункты общественного контроля» и «Самоотверженная женщина» и помощников инспекторов по профилактике, проведения в махаллях, в которых не достигнуто снижение преступности, системной профилактической работы с лицами, неблагополучными семьями и неорганизованной частью молодежи, состоящими на профилактическом учете.
По рассмотренному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Затем сенаторами заслушана информация министра иностранных дел Республики Узбекистан о деятельности в первом полугодии текущего года.
Отмечалось, что Министерством иностранных дел осуществлена определенная деятельность по реализации внешней политики нашей страны, защите государственных интересов Узбекистана и прав граждан страны в отношениях с зарубежными государствами, а также в международных и региональных организациях. При этом особое внимание обращается на регулирование деятельности министерств, ведомств, учреждений по развитию международных связей.
За отчетный период организованы официальные визиты на высшем уровне в Турцию и Российскую Федерацию, приемы зарубежных гостей от имени Президента Республики Узбекистан, свыше 20 онлайн-диалогов на высшем уровне.
В развитии межпарламентского сотрудничества и связей с международными и региональными организациями также проделана определенная работа. В частности, в отчетном периоде организовано 58 визитов и встреч, онлайн–диалогов на уровне зарубежных парламентских и международных организаций.
В условиях пандемии коронавирусной инфекции Министерство иностранных дел в рамках своих функциональных обязанностей вносит свой вклад в осуществление мероприятий по оказанию материальной помощи более чем 11 тысячам граждан, попавшим в трудное положение за рубежом, возвращению свыше 95 тысяч граждан в Узбекистан, а также отправку свыше 7 тысяч иностранных граждан на родину.
Особое значение имеет привлечение при содействии дипломатических представительств Узбекистана с начала 2020 года свыше 3 миллиардов долларов США иностранных инвестиций и кредитов в нашу страну.
Наряду с этим в процессе изучения, проведенном Сенатом, а также его обсуждения в местных Кенгашах народных депутатов отмечалось наличие ряда проблем и недостатков в деятельности Министерства иностранных дел.
Особое внимание было уделено задачам по повышению эффективности сотрудничества с престижными международными организациями, в том числе с ООН, и широкой пропаганде на международной арене осуществляемых в Узбекистане широкомасштабных политических и социальных реформ во имя интересов народа.
Деятельность по практическому содействию регионам республики в области стимулирования экспорта, привлечению иностранных инвестиций и развитию туризма, повышению знаний и квалификации предпринимателей на местах по развитию внешнеэкономического сотрудничества, а также решению проблем трудовой миграции все еще не дает должного результата.
В частности, до сих пор не налажена система учебных занятий и тренингов для представителей областей республики с целью повышения эффективности регионального сотрудничества с зарубежными государствами. Некоторые проекты и инвестиционные предложения, поступающие из регионов, остаются без ответа.
Действующий порядок защиты прав наших граждан за рубежом, оказания соответствующей помощи и качественных консульских услуг подвергается серьезной критике. Тому подтверждением служит множество сообщений в социальных сетях.
По итогам всестороннего и открытого обсуждения на пленарном заседании Сената местным Кенгашам народных депутатов, Министерству иностранных дел, Министерству инвестиций и внешней торговли, Торгово-промышленной палате и другим соответствующим ведомствам даны конкретные поручения и рекомендации.
По рассмотренному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.
Далее члены Сената заслушали информацию министра занятости и трудовых отношений о работе, проведенной в 2019 году и за прошедший период 2020 года.
Отмечалось, что Рабочей группой Сената изучено состояние исполнения Закона Республики Узбекистан «О занятости населения» и решений, программ и мер, направленных на обеспечение занятости и социальной поддержки населения.
На основе анализа рынка труда страны проделана определенная работа по обеспечению занятости населения путем разработки территориальных и отраслевых программ, установления государственного заказа на создание новых рабочих мест и квот для трудоустройства социально уязвимых слоев населения.
Так, в республике по состоянию на 1 апреля 2020 года количество трудовых ресурсов составляет 19,1 миллиона человек. Этот показатель вырос по сравнению с соответствующим периодом 2019 года на 0,6 процента.
Кроме того, проделана определенная работа по обеспечению занятости безработных лиц, обратившихся в органы по труду, привлечению их к работе путем организации работы по строительству, ремонту, реконструкции, благоустройству городов и районов, организации сезонной работы в сельском хозяйстве.
В частности, работа центров содействия занятости в 2019 году переведена на обслуживание физических и юридических лиц на основе принципа «Одно окно» и 773,4 физических и юридических лиц оказаны услуги.
В соответствии с Законом «О частных агентствах занятости» министерством сформирован реестр частных агентств занятости. За январь-апрель 2020 года более 2890 безработных граждан были трудоустроены.
В ходе заседания отмечено, что изучение показало низкий уровень эффективности деятельности министерства и наличие ряда проблем и недостатков.
Так, в 2019 году по республике 773 тысячи человек обратились за содействием в трудоустройстве и лишь 46 процентов из них трудоустроены, за 4 месяца 2020 года обеспечена занятость 40 процентов из 273 тысяч обративших граждан.
Не налажено предоставление частными работодателями информации о вакантных местах в бюро в соответствии с действующим трудовым законодательством.
Нельзя говорить об удовлетворительной работе по сокращению безработицы путем стимулирования создания новых рабочих мест.
Постановлением Президента Республики Узбекистан «О государственном заказе по обеспечению занятости населения и организации новых рабочих мест в 2019 году» от 5 марта 2019 года определено создание по республике всего 370 тысяч новых рабочих мест.
Не отвечает требованиям исполнение таких задач, определенных в Положении министерства, как обеспечение занятости населения на основе анализа рынка труда страны, разработка территориальных и отраслевых программ, обеспечение занятости населения путем установления квот на трудоустройство социально уязвимых слоев населения.
Более того, не налажена системная работа по трудоустройству молодежи, в том числе в сельской местности, выпускников высших и средних специальных образовательных учреждений.
Еще один вопрос. Форма и качество обучения на учебных курсах, действующих до сегодняшнего времени в системе министерства, не отвечают современным требованиям. Например, нынешняя форма действующей учебной системы не позволяет охватить миллионы безработных лиц.
Вместе с тем внимание акцентировано и на проблемах, ждущих своего решения в сфере регулирования трудовой миграции и организованного набора граждан для работы за рубежом.
В частности, из-за неудовлетворительного выполнения задач, определенных в Положении министерства по регулированию трудовой миграции и организованному набору граждан для работы за рубежом, доля организованной миграции в потоке общей трудовой миграции в 2019 году и за прошедший период 2020 года составила в среднем 9 процентов.
Высказаны предложения и рекомендации по устранению выявленных проблем и недостатков.
По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.
Далее сенаторами рассмотрен вопрос о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров Республики Узбекистан о мероприятиях по обеспечению защиты прав граждан Республики Узбекистан, временно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации.
Отмечалось, что парламентский запрос сформирован на основе анализа многочисленных обращений граждан, поступающих в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Виртуальную и Народную приемные Президента, Омбудсману, хокимияты, дипломатические миссии страны в Российской Федерации.
Подчеркивалось, что решение актуальных проблем граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность в Российской Федерации, находится в центре внимания Сената и является одной из центральных тем деятельности Узбекско-российской комиссии по межпарламентскому сотрудничеству.
Несмотря на наличие двух соглашений с российской стороной, призванных упорядочить процессы внешней трудовой миграции, заключение договоров по организованному набору граждан для осуществления трудовой деятельности, созданию благоприятных условий для обеспечения их безопасного следования к месту работы за пределы республики, все еще сохраняются существенные проблемы надлежащего исполнения достигнутых межгосударственных соглашений.
К примеру, согласно данным представительства Агентства по внешней трудовой миграции, в городе Москве 25,4 процента всех трудовых мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность в России, работают без оформления соответствующего патента. То есть, согласно законодательству России, они ведут свою деятельность нелегально.
Несмотря на наличие двусторонних соглашений, продолжают оставаться низкими показатели организованного трудоустройства граждан. К примеру, в 2019 году Агентством по внешней трудовой миграции и частными агентствами занятости путем организованного набора в России было трудоустроено лишь 1425 человек.
Наличие стихийной трудовой миграции, нерешенность проблем с низкой социальной адаптацией трудовых мигрантов, слабое знание русского языка, трудового и миграционного законодательства Российской Федерации порождают многочисленные проблемы, связанные с обеспечением прав наших граждан.
Сенаторы подчеркнули, что защита прав и интересов граждан страны за рубежом входит в число важнейших приоритетных задач правительства республики.
Исходя из этого, Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан принял постановление о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
Принято решение о направлении парламентского запроса в Министерство внутренних дел и Генеральную прокуратуру.
Затем рассмотрен вопрос о направлении парламентского запроса в Министерство внутренних дел и Генеральную прокуратуру Республики Узбекистан о состоянии совершения таких преступлений, как применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Отмечалось, что Комитет Сената Олий Мажлиса по судебно-правовым вопросам и противодействию коррупции изучил совершение таких преступлений, как применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в органах следствия и дознания, учреждениях по исполнению наказания.
В последние годы в стране осуществляется широкомасштабная работа по обеспечению прав и свобод граждан, в первую очередь надежных гарантий защиты от преступных посягательств, а также недопущению унижения их чести и достоинства, ограничения их законных интересов. В частности, в данном направлении принят ряд нормативно-правовых актов.
Также впервые в 2019 году в Комитет ООН против пыток был представлен доклад Республики Узбекистан о выполнении обязательств, определенных в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания вместе с Альтернативным докладом Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана).
Однако обращения, поступающие от населения, и анализ судебной практики показывают, что все еще встречаются случаи применения незаконных действий в отношении лиц, задержанных правоохранительными органами, содержащихся под стражей и осужденных к лишению свободы. Например, на имя Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) в 2017 году по данным вопросам поступило 24 обращения, в 2018 году – 101, в 2019 году – 138 и по состоянию на 25 мая 2020 года – 40. Как видно, год за годом растет количество жалоб, поступающих на имя Омбудсмана. Все эти обращения взяты на контроль и направлены для рассмотрения в Генеральную прокуратуру и Министерство внутренних дел Республики Узбекистан.
Однако Уполномоченному Олий Мажлиса по правам человека не предоставляются сведения о результатах доследственных проверок, проведенных по части направленных обращений.
По данным Генеральной прокуратуры, из-за совершения сотрудниками правоохранительных и контролирующих органов и другими лицами преступления, предусмотренного статьей 235 Уголовного кодекса, возбуждено всего 25 уголовных дел и проведены следственные мероприятия в отношении 96 человек.
В 2017 году 8 сотрудников правоохранительных органов, в 2018 году 4 сотрудника и в 2019 году 6 сотрудников привлечены к ответственности за применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Кроме того, судами в 2017-2018 годах рассмотрено всего 21 дело и в отношении 38 человек вынесены приговоры за применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Наличие таких случаев вызывает обоснованные возражения населения, приводит к потере доверия к правоохранительным органам и правосудию.
К тому же, это негативно влияет на позиции нашей страны в международных рейтингах и индексах. Например, Узбекистан занимает 136-е место среди 212 стран по субиндикатору «Политическая стабильность и отсутствие насилия» Индикатора качества управления Всемирного банка, по индикатору обеспечения основных (фундаментальных) прав Индекса верховенства права международной неправительственной организации «Всемирный проект правосудия» Узбекистан среди 128 стран занимает 110-е место.
На основании вышеизложенного Сенат Олий Мажлиса принял решение о направлении парламентского запроса в Министерство внутренних дел и Генеральную прокуратуру Республики Узбекистан о состоянии совершения таких преступлений, как применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Направлен парламентский запрос о проблемах, возникающих в процессе широкого привлечения населения, особенно молодежи, к занятию физической культурой и спортом
Также был рассмотрен вопрос о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров Республики Узбекистан о проблемах, возникающих в процессе широкого привлечения населения, особенно молодежи, к занятию физической культурой и спортом.
Отмечалось, что за последние три года в нашей стране осуществлены реформы по развитию физической культуры и спорта. Так, образовано Министерство физической культуры и спорта, принята Концепция развития физической культуры и спорта до 2025 года.
Начали свою деятельность Нукусский филиал Узбекского государственного университета физической культуры и спорта, Самаркандский филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, совместный факультет физической культуры, спорта и туризма, организованный совместно с Белорусским государственным университетом физической культуры.
Кроме того, в соответствии с Инвестиционной программой в 2019 году построено 69 спортивных объектов на сумму 244,2 миллиарда сумов. В отдаленных кишлаках построены и сданы в эксплуатацию 421 спортивный зал легкой конструкции и спортивные сооружения с искусственным покрытием.
В 2019 году среди семей проведено более 53 тысяч массовых спортивных соревнований, которыми охвачено свыше 4,2 миллиона граждан.
На заседании наряду с положительной работой особо отмечались имеющиеся проблемы. Так, созданные в регионах спортивные сооружения не полностью удовлетворяют потребности населения.
87 процентов имеющихся в республике 51583 спортивных сооружений расположены в районах и 13 процентов - в городах. Они могут вместить 1,3 миллиона человек, что означает охват 4 процента населения страны.
Согласно анализу, сегодня в республике имеется потребность в 421 спортивном сооружении. Это в основном касается Республики Каракалпакстан, Кашкадарьинской, Сырдарьинской, Бухарской, Джизакской, Сурхандарьинской и Ташкентской областей.
Кроме того, на основе условий государственно-частного партнерства не выделены земельные площади для строительства баскетбольных площадок в 96 процентах (194) городов и районов. Из-за того, что работа по паспортизации спортивных сооружений проводилась не на должном уровне, 46 процентов из имеющихся в республике 51583 спортивных сооружений не паспортизированы.
Кроме того, не на должном уровне организована работа по обеспечению общеобразовательных школ спортивными залами. В 24 процентах (2 359) 9942 общеобразовательных школ Министерства народного образования нет спортивных залов.
Несмотря на то, что проведено более 248,5 тысяч мероприятий по привлечению к массовому спорту свыше 3,8 миллиона незанятых молодых людей, ими охвачено лишь 10 процентов молодежи.
Помимо этого, Комитетом Сената по вопросам молодежи, культуры и спорта совместно с ЮНИСЕФ на социальной цифровой платформе «Ю-репорт» проведен опрос относительно сегодняшнего состояния спортивных сооружений и их деятельности, результаты которого свидетельствуют о наличии ряда проблем в данной сфере.
Около восьми тысяч участников опроса высказали свои мнения, согласно которым 49 процентов молодежи постоянно не занимаются физической культурой, 20 процентов - не охвачены ни одним из видов спорта. 19 процентов респондентов считают, что стоимость спортивных кружков для участников высокая. 64 процента молодежи считают, что неудобства вызваны ездой на транспорте или долгой пешей прогулкой до спортивного сооружения. 64 процента молодежи отметили отсутствие спортивных сооружений в махаллях, в которых они проживают, и недостаточность организации спортивных соревнований. Особенно неудовлетворительное состояние наблюдается в Наманганской, Андижанской и Ферганской областях.
Так, исполнение программы на основе условий государственно-частного партнерства «Футбольная площадка – в каждой махалле» не обеспечено почти в 6 тысячах махаллей. Например, в Андижанской области не построено 867, в Самаркандской области - 790, в Ташкентской области - 708 и в Ферганской области - 700 футбольных площадок.
Кроме того, в недостаточной степени организована работа по подготовке кадров для сферы физической культуры и спорта, обеспечению спортивных школ квалифицированными тренерами и медицинскими работниками.
Учитывая вышеизложенное, Сенатом принято постановление о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров Республики Узбекистан о проблемах, возникающих в процессе широкого привлечения населения, особенно молодежи, к занятию физической культурой и спортом.
Также были утверждены решения Кенгаша Сената Олий Мажлиса.
На этом шестое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса завершило свою работу.
Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан