УзА Русский

04.05.2020 Версия для печати

Будет оцениваться воздействие законодательных актов на предпринимательскую деятельность

Будет оцениваться воздействие законодательных актов на предпринимательскую деятельность

В нашей стране осуществляются коренные реформы и преобразования, направленные на развитие предпринимательской деятельности. Естественно, что эффективность реформ во многим зависит от того, насколько эффективны их правовые основы.

Поэтому в стране уделяется особое внимание совершенствованию процесса принятия законов, указов и постановлений, других нормативно-правовых актов. При этом на основе Концепции совершенствования нормотворческой деятельности, утвержденной главой нашего государства в 2018 году, внедряется принципиально новая система, предусматривающая обязательную оценку практического воздействия законодательных актов.

Стоит сказать, что долгие годы данной деятельности не уделялось должное внимание. Несвоевременное внедрение в нормотворческую деятельность новых, инновационных методов и принципов привело к формированию морально устаревшей правовой базы, не способной создать юридическую обеспеченность реализуемых реформ.

В частности, на основе сформированной практики нормативно-правовые акты оценивались только с точки зрения их воздействия на государственный бюджет. При выполнении определенного действия не учитывались другие расходы и доходы, что привело к неоправданным финансовым затратам граждан и хозяйствующих субъектов, а также появлению необоснованных обязательств перед государством и государственными органами.

Более того, необоснованно увеличилось количество субъектов, уполномоченных принимать нормативно-правовые акты. Так, если в 1992 году количество субъектов, имевших полномочия принимать нормативно-правовые акты, составляло 7, то сегодня их число приблизилось к 100.

Согласно сведениям национальная база законодательных актов Республики Узбекистан включает более 20 тысяч нормативно-правовых актов. Ежегодно принимается в среднем около тысячи документов. Подзаконные акты составляют 97 процентов от общего количества нормативно-правовых актов.

Если с 1991 по 2015 годы в национальную базу данных законодательных актов Республики Узбекистан было внесено 60 тысяч законодательных актов, то только за последние три года в базу данных добавили 13 тысяч документов. Это - 22 процента от общего количества нормативно-правовых актов, принятых в период независимости. За последний год принято в сферах предпринимательства почти 400, инвестиций - свыше 300 подзаконных актов.

Глава государства в Концепции совершенствования нормотворческой деятельности не только дал оценку этим проблемам, но и нашел оптимальные решения множества других.

Определены такие концептуальные задачи, как принятие касающихся социальных отношений законов, которые будут напрямую внедрятся в практику, выявление воздействия каждой правовой нормы на предпринимательскую и другие сферы, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в нормотворческую деятельность.

В рамках их исполнения на основе богатого опыта передовых зарубежных государств в стране осуществляется целенаправленная работа по внедрению системы оценки воздействия законодательных актов. В частности, в целях налаживания эффективного взаимодействия между государственными органами, научным сообществом и негосударственными структурами, а также внедрения механизма оценки воздействия упорядочения законодательных актов на предпринимательскую деятельность, права, свободы и законные интересы граждан в структуре Управления юридического обеспечения создан отдел оценки воздействия упорядочения.

На основе соответствующих постановлений правительства от 12 и 22 марта 2019 года определен порядок проведения оценки воздействия упорядочения и утверждена схема оценки воздействия упорядочения.

Кроме того, разработан проект постановления Президента страны, направленный на внедрение комплексной системы оценки упорядочения. Проектом предусматривается внедрение с 2020 года в экспериментальном порядке практики оценки воздействия упорядочения проектов законов, с 1 января 2021 года - всех нормативно-правовых актов. С 1 сентября 2021 года предусматривается внедрение практики внесения в планы разработки законопроектов и подзаконных актов, а также проектов других нормативно-правовых актов только тех инициатив (поручений), которые прошли предварительную оценку воздействия.

Еще один важный вопрос. Известно, что Закон "О нормативно-правовых актах" - документ, являющийся в полном смысле этого слова основой Концепции совершенствования нормотворческой деятельности.

Изучение показало, что в действующем законе, принятом в 2012 году, отсутствуют механизмы системной организации нормотворческой деятельности и прямого действия. К примеру, на сегодняшний день вопросы разработки, согласования и принятия нормативно-правовых актов регулируются почти 10 различными правовыми актами, имеющими юридическую силу. Только с 2008 по 2017 годы принято свыше 8 тысяч документов, половина из которых аннулирована. В частности, в 2017-2018 годах полностью или частично аннулировано более 900 документов.

В проекте, который сейчас готовят к принятию во втором чтении в Законодательной палате Олий Мажлиса, совершенствуются все касающиеся сферы подзаконные акты. Законопроект усовершенствуется отсутствовавшими на практике новыми порядком и правилами.

В частности, уделяется особое внимание изучению законодательных актов на основе общественного мнения. Теперь проекты, связанные с правами, свободами, законными интересами, обязательствами физических и юридических лиц и оказывающие воздействие на предпринимательскую деятельность, окружающую среду, будут выноситься на обязательное общественное обсуждение.

Все это направлено на всестороннее обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан и субъектов предпринимательства, всесторонний учет их мнений.

3 659
Кахрамон АБДУЛЛАЕВ, УзА