УзА Русский

22.05.2020 Версия для печати

Что дает безвозмездное выделение средств из государственного бюджета нуждающимся слоям населения?

Что дает безвозмездное выделение средств из государственного бюджета нуждающимся слоям населения?
Экономический анализ 

В настоящее время миллионы людей не имеют возможности работать. В связи с пандемией в нашей стране, как и во всем мире, временно прекращена деятельность многих фирм и предприятий. Закрыты границы. Полностью прекратился поток туристов.

В ряде государств для решения вызванных пандемией проблем из бюджета населению выделили безвозмездную одноразовую денежную помощь. Например, в феврале текущего года в Гонконге приняли решение раздать гражданам в возрасте от 18 лет и старше (около 7 миллионов человек) по 10000 гонконгских долларов (приблизительно 1200 долларов США). Эти денежные средства составили большую часть затрат объявленного правительством антикризисного фонда объемом более 15 миллиардов долларов.

Правительство США в качестве одной части сформированного для борьбы с пандемией коронавируса пакета антикризисной помощи объемом 2,2 триллиона долларов сообщает о переводе на банковские счета налогоплательщиков (независимо от того, нуждающиеся они или нет) по 1200 долларов и на каждого ребенка дополнительно по 500 долларов.

Сингапур объявил, что с апреля всем взрослым гражданам (21 год и старше) будет предоставлен одноразовый перевод в размере 600 сингапурских долларов и в последующие месяцы будут осуществляться дополнительные платежи. Вместе с тем правительство призвало желающих оказывать благотворительность через веб-страницу www.giving.sg или напрямую предоставлять помощь нуждающимся. В Сингапуре нуждающиеся в помощи могут обращаться в ведомства социальных услуг или общественные центры.

В Японии на первом этапе программы чрезвычайной помощи – в феврале-июне намерены предоставлять финансовую помощь в размере 300000 иен – около 2760 долларов семьям, потерявшим доход в связи с пандемией.

Возникает вопрос: нужно ли с учетом опыта развитых стран в плане раздачи денег предоставлять и в Узбекистане безвозмездную денежную помощь гражданам? Чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно рассмотреть ситуацию в странах, использующих раздачу денег, и в Узбекистане.

В Узбекистане целью массовой раздачи денег является не стимулирование потребления, а поддержка нуждающихся слоев населения в период кризиса, в частности, семей, не имеющих возможности работать в связи с пандемией коронавируса, мигрантов, не имеющих возможности для выезда на работу, одиноких престарелых. В условиях нашей страны массовая раздача денег, независимо от того, нуждаются в помощи люди или нет, может привести к ряду негативных последствий.

В условиях сокращения предложения товаров и услуг в связи с коронавирусом в результате безвозмездной раздачи денег увеличение предложения денег приведет к ускорению инфляции в экономике. В последние годы в Узбекистане сохраняется высокий уровень инфляции. В результате перебоев с поставками из-за пандемии коронавируса, ограничения движения транспортных средств, резкого возрастания потребностей в продовольствии, ограничений в экспорте отдельных продовольственных товаров Казахстаном и Россией в апреле уровень годовой инфляции достиг 14,5 процента. Продовольственная инфляция возросла с 15,8 процента в феврале до 19,1 процента в апреле.

Согласно результатам исследований, проведенных Центром экономических исследований и реформ, в 2020 году в условиях снижения реального роста объема ВВП Узбекистана до 1,8 процента прогнозируется уровень инфляции в 12,2 процента.

В таких условиях безвозмездная раздача денег из государственного бюджета в определенной степени станет помощью нуждающимся слоям населения в приобретении продуктов питания, одежды, выплаты коммунальных платежей, а у ненуждающихся в финансовой помощи возрастет потребность в товарах и услугах. Такое положение усилит инфляцию.

Предоставление из государственного бюджета одноразовой безвозмездной финансовой помощи всем без исключения увеличит недоимку в бюджете. Во время кризиса из государственного бюджета большие средства направлены на финансирование санитарно-эпидемиологических затрат, строительство и оборудование больниц и карантинных комплексов, социальную поддержку населения. 

Для привлечения не занятых трудом граждан к временным работам переведены средства в Фонд общественных работ. В таких условиях для разумного использования бюджетных средств при оказании безвозмездной финансовой помощи населению целесообразно не раздавать деньги всем на равных условиях, а оказывать адресную социальную помощь действительно нуждающимся слоям населения.

Неизвестно, в каких целях могут быть использованы безвозмездно выданные деньги. Если в Узбекистане, как и в развитых странах, будут осуществлены равные денежные переводы каждому налогоплательщику, возможно, нуждающиеся слои населения используют их по назначению. Однако неизвестно, в каких целях будут использованы лишние средства в руках ненуждающихся налогоплательщиков, что приведет к неэффективности массовой раздачи денег.

По состоянию на 1 мая 2020 года по республике число нуждающихся в социальной защите граждан составило 1538,8 тысячи человек. Из них 864,9 тысячи человек получают социальные пособия из государственного бюджета. Число граждан, не работающих из-за пандемии, – 341,3 тысячи человек. Вместе с тем на начало 2020 года 426,7 тысячи человек – это граждане, возвратившиеся из-за рубежа, 143,4 тысячи человек – не сумевшие выехать за границу на заработки.

Прогнозируется, что число граждан, получающих пособия, вырастет по крайней мере на 10 процентов, или число пенсионеров в составе Совета Федерации профсоюзов Узбекистана увеличится с 596 тысяч до 719 тысяч. Завершающийся в марте-июне срок выплаты социальных пособий малообеспеченным семьям автоматически продлен на 6 месяцев (дополнительно будет направлено 60 миллионов долларов США). Вместе с тем правительством утверждены изменения, направленные на упрощение процессов подачи заявления и проверки доходов для определения права на получение семейных пособий.

Проведена определенная работа по трудоустройству населения, временно потерявшего работу в период пандемии коронавируса. В частности, увеличены средства Фонда общественных работ, не занятые трудом граждане привлекаются к временным общественным работам (например, к проведению дезинфекции). По состоянию на 1 мая 2020 года около 47 тысяч человек устроены на крупные производственные предприятия. 9869 человек привлечены к работе в плодоовощных кластеры, почти 100 тысяч – в хлопководческих, зерноводческих и садоводческих фермерских хозяйствах.

Больничный лист работника оплачивается с учетом рабочего опыта в размере 60-80 процентов заработной платы. В период карантина этот показатель увеличен для всех без исключения до 100 процентов. Работающим родителям (одному из них) в связи с закрытием школ и детских садов предоставлен полностью оплачиваемый отпуск.

В целях финансовой поддержки нуждающихся слоев населения правительством рассматриваются возможности внедрения системы ваучеров и купонов для приобретения ими товаров потребления. Для этого изучается опыт ряда зарубежных стран.

Рассмотрим для примера опыт Китая. В апреле Китай начал постепенно смягчать карантинные правила, и для возвращения людей к обычной жизни вновь потребовались деньги. В целях восстановления розничной торговли правительство этой страны ввело потребительские купоны. Местные правления предлагают онлайн-потребительские купоны. 

К настоящему времени в 50 городах 16 провинций Китая введены обменные ваучеры для покупки продовольственной продукции, одежды и для использования в туристических зонах и зонах отдыха. В городах Гуанчжоу и Чанша при предоставлении помощи в покупке машины выделяют купоны стоимостью до двух тысяч долларов. Согласно статистическим данным, в большинстве случаев потребительские купоны приходятся на сферы продовольственной промышленности и туризма.

Халилилло ХАМИДОВ,
ведущий научный сотрудник Центра
 экономических исследований и реформ при
 Администрации Президента Республики Узбекистан

3 243
УзA