Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях повышения качества, эффективности и общедоступности оказания медицинской помощи населению, расширения масштаба первичной медико-санитарной помощи, поэтапного внедрения системы медицинского страхования в данную сферу, создания современной конкурентной среды на рынке медицинских услуг, расширения на данной основе возможности получения населением гарантированной и качественной медицинской помощи:

1. Согласиться с предложением Министерства здравоохранения о реализации на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения пилотного проекта по внедрению новой модели организации системы здравоохранения и механизмов государственного медицинского страхования в Сырдарьинской области (далее – пилотный проект).

2. Установить, что в рамках пилотного проекта:

в учреждениях первичной медико-санитарной помощи создаются медицинские бригады, состоящие из семейного врача, средних медицинских работников, оказывающих ему помощь в направлениях терапия и педиатрия, а также патронажных медицинских сестер и акушеров;

на уровне каждого медицинского учреждения разрабатывается пакет бесплатных медицинских услуг и лекарственных средств, гарантированный государством (далее – гарантированный пакет);

гарантированный пакет предоставляется учреждениями первичной медико-санитарной помощи и больницами гражданам Республики Узбекистан, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Узбекистан. При этом семейный врач выдает направления к врачам узкого профиля и при необходимости в больницы районного, областного и республиканского уровня в соответствии
с объемом медицинских услуг и клиническими протоколами по видам каждого учреждения. Направления в больницы республиканского уровня утверждаются областным управлением здравоохранения. Также в случаях несоблюдения данного порядка медицинские услуги, не включенные в гарантированный пакет, оказываются на платной основе;

ведение мониторинга показателей, связанных со здоровьем населения, закрепление его за медицинскими учреждениями, ведение истории болезни, выдача рецепта для лекарственных средств и направление в медицинские учреждения в соответствии
с гарантированным пакетом осуществляются посредством единой электронной платформы;

разрабатываются важнейшие показатели эффективности медицинских работников учреждений первичной медико-санитарной помощи, ведется мониторинг их достижения с осуществлением им дополнительных поощрительных выплат по результатам;

на основе гарантированного пакета поэтапно внедряются механизмы государственного медицинского страхования, направленные на финансирование оказания качественной и полноценной медицинской помощи всем слоям населения.

3. Министерству здравоохранения (Хаджибаев А.М.) совместно с Министерством финансов (Ишметов Т.А.) и Министерством экономического развития и сокращения бедности (Норкулов И.И.) в срок до 1 февраля 2021 года в рамках пилотного проекта утвердить:

объем медицинских услуг и лекарственных средств, включаемых в гарантированный пакет;

критерии оценки деятельности и порядок поощрения медицинских работников учреждений первичной медико-санитарной помощи.

4. Организовать в рамках пилотного проекта систему медицинской профилактики и патронажа, предусматривающую:

разделение населения на группы риска исходя из имеющихся факторов риска;

обеспечение прохождения населением, входящим в группы со средним и высоким уровнем риска, медицинских осмотров в установленные сроки с периодическим наблюдением его здоровья;

установление постоянного наблюдения за больными, входящими в группу с высоким уровнем риска и не имеющими возможности самостоятельного посещения медицинских учреждений, оказание им медицинской помощи с выездом на дом;

проведение целевых скрининговых осмотров по определенным болезням с учетом специфики региона вместо профилактических осмотров;

оптимизацию патронажных осмотров, внедрение новой целевой системы патронажа.

Министерству здравоохранения (Иноятов А.Ш.):

в месячный срок организовать учебные курсы по обучению медицинских работников учреждений первичной медико-санитарной помощи Сырдарьинской области вновь внедряемой системе медицинской профилактики и патронажа;

внести в Кабинет Министров предложение по распространению по итогам пилотного проекта системы, предусмотренной в настоящем пункте, на другие регионы республики.

5. Образовать с 1 декабря 2020 года Государственный фонд медицинского страхования (далее – Фонд) и определить предельную численность управленческого персонала его исполнительного аппарата – 46 единиц.

При этом расходы на содержание штатных единиц Фонда покрываются за счет средств, в последующем высвобождаемых
в результате оптимизации штатных единиц органов государственной власти и управления.

Определить основными задачами Фонда:

внедрение и управление системой государственного медицинского страхования, а также обеспечение межведомственного сотрудничества в реализации единой государственной политики в данной сфере;

внедрение системы стратегических закупок медицинских услуг в целях обеспечения всех слоев населения качественной и необходимой медицинской помощью в рамках гарантированного пакета;

организацию аккумулирования, управления, целевого и эффективного расходования средств, выделяемых из Государственного бюджета в целях финансирования гарантированного пакета в рамках пилотного проекта;

по результатам пилотного проекта реализацию необходимых мер по поэтапному внедрению системы государственного медицинского страхования в других регионах республики.

6. Установить порядок, в соответствии с которым начиная с 1 июля 2021 года в рамках пилотного проекта:

средства Государственного бюджета, направляемые на финансирование учреждений системы здравоохранения Сырдарьинской области (за исключением средств, выделяемых на целевые программы капитальных вложений, развития науки и научных изысканий, вакцинации и другие) поэтапно перечисляются на отдельные лицевые казначейские счета Фонда и одной строкой указываются в классификации расходов;

Фонд финансирует деятельность медицинских организаций путем заключения с ними договоров. При этом часть средств, выделяемых больницам районного (городского) и областного уровня в размере не менее 10 процентов, определяется исходя из количества пролеченных случаев и объема выполненных работ;

негосударственные медицинские организации также могут привлекаться к оказанию медицинских услуг на основе гарантированного пакета;

Фонд осуществляет постоянный мониторинг эффективности
и результативности выделяемых бюджетных средств;

определение гарантированного пакета, оценка качества оказываемой медицинской помощи и ведение его мониторинга и контроля в соответствии с утвержденными стандартами осуществляется Министерством здравоохранения.

7. Утвердить:

Концепцию внедрения в порядке эксперимента системы государственного медицинского страхования в Сырдарьинской области согласно приложению № 1;

«Дорожную карту» по реализации Концепции внедрения в порядке эксперимента системы государственного медицинского страхования в Сырдарьинской области согласно приложению № 2;

Временное положение о Фонде государственного медицинского страхования согласно приложению № 3;

Временную структуру исполнительного аппарата Фонда государственного медицинского страхования согласно приложению № 4;

Состав Наблюдательного совета Фонда государственного медицинского страхования (далее – Наблюдательный совет) согласно приложению № 5.

8. Наблюдательному совета (Туйчиев Л.Н., Иноятов А.Ш.) обеспечить:

а) в срок до конца 2020 года:

укомплектование персонала Фонда из числа высококвалифицированных специалистов сферы медицины, экономики, финансов, информационно-коммуникационных технологий и других необходимых сфер для реализации задач, возложенных на Фонд;

проведение переписи персонала медицинских учреждений Сырдарьинской области, инвентаризации имеющихся в них медицинской техники и изделий медицинского назначения, оборудования информационных технологий с формированием их электронной базы данных;

организацию учебных курсов для работников Министерства здравоохранения, Фонда, управления здравоохранения и медицинских учреждений Сырдарьинской области по организации системы здравоохранения, внедрению государственного медицинского страхования и переподготовке по вновь вводимым медицинским направлениям с привлечением международных экспертов;

б) в срок до 1 мая 2021 года:

проведение переписи населения, закрепленного за медицинскими учреждениями, с формированием электронной базы данных по показателям его здоровья и заболеваемости;

утверждение механизма осуществления платежей за гарантированный пакет посредством методов финансирования (подушевого финансирования, за «пролеченный случай», по результатам выполненных работ и других), ориентированных на конечный результат, а также порядка финансирования Фонда из средств Государственного бюджета;

создание в медицинских учреждениях материально-технической базы, необходимой для оказания медицинской помощи населению, на основе гарантированного пакета;

в) в срок до 1 июля 2021 года:

создание и полный запуск информационных систем и баз данных «электронной поликлиники» и государственного медицинского страхования;

заключение соответствующих договоров с медицинскими организациями, функционирующими в системе государственного медицинского страхования.

Предоставить Наблюдательному совету в рамках пилотного проекта и при реализации возложенных на него задач следующие права:

получения напрямую из государственных органов и организаций необходимых финансовых, статистических и других данных;

привлечения необходимых специалистов из заинтересованных министерств и ведомств;

осуществления структурных изменений в системе здравоохранения Сырдарьинской области, внесения изменений в нормативы и требования, установленные для государственных медицинских учреждений и их персонала, включая введение новых специальностей, изменения профиля медицинских учреждений;

определения клинических протоколов, методов диагностики
и лечения заболеваний и состояний, одобренных Всемирной организацией здравоохранения.

9. Министерству здравоохранения (Иноятов А.Ш.) и хокимияту Сырдарьинской области (Мирзаеву Г.Г.) в двухмесячный срок изучить деятельность медицинских учреждений на областном уровне и внести в Кабинет Министров проект постановления Правительства по организации на их базе «медицинского кластера», предусматривающего:

сокращение, перепрофилирование малоэффективных звеньев
и оптимизацию управленческих затрат;

привлечение частного сектора для организации на базе Гулистанского медицинского колледжа медицинского высшего образовательного учреждения.

10. Министерству финансов (Ишметов Т.А.):

на основе расчетов Министерства здравоохранения выделить средства, необходимые для цифровизации процессов оказания медицинских услуг медицинскими учреждениями Сырдарьинской области, а также создания единой электронной платформы, предоставляющей возможность осуществления мониторинга здоровья населения;

направить 100 процентов средств фонда материального стимулирования и развития учреждений медико-санитарной помощи на поощрение в рамках пилотного проекта медицинских работников учреждений первичной медико-санитарной помощи исходя из критериев оценки их деятельности;

выделить дополнительные средства в размере не менее
5 процентов средств, выделяемых на сферу здравоохранения Сырдарьинской области, в целях обеспечения в рамках пилотного проекта семейных врачей необходимыми изделиями медицинского назначения и лекарственными средствами для лечения в амбулаторных условиях. При этом профинансировать данные средства за счет средств, выделяемых на централизованные мероприятия Министерства здравоохранения;

выделить средства, необходимые для организации деятельности Фонда, по обоснованным расчетам в рамках предельных размеров средств, предусмотренных в параметрах Государственного бюджета на 2020 год для сферы здравоохранения, с 2021 года – ежегодно предусматривать их в бюджетных параметрах на соответствующий год;

выделить Фонду лимит на закупку и содержание трех единиц служебных автотранспортных средств, в том числе двух персональных легковых автомобилей и одного дежурного микроавтобуса.

11. Кабинету Министров в месячный срок обеспечить выделение Фонду зданий в городах Ташкенте и Гулистане соответственно.

12. Министерству по развитию информационных технологий
и коммуникаций (Садиков Ш.М.) обеспечить:

подключение к сети Интернет медицинских учреждений Сырдарьинской области посредством оптико-волоконных линий связи высокой проводимости;

Фонд необходимыми средствами связи, включая правительственную, в установленном порядке.

13. Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

14. Утвердить план действий по эффективной организации исполнения отдельных пунктов настоящего постановления согласно приложению № 6.

15. Возложить на министра здравоохранения Хаджибаева А.М., первого заместителя министра здравоохранения Иноятова А.Ш. и хокима Сырдарьинской области Мирзаева Г.Г. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Ежеквартальное обсуждение хода исполнения настоящего постановления, координацию и контроль за деятельностью министерств и ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Туйчиева Л.Н.

           Президент

Республики Узбекистан                    Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

12 ноября 2020 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по внедрению новой модели организации системы здравоохранения и механизмов государственного медицинского страхования в Сырдарьинской области

Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях повышения качества, эффективности и общедоступности оказания медицинской помощи населению, расширения масштаба первичной медико-санитарной помощи, поэтапного внедрения системы медицинского страхования в данную сферу, создания современной конкурентной среды на рынке медицинских услуг, расширения на данной основе возможности получения населением гарантированной и качественной медицинской помощи:

1. Согласиться с предложением Министерства здравоохранения о реализации на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения пилотного проекта по внедрению новой модели организации системы здравоохранения и механизмов государственного медицинского страхования в Сырдарьинской области (далее – пилотный проект).

2. Установить, что в рамках пилотного проекта:

в учреждениях первичной медико-санитарной помощи создаются медицинские бригады, состоящие из семейного врача, средних медицинских работников, оказывающих ему помощь в направлениях терапия и педиатрия, а также патронажных медицинских сестер и акушеров;

на уровне каждого медицинского учреждения разрабатывается пакет бесплатных медицинских услуг и лекарственных средств, гарантированный государством (далее – гарантированный пакет);

гарантированный пакет предоставляется учреждениями первичной медико-санитарной помощи и больницами гражданам Республики Узбекистан, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Узбекистан. При этом семейный врач выдает направления к врачам узкого профиля и при необходимости в больницы районного, областного и республиканского уровня в соответствии
с объемом медицинских услуг и клиническими протоколами по видам каждого учреждения. Направления в больницы республиканского уровня утверждаются областным управлением здравоохранения. Также в случаях несоблюдения данного порядка медицинские услуги, не включенные в гарантированный пакет, оказываются на платной основе;

ведение мониторинга показателей, связанных со здоровьем населения, закрепление его за медицинскими учреждениями, ведение истории болезни, выдача рецепта для лекарственных средств и направление в медицинские учреждения в соответствии
с гарантированным пакетом осуществляются посредством единой электронной платформы;

разрабатываются важнейшие показатели эффективности медицинских работников учреждений первичной медико-санитарной помощи, ведется мониторинг их достижения с осуществлением им дополнительных поощрительных выплат по результатам;

на основе гарантированного пакета поэтапно внедряются механизмы государственного медицинского страхования, направленные на финансирование оказания качественной и полноценной медицинской помощи всем слоям населения.

3. Министерству здравоохранения (Хаджибаев А.М.) совместно с Министерством финансов (Ишметов Т.А.) и Министерством экономического развития и сокращения бедности (Норкулов И.И.) в срок до 1 февраля 2021 года в рамках пилотного проекта утвердить:

объем медицинских услуг и лекарственных средств, включаемых в гарантированный пакет;

критерии оценки деятельности и порядок поощрения медицинских работников учреждений первичной медико-санитарной помощи.

4. Организовать в рамках пилотного проекта систему медицинской профилактики и патронажа, предусматривающую:

разделение населения на группы риска исходя из имеющихся факторов риска;

обеспечение прохождения населением, входящим в группы со средним и высоким уровнем риска, медицинских осмотров в установленные сроки с периодическим наблюдением его здоровья;

установление постоянного наблюдения за больными, входящими в группу с высоким уровнем риска и не имеющими возможности самостоятельного посещения медицинских учреждений, оказание им медицинской помощи с выездом на дом;

проведение целевых скрининговых осмотров по определенным болезням с учетом специфики региона вместо профилактических осмотров;

оптимизацию патронажных осмотров, внедрение новой целевой системы патронажа.

Министерству здравоохранения (Иноятов А.Ш.):

в месячный срок организовать учебные курсы по обучению медицинских работников учреждений первичной медико-санитарной помощи Сырдарьинской области вновь внедряемой системе медицинской профилактики и патронажа;

внести в Кабинет Министров предложение по распространению по итогам пилотного проекта системы, предусмотренной в настоящем пункте, на другие регионы республики.

5. Образовать с 1 декабря 2020 года Государственный фонд медицинского страхования (далее – Фонд) и определить предельную численность управленческого персонала его исполнительного аппарата – 46 единиц.

При этом расходы на содержание штатных единиц Фонда покрываются за счет средств, в последующем высвобождаемых
в результате оптимизации штатных единиц органов государственной власти и управления.

Определить основными задачами Фонда:

внедрение и управление системой государственного медицинского страхования, а также обеспечение межведомственного сотрудничества в реализации единой государственной политики в данной сфере;

внедрение системы стратегических закупок медицинских услуг в целях обеспечения всех слоев населения качественной и необходимой медицинской помощью в рамках гарантированного пакета;

организацию аккумулирования, управления, целевого и эффективного расходования средств, выделяемых из Государственного бюджета в целях финансирования гарантированного пакета в рамках пилотного проекта;

по результатам пилотного проекта реализацию необходимых мер по поэтапному внедрению системы государственного медицинского страхования в других регионах республики.

6. Установить порядок, в соответствии с которым начиная с 1 июля 2021 года в рамках пилотного проекта:

средства Государственного бюджета, направляемые на финансирование учреждений системы здравоохранения Сырдарьинской области (за исключением средств, выделяемых на целевые программы капитальных вложений, развития науки и научных изысканий, вакцинации и другие) поэтапно перечисляются на отдельные лицевые казначейские счета Фонда и одной строкой указываются в классификации расходов;

Фонд финансирует деятельность медицинских организаций путем заключения с ними договоров. При этом часть средств, выделяемых больницам районного (городского) и областного уровня в размере не менее 10 процентов, определяется исходя из количества пролеченных случаев и объема выполненных работ;

негосударственные медицинские организации также могут привлекаться к оказанию медицинских услуг на основе гарантированного пакета;

Фонд осуществляет постоянный мониторинг эффективности
и результативности выделяемых бюджетных средств;

определение гарантированного пакета, оценка качества оказываемой медицинской помощи и ведение его мониторинга и контроля в соответствии с утвержденными стандартами осуществляется Министерством здравоохранения.

7. Утвердить:

Концепцию внедрения в порядке эксперимента системы государственного медицинского страхования в Сырдарьинской области согласно приложению № 1;

«Дорожную карту» по реализации Концепции внедрения в порядке эксперимента системы государственного медицинского страхования в Сырдарьинской области согласно приложению № 2;

Временное положение о Фонде государственного медицинского страхования согласно приложению № 3;

Временную структуру исполнительного аппарата Фонда государственного медицинского страхования согласно приложению № 4;

Состав Наблюдательного совета Фонда государственного медицинского страхования (далее – Наблюдательный совет) согласно приложению № 5.

8. Наблюдательному совета (Туйчиев Л.Н., Иноятов А.Ш.) обеспечить:

а) в срок до конца 2020 года:

укомплектование персонала Фонда из числа высококвалифицированных специалистов сферы медицины, экономики, финансов, информационно-коммуникационных технологий и других необходимых сфер для реализации задач, возложенных на Фонд;

проведение переписи персонала медицинских учреждений Сырдарьинской области, инвентаризации имеющихся в них медицинской техники и изделий медицинского назначения, оборудования информационных технологий с формированием их электронной базы данных;

организацию учебных курсов для работников Министерства здравоохранения, Фонда, управления здравоохранения и медицинских учреждений Сырдарьинской области по организации системы здравоохранения, внедрению государственного медицинского страхования и переподготовке по вновь вводимым медицинским направлениям с привлечением международных экспертов;

б) в срок до 1 мая 2021 года:

проведение переписи населения, закрепленного за медицинскими учреждениями, с формированием электронной базы данных по показателям его здоровья и заболеваемости;

утверждение механизма осуществления платежей за гарантированный пакет посредством методов финансирования (подушевого финансирования, за «пролеченный случай», по результатам выполненных работ и других), ориентированных на конечный результат, а также порядка финансирования Фонда из средств Государственного бюджета;

создание в медицинских учреждениях материально-технической базы, необходимой для оказания медицинской помощи населению, на основе гарантированного пакета;

в) в срок до 1 июля 2021 года:

создание и полный запуск информационных систем и баз данных «электронной поликлиники» и государственного медицинского страхования;

заключение соответствующих договоров с медицинскими организациями, функционирующими в системе государственного медицинского страхования.

Предоставить Наблюдательному совету в рамках пилотного проекта и при реализации возложенных на него задач следующие права:

получения напрямую из государственных органов и организаций необходимых финансовых, статистических и других данных;

привлечения необходимых специалистов из заинтересованных министерств и ведомств;

осуществления структурных изменений в системе здравоохранения Сырдарьинской области, внесения изменений в нормативы и требования, установленные для государственных медицинских учреждений и их персонала, включая введение новых специальностей, изменения профиля медицинских учреждений;

определения клинических протоколов, методов диагностики
и лечения заболеваний и состояний, одобренных Всемирной организацией здравоохранения.

9. Министерству здравоохранения (Иноятов А.Ш.) и хокимияту Сырдарьинской области (Мирзаеву Г.Г.) в двухмесячный срок изучить деятельность медицинских учреждений на областном уровне и внести в Кабинет Министров проект постановления Правительства по организации на их базе «медицинского кластера», предусматривающего:

сокращение, перепрофилирование малоэффективных звеньев
и оптимизацию управленческих затрат;

привлечение частного сектора для организации на базе Гулистанского медицинского колледжа медицинского высшего образовательного учреждения.

10. Министерству финансов (Ишметов Т.А.):

на основе расчетов Министерства здравоохранения выделить средства, необходимые для цифровизации процессов оказания медицинских услуг медицинскими учреждениями Сырдарьинской области, а также создания единой электронной платформы, предоставляющей возможность осуществления мониторинга здоровья населения;

направить 100 процентов средств фонда материального стимулирования и развития учреждений медико-санитарной помощи на поощрение в рамках пилотного проекта медицинских работников учреждений первичной медико-санитарной помощи исходя из критериев оценки их деятельности;

выделить дополнительные средства в размере не менее
5 процентов средств, выделяемых на сферу здравоохранения Сырдарьинской области, в целях обеспечения в рамках пилотного проекта семейных врачей необходимыми изделиями медицинского назначения и лекарственными средствами для лечения в амбулаторных условиях. При этом профинансировать данные средства за счет средств, выделяемых на централизованные мероприятия Министерства здравоохранения;

выделить средства, необходимые для организации деятельности Фонда, по обоснованным расчетам в рамках предельных размеров средств, предусмотренных в параметрах Государственного бюджета на 2020 год для сферы здравоохранения, с 2021 года – ежегодно предусматривать их в бюджетных параметрах на соответствующий год;

выделить Фонду лимит на закупку и содержание трех единиц служебных автотранспортных средств, в том числе двух персональных легковых автомобилей и одного дежурного микроавтобуса.

11. Кабинету Министров в месячный срок обеспечить выделение Фонду зданий в городах Ташкенте и Гулистане соответственно.

12. Министерству по развитию информационных технологий
и коммуникаций (Садиков Ш.М.) обеспечить:

подключение к сети Интернет медицинских учреждений Сырдарьинской области посредством оптико-волоконных линий связи высокой проводимости;

Фонд необходимыми средствами связи, включая правительственную, в установленном порядке.

13. Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

14. Утвердить план действий по эффективной организации исполнения отдельных пунктов настоящего постановления согласно приложению № 6.

15. Возложить на министра здравоохранения Хаджибаева А.М., первого заместителя министра здравоохранения Иноятова А.Ш. и хокима Сырдарьинской области Мирзаева Г.Г. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Ежеквартальное обсуждение хода исполнения настоящего постановления, координацию и контроль за деятельностью министерств и ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Туйчиева Л.Н.

           Президент

Республики Узбекистан                    Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

12 ноября 2020 года.