УзА Русский

13.01.2016 19:32:03 Версия для печати

Фармацевтика последовательно развивается

Осуществляемые под руководством Президента нашей страны последовательные реформы в области медицины служат важным фактором укрепления здоровья, обеспечения долголетия населения.

Вступивший в силу 5 января текущего года Закон Республики Узбекистан "О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности" в новой редакции играет важную роль в подъеме этих реформ на более высокий уровень.

О сути и значимости данного закона корреспондент УзА побеседовала с заместителем председателя Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по труду и социальным вопросам Мавлудой Хужаевой.

– В нашей стране действует более ста фармацевтических предприятий. Почти на 30 из них внедрена международная система управления качеством. Из года в год растут объемы привлекаемых в отрасль иностранных инвестиций, проводится широкомасштабная работа по обеспечению населения качественными лекарствами, дальнейшему развитию фармацевтической промышленности.

Сегодня отечественная фармацевтическая промышленность обеспечивает треть потребностей внутреннего рынка. Нашими предприятиями выпускается более 1700 видов лекарственных средств, входящих в 90 фармакотерапевтических групп.

Последовательное развитие фармацевтической промышленности, расширение обращения лекарственных средств, обновление методов их применения в медицине требуют совершенствования соответствующего законодательства. С этой целью законотворческой группой, в которую вошли депутаты, эксперты, ученые и специалисты, было проведено глубокое изучение законодательства развитых стран в данной области, всесторонне проанализирован накопленный в нашей стране опыт. В принятый на этой основе закон в новой редакции введено множество новых норм.

С учетом общепринятых норм усовершенствованы основные формулировки, введены новые понятия, используемые в современной медицине, такие, к примеру, как "побочная реакция". По данным Всемирной организации здравоохранения, смерть от побочных реакций лекарственных средств занимает 4-е место в общем показателе смертности в мире. С целью поиска оптимальных путей решения данной проблемы налажена система своевременного уведомления Министерства здравоохранения о подобных факторах.

С целью создания законодательных основ этой деятельности в закон введено понятие "побочная реакция", на Министерство здравоохранения возложены задачи по выявлению, оценке и предотвращению побочных реакций лекарственных средств. Это будет способствовать упорядочению деятельности системы здравоохранения, всех юридических лиц, связанных со сферой, послужит правовой основой для своевременного выявления побочных реакций и принятия соответствующих решений для сохранения здоровья человека.

В законе также конкретно и детально изложены полномочия Кабинета Министров, Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и органов государственной власти на местах в области производства и реализации лекарственных средств и фармацевтической деятельности. В частности, расширены полномочия Министерства здравоохранения по ряду таких актуальных задач, как утверждение нормативно-правовых актов в области лекарственных средств и изделий медицинского назначения, нормативных документов в области технического регулирования. Определено, что министерство осуществляет государственный фармакологический надзор. Цель фармнадзора заключается в системной организации мер по охране здоровья человека, обеспечении безопасности и эффективности лекарственных средств, предотвращении распространения фальсифицированных лекарств.

– Какие нововведения в законе способствуют развитию фармацевтической промышленности и лекарственного обеспечения?

– В нашей стране развивается сеть аптек. Аптеки преимущественно действуют в частном секторе, что свидетельствует о динамичном развитии предпринимательства в этой сфере. Сегодня население эффективно обслуживают аптеки, организованные по современным стандартам. С учетом их важности для охраны здоровья человека в закон введена статья "Аптека". В этой статье нашли свое отражение нормы, касающиеся полномочий аптек, управления ими, предъявляемых к ним требований и контроля за их деятельностью.

Как известно, ранее в законодательстве организационная структура аптек определялась понятием "аптечное учреждение", которое подразумевало аптеки лечебно-профилактических учреждений, осуществляющие деятельность за счет бюджетных средств. Данное обстоятельство препятствовало развитию частного предпринимательства в сфере.

С учетом этого в новой редакции закона определено, что аптека может создаваться в форме юридического лица или его структурного подразделения, имеющего соответствующую лицензию на осуществление розничной реализации и изготовление лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Теперь биологически активные добавки, предметы санитарии и гигиены, лечебное питание, минеральные воды, лечебно-косметическая продукция не входят в число лекарственных средств. Эта норма создала условия для реализации данной продукции не только в аптеках, но и в торговых комплексах.

– Согласно новому закону кто имеет право заведовать аптекой?

– До настоящего времени заведовать аптекой разрешалось только фармацевтам с высшим фармацевтическим образованием. Развитие среднего специального образования в нашей стране обусловило необходимость совершенствования законодательства в этой сфере. Ведь сегодня в медицинских колледжах квалифицированные специалисты готовятся по различным направлениям здравоохранения, в том числе фармацевтике. Эти молодые специалисты, получившие образование на уровне международных стандартов и глубоко овладевшие достижениями современной медицины, занимают важное место в развитии отрасли. Поэтому необходимо эффективно использовать их потенциал. С учетом этих особенностей закон дополнен нормой, согласно которой филиалом аптеки помимо специалистов с высшим образованием могут заведовать фармацевты-ассистенты со средним специальным образованием.

В закон введены отдельные статьи о производстве фармакологических или лекарственных средств, проведении клинических исследований лекарств. Введены новые положения, касающиеся порядка хранения, перевозки и уничтожения лекарственных средств и изделий медицинского назначения, их экспорта и импорта. Цель этих нововведений заключается в обеспечении безопасности, повышении качества и эффективности лекарственных средств, охране здоровья человека и развитии фармацевтического производства.

В целом закон в новой редакции стал очередным важным шагом к дальнейшему совершенствованию системы здравоохранения нашей страны.