Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

07.08.2018 19:17 Версия для печати

Эпоха позитивных перемен

Время, летящее с неизменной быстротой, позволяет уже с позиций весомого интервала с большей ясностью и точностью оценить масштаб и значение каждого важного события. С момента знаменательной встречи Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева с творческой интеллигенцией страны прошел ровно год. С исторической точки зрения этот временной интервал, как может показаться, и не слишком велик. Но особые свойства «излучения», исходящие от всей системы реформ, проводимых нашим Президентом, благотворно сказываются уже с самых первых моментов внедрения в жизнь.

Стоит вспомнить о том, насколько продуктивна и плодотворна была сама эта встреча Президента страны с ведущими представителями творческой интеллигенции, сколько важнейших проблем было затронуто и разрешилось уже в самом ходе этой оживленной встречи! Мне уже приходилось говорить о том, что сам характер всех реформаторских предложений лидера страны Шавката Миромоновича носил некий «опережающий» характер.

И вот пролетел год. Целый год – как можно оценить с одной стороны. Только год – как возможно подметить с другой стороны. А цепь изменений – ярка и наглядна.

Основная благотворная тема встречи и тезис Президента о том, что узбекистанское искусство никогда не станет бизнесом, получили ясное и наглядное подтверждение в многочисленных делах. Укреплена – и значительно! – материальная база театров и других учреждений искусства, определены надежные спонсоры-меценаты, которые способствуют поддержанию театрального производства, без полноценного развития которого невозможен выпуск и спектаклей, и иных проектов на современном эстетическом и творческом уровне. К великой радости многих деятелей искусства решен вопрос о достойном уровне заработной платы творческого состава ГАБТ имени Алишера Навои, других театров и творческих вузов нашего государства. Проявлена подлинная забота об опытных мастерах искусства, удостоенных высоких почетных званий, – они, принося государству яркие плоды своих трудов, получают сегодня наряду с зарплатой пенсии в полном объеме. В центре реформ, осуществляемых по воле и под прямым руководством нашего Президента, – значительное улучшение материального состояния творческих вузов и их педагогов.

Воистину стоит приветствовать возрождение по указу Президента в новой форме и концертно-филармонической деятельности – в этой сфере предполагается наряду с пропагандой богатейших национальных традиций уделить достойное внимание и мировому классическому наследию, просветительской работе среди самых широких кругов общественности. Богатейшие традиции этих неисчерпаемых пластов, которыми во все времена гордился Узбекистан, несомненно, обретут новую силу и значение.

И, конечно же, невозможно переоценить значение пристального внимания к широкомасштабным реформам образования – как в самом широком смысле слова, так и в сугубо творческом. Внимание к книге как к источнику знаний и восприятия мировой культуры стало решающим. Совершенствуется система повышения уровня творческого образования, ежедневное внимание наставников уделяется формированию молодежи. Постоянные успешные выступления узбекистанцев на многих престижных международных конкурсах способствуют росту молодых дарований и все активнее свидетельствуют о высоком уровне культуры и искусства нашей страны во множестве зарубежных стран.

Сейчас, в преддверии главного праздника нашей страны и народа – 27-й годовщины независимости Узбекистана с особой силой осознается, что мы живем в стремительно меняющейся среде. Буквально каждый день происходят благодатные изменения. С особым присущим умением опережать, предвосхищать события наш Президент мудро и умело осуществляет важные и необходимые изменения в каждой структуре, каждой сфере. И его призыв, гласящий, что изменения в добрую сторону в жизни страны и нашего многонационального народа должны происходить не завтра и даже не в достаточно обозримом будущем, но сегодня, сейчас, редкостно весом и значим. И практически в каждый момент всей силой духа ощущаешь, как в многоплановое, широкомасштабное пространство жизни Узбекистана внедряются принципиальные перемены. Естественно, вполне осознаваемы и трудности, возникающие на этом пути, и необходимость преодоления инертности мышления отдельных руководителей, сознание которых устремлено к привычным прежним нормативам, и, конечно же, необходимость поиска новых кадров. Определяюще важна и неразрывна связь между поколением опытных мастеров своего дела и теми, новыми, кто уже приходит и кто придет в самые ближайшие времена.

А успехи уже совершенного впечатляют и радуют. Стоит взглянуть на достижения ГАБТ имени Алишера Навои за минувший год, чтобы с еще большей силой оценить значение этих реформ. Успешно проведя в начале минувшего сезона впервые в истории театра грандиозный гала-концерт OPEN AIR на площади перед историческим зданием театра, мы были очень рады и его высоким техническим возможностям, и интересу к проекту самых широких зрительских кругов, особо воспринявших атмосферу грандиозного вечера музыки под благодатным ташкентским небом! И уже сейчас, в преддверии нового сезона, мы активно работаем над совершенно новым проектом будущего OPEN AIR, который, как уже запланировано, 14 и 15 сентября откроет новый, 89-й, сезон нашего театра. И я рад, что снова в союзе с талантливым дирижером Бобомуродом Худайкуловым осуществляю этот проект. Как и предыдущий, он был бы невозможен без активной меценатской помощи друзей театра и целого коллектива людей, которые отдают все силы его полноценному воплощению.

Минувший сезон был богат на премьеры – увидели свет премьера новой версии не шедшей на сцене театра оперы А. Рубинштейна «Демон», ряд балетных премьер, включающих «Даму с камелиями» (на музыку Дж. Верди и П. Масканьи), «Поэму двух сердец» А. Меликова. При этом ценно и примечательно, что многие проекты осуществляли гости – оперу «Демон» поставил заслуженный деятель искусств Иркин Габитов (Санкт-Петербург), в постановке исторической премьеры «Поэма двух сердец» активнейшим образом участвовал выдающийся хореограф и педагог Азарий Плисецкий, а постановку балета "Дама с камелиями" успешно осуществил известный турецкий хореограф Мехмет Балкан. И этот ряд названных мастеров из-за рубежа далеко не полон. Новая постановочная версия оперы Джакомо Пуччини «Флория Тоска» также вписалась в цепочку этих премьер. Отрадно, что в премьере балета "Белоснежка и семь гномов" на музыку К. Хачатуряна весомо и внятно раскрылось дарование молодого хореографа Равшана Чарыева, для которого этот спектакль стал успешной дипломной балетмейстерской работой. 

Ближайшей премьерой нового сезона станет совершенно новая версия замечательной оперы С. Юдакова «Проделки Майсары» в постановке главного дирижера, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Фазлиддина Якубжанова и режиссера-постановщика, заслуженного работника культуры Узбекистана Хайдарали Касымова. Зрителю будет представлена и обновленная версия оперы М. Бафоева "Хамса", в которую мне, как постановщику, предстоит ввести на главную роль Алишера Навои нового перспективного исполнителя – Абдугани Рузиева. Новый сезон, верится, принесет ташкентскому зрителю немало приятных сюрпризов и открытий.

Не будет ошибкой сказать, что насыщение всей жизни нашей страны оживляющим ветром перемен и реформ делает сам процесс жизни и работы еще динамичнее и интереснее. Мудрость нашего главы государства проявляется и в том, что многообразный "цветник" культур многих народов Узбекистана по-прежнему радует новыми и новыми "соцветиями", символизирующими силу и красоту мира, дружбы народов и их единения. С ощущением благотворности всего, что по благодатной воле Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева входит в нашу жизнь буквально с каждым днем, хочется с еще большей силой и отдачей способствовать тому, чтобы и наша страна в целом, и народ, и плодотворная сфера его разнообразных искусств становились еще прекраснее, гармоничнее. Чтобы окружающий нас мир все более осознавал и ценил самобытность искусства и культуры нашей страны, становящееся все более ощутимым их вхождение в мировое сообщество.

Андрей СЛОНИМ,
заслуженный деятель искусств Узбекистана, режиссер-постановщик Государственного
академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои.

УзА
2 505