УзА Русский

07.09.2018 21:15 Версия для печати

В Шахрисабзе открылся музей макома

  В Шахрисабзе открылся музей макома В ходе археологических раскопок в местности Айритом Сурхандарьинской области в 1937 году был обнаружен фриз с изображением музыкантов, относящийся к I веку до нашей эры.

Находка с изображением женщин, играющих на музыкальных инструментах чанг (арфа) и уд (лютня), в настоящее время хранится в Государственном музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Такие исторические предметы свидетельствуют о том, что в наших краях искусство музыки зародилось много тысячелетий назад...

С фотографиями и документами с ценными сведениями об истории искусства макома можно ознакомиться в Музее макома, организованном в городе Шахрисабзе.

Представленные здесь экспонаты рассказывают о богатом музыкальном наследии наших предков, позволяют глубже осознать значимость их свершений. Цель организации данного музея - широкое ознакомление будущих поколений с богатой историей искусства нашего народа, его огромным музыкальным наследием.

- Музеи служат сохранению материального и духовного наследия, доведению его до будущих поколений, - сказала заместитель министра культуры Республики Узбекистан Камола Окилова. - Человек, побывавший в Музее макома, получит широкую информацию об истории формирования искусства макома, его разновидностях и исполнителях, использованных в прошлом музыкальных инструментах. Музей состоит из пяти разделов. Первый посвящен истории музыки. Развитие музыкального искусства на территории Узбекистана связано с искусством макома. Об этом свидетельствуют найденные в нашей стране исторические предметы. Например, остадон, относящийся к зороастризму. На нем изображена женщина, играющая на арфе. Подлинный экземпляр данного памятника хранится в Эрмитаже. В нашем музее выставлена его копия.

Как отмечают специалисты, развитие искусства макома условно делится на три-четыре периода. Первый исторический период - до XIII века, в это время маком был хорошо развит. Второй период - XIII-XV века, то есть период, когда жил Мирзо Улугбек. В это время маком развивался на системной основе. Третий период - XVI-XIX века, когда в макоме начали проявляться местные особенности. Поэтому первый раздел музея посвящен истории макома, второй - бухарскому "Шашмакому". В следующем разделе можно ознакомиться с ферганско-ташкентским макомом, затем - с хорезмским. Последний раздел музея посвящен появившемуся в XX веке сурхандарьинско-кашкадарьинскому макому.

Улмас Баротов, УзА
3 140