В ходе своего выступления на виртуальном саммите глав государств ШОС Президент Узбекистана Ш.М.Мирзиёев выдвинул инициативу о Разработке конкретных практических мер по реализации Программы сотрудничества в области продовольственной безопасности.

Востребованность данного предложения продиктована складывающейся нестабильной продовольственной ситуацией в мире и наличием рисков возможных перебоев в глобальной цепочке поставок в связи с продолжающимся в странах мира эпидемиологическим кризисом. 

Именно введённые в период пандемии торговые ограничения привели к ухудшению продовольственной ситуации во многих странах мира, сильно зависящих от зарубежных поставок в обеспечении продовольственной безопасности населения. 

Распространение вируса также повлекло за собой рост безработицы, снижение доходов и удорожание продуктов питания, что стало дополнительным фактором, подвергшим угрозе глобальную продовольственную безопасность.

Такие проблемы не обошли стороной и страны ШОС, особенно государства Центральной Азии. Уже в июне текущего года эксперты Всемирного банка предупредили о рисках волатильности цен на некоторые виды продовольствия и сокращения доступа к нему уязвимых групп населения в странах Центральной Азии.

Подобную ситуацию может усугубить снижение спроса на экспорт плодоовощной продукции из стран Центральной Азии на основной рынок сбыта – в Россию (более 50% фруктов и овощей), из-за сильного воздействия кризиса на экономику этой страны и конкуренции с другими странами-экспортёрами. В частности, в первом квартале 2020 года экспорт плодоовощной продукции из Узбекистана в Россию упал на 25%. 

К тому же рабочие места и ВВП в странах региона сильно связаны с сельским хозяйством. К примеру, в Узбекистане в сельском хозяйстве занято около 27% рабочей силы, Туркменистане – около 40%, Таджикистане – около 48%. 

В то же время доля расходов населения стран Центральной Азии на продукты питания составляет 40-60%, что делает людей крайне чувствительными к любым скачкам цен.

В этих условиях возрастает важность развития сотрудничества в сфере обеспечения продовольственной безопасности в рамках различных организаций и в том числе ШОС. Как никогда востребованы скоординированные действия всех государств на данном направлении в интересах преодоления социально-экономических последствий пандемии. 

С учётом этого, выдвинутая главой нашей страны инициатива является особенно важной, так как она призвана сформировать устойчивый механизм функционирования цепочек поставок продовольствия на пространстве ШОС в кризисных ситуациях.

В этом контексте следует отметить, что вопросы продовольственной безопасности и сотрудничества в аграрной сфере приобретают всё больший приоритет в рамках ШОС. В текущем году состоялось пятое совещание Министров сельского хозяйства государств организации. Ранее в 2018 году утверждена Программа сотрудничества ШОС по продовольственной безопасности. 

Однако теперь необходимо насыщение её практическими мероприятиями. С учётом этого, разработка дальнейших конкретных шагов в рамках Программы сотрудничества по продовольственной безопасности считается крайне важной задачей. Так, предложениями Узбекистана предусматривается включение конкретных мероприятий, направленных на минимизацию ущерба от разрушения цепочки поставок продовольствия между странами ШОС, а также эффективное использование имеющегося потенциала в этой сфере.

Принятие таких мер позволит своевременно выявить угрозы продовольственной безопасности, минимизировать их негативное влияние за счет совместного мониторинга и осуществления взаимообмена информацией о состоянии продовольственной ситуации. Это, в свою очередь, приведет к совершенствованию сотрудничества в данной сфере.

Включение конкретных мероприятий в рамках предложенного Узбекистаном плана также подразумевает меры по ускорению процесса формирования таких отраслевых точек роста, как современные сельскохозяйственные кластеры и агропарки с упором на использование современных инновационных технологий, трансферт передовых технологий в области орошения и создание сети товарных инспекций.

В результате дополнительный импульс получит сотрудничество в перспективных сельскохозяйственных направлениях. Среди них в новых климатических условиях считается особенно актуальным – продвижение «умного» сельского хозяйства, что требует принятия совместных внятных мер по внедрению инновационных технологий для обеспечения ускоренного перехода государств ШОС к «зеленому» сельскому хозяйству.

В этом контексте следует отметить, что «умное» сельское хозяйство сегодня становится самым важным сегментом аграрной отрасли, так как применение смарт-технологий способствует повышению урожайности и уменьшению затрат на производственные издержки. По прогнозам экспертов Future Market Insights, к 2026 году данный рынок вырастет до 40 миллиардов долларов, а внедрение новых технологий увеличит производительность мирового сельского хозяйства на 70% к 2050 году. 

При этом примечательно, что одним из ведущих мировых игроков в этой сфере сегодня считается КНР. Китайский рынок «интеллектуального» сельского хозяйства вырос с 5 миллиардов долларов в 2015 году до 13,7 миллиардов долларов в 2020 году. Подобная динамика роста и достижения КНР в этой области делают её естественным партнером для стран ШОС в деле наращивания потенциала аграрной отрасли. 

Исходя из этого, ещё в 2018 году на саммите ШОС Президент Узбекистана выступал за формирование агропромышленных кластеров и расширение сети «зеленых коридоров» при поставках сельскохозяйственной продукции, а в 2019 году главой нашей страны была инициирована разработка Концепции взаимодействия в области «умного» сельского хозяйства и внедрения агроинноваций.

В этом контексте заслуживает внимания и тот факт, что очередному заседанию глав государств ШОС предшествовала 27-я Янлинская ярмарка высоких сельскохозяйственных технологий, прошедшая в китайской провинции Шэньси. В рамках этой ярмарки была официально учреждена учебно-демонстрационная база ШОС по обмену сельскохозяйственными технологиями. Это вновь показало растущее стремление государств-членов организации к укреплению взаимодействия в аграрной отрасли. 

Одним из основных бенефициаров от развития сотрудничества в этой сфере, несомненно, станет и Узбекистан, занимающий передовые позиции в СНГ и стремящийся выйти на перспективные рынки сельхозпродукции. 

Тем более, что аграрная отрасль традиционно играет важную роль в обеспечении роста экономики и формировании ВВП страны. На долю этого сектора приходится 28,8% ВВП республики. 

К тому же экспорт сельхозпродукции занимает важное место в структуре внешней торговли Узбекистана. По итогам 2019 года объем экспорта сельхозпродуктов страны составил 2,81 миллиардов долларов. Из них 1,5 миллиардов долларов пришлось на долю продовольственных товаров. 

С учётом этого, можно отметить, что активность Узбекистана на международной арене и в рамках различных организаций, получившая новый импульс при Президенте Ш.М.Мирзиёеве, прежде всего, направлена на создание благоприятных внешних условий для устойчивого внутреннего развития государства и поступательного повышения уровня жизни населения страны. 

Очередным подтверждением данного факта стали выдвинутые Узбекистаном в рамках ШОС инициативы, которые показывают стремление руководства нашей страны конвертировать сложившиеся тесные связи с традиционными партнёрами республики во взаимовыгодное экономическое сотрудничество в направлениях, представляющих обоюдный интерес. 

Реализация предложенных Узбекистаном практических мер по обеспечению продовольственной безопасности, очевидно, ставит все государства ШОС в выигрышное положение, так как практика сотрудничества во время первой вспышки пандемии продемонстрировала взаимосвязанность современного мира и нецелесообразность возврата или перехода на полную продовольственную самообеспеченность на национальном и региональном уровнях. 

Таким образом, Президент Узбекистана фактически выступает в защиту сплоченности ШОС и стабильного функционирования цепочек поставок, бесперебойность и нерушимость которых крайне необходима в кризисной ситуации, затронувшей без исключения всех членов «шанхайской семьи».

Ведущий научный сотрудник ИСМИ 

при Президенте Республики Узбекистан 

Азизжон Каримов 

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
ИСМИ: Сотрудничество стран ШОС ускорит процесс формирования сельскохозяйственных кластеров и агропарков

В ходе своего выступления на виртуальном саммите глав государств ШОС Президент Узбекистана Ш.М.Мирзиёев выдвинул инициативу о Разработке конкретных практических мер по реализации Программы сотрудничества в области продовольственной безопасности.

Востребованность данного предложения продиктована складывающейся нестабильной продовольственной ситуацией в мире и наличием рисков возможных перебоев в глобальной цепочке поставок в связи с продолжающимся в странах мира эпидемиологическим кризисом. 

Именно введённые в период пандемии торговые ограничения привели к ухудшению продовольственной ситуации во многих странах мира, сильно зависящих от зарубежных поставок в обеспечении продовольственной безопасности населения. 

Распространение вируса также повлекло за собой рост безработицы, снижение доходов и удорожание продуктов питания, что стало дополнительным фактором, подвергшим угрозе глобальную продовольственную безопасность.

Такие проблемы не обошли стороной и страны ШОС, особенно государства Центральной Азии. Уже в июне текущего года эксперты Всемирного банка предупредили о рисках волатильности цен на некоторые виды продовольствия и сокращения доступа к нему уязвимых групп населения в странах Центральной Азии.

Подобную ситуацию может усугубить снижение спроса на экспорт плодоовощной продукции из стран Центральной Азии на основной рынок сбыта – в Россию (более 50% фруктов и овощей), из-за сильного воздействия кризиса на экономику этой страны и конкуренции с другими странами-экспортёрами. В частности, в первом квартале 2020 года экспорт плодоовощной продукции из Узбекистана в Россию упал на 25%. 

К тому же рабочие места и ВВП в странах региона сильно связаны с сельским хозяйством. К примеру, в Узбекистане в сельском хозяйстве занято около 27% рабочей силы, Туркменистане – около 40%, Таджикистане – около 48%. 

В то же время доля расходов населения стран Центральной Азии на продукты питания составляет 40-60%, что делает людей крайне чувствительными к любым скачкам цен.

В этих условиях возрастает важность развития сотрудничества в сфере обеспечения продовольственной безопасности в рамках различных организаций и в том числе ШОС. Как никогда востребованы скоординированные действия всех государств на данном направлении в интересах преодоления социально-экономических последствий пандемии. 

С учётом этого, выдвинутая главой нашей страны инициатива является особенно важной, так как она призвана сформировать устойчивый механизм функционирования цепочек поставок продовольствия на пространстве ШОС в кризисных ситуациях.

В этом контексте следует отметить, что вопросы продовольственной безопасности и сотрудничества в аграрной сфере приобретают всё больший приоритет в рамках ШОС. В текущем году состоялось пятое совещание Министров сельского хозяйства государств организации. Ранее в 2018 году утверждена Программа сотрудничества ШОС по продовольственной безопасности. 

Однако теперь необходимо насыщение её практическими мероприятиями. С учётом этого, разработка дальнейших конкретных шагов в рамках Программы сотрудничества по продовольственной безопасности считается крайне важной задачей. Так, предложениями Узбекистана предусматривается включение конкретных мероприятий, направленных на минимизацию ущерба от разрушения цепочки поставок продовольствия между странами ШОС, а также эффективное использование имеющегося потенциала в этой сфере.

Принятие таких мер позволит своевременно выявить угрозы продовольственной безопасности, минимизировать их негативное влияние за счет совместного мониторинга и осуществления взаимообмена информацией о состоянии продовольственной ситуации. Это, в свою очередь, приведет к совершенствованию сотрудничества в данной сфере.

Включение конкретных мероприятий в рамках предложенного Узбекистаном плана также подразумевает меры по ускорению процесса формирования таких отраслевых точек роста, как современные сельскохозяйственные кластеры и агропарки с упором на использование современных инновационных технологий, трансферт передовых технологий в области орошения и создание сети товарных инспекций.

В результате дополнительный импульс получит сотрудничество в перспективных сельскохозяйственных направлениях. Среди них в новых климатических условиях считается особенно актуальным – продвижение «умного» сельского хозяйства, что требует принятия совместных внятных мер по внедрению инновационных технологий для обеспечения ускоренного перехода государств ШОС к «зеленому» сельскому хозяйству.

В этом контексте следует отметить, что «умное» сельское хозяйство сегодня становится самым важным сегментом аграрной отрасли, так как применение смарт-технологий способствует повышению урожайности и уменьшению затрат на производственные издержки. По прогнозам экспертов Future Market Insights, к 2026 году данный рынок вырастет до 40 миллиардов долларов, а внедрение новых технологий увеличит производительность мирового сельского хозяйства на 70% к 2050 году. 

При этом примечательно, что одним из ведущих мировых игроков в этой сфере сегодня считается КНР. Китайский рынок «интеллектуального» сельского хозяйства вырос с 5 миллиардов долларов в 2015 году до 13,7 миллиардов долларов в 2020 году. Подобная динамика роста и достижения КНР в этой области делают её естественным партнером для стран ШОС в деле наращивания потенциала аграрной отрасли. 

Исходя из этого, ещё в 2018 году на саммите ШОС Президент Узбекистана выступал за формирование агропромышленных кластеров и расширение сети «зеленых коридоров» при поставках сельскохозяйственной продукции, а в 2019 году главой нашей страны была инициирована разработка Концепции взаимодействия в области «умного» сельского хозяйства и внедрения агроинноваций.

В этом контексте заслуживает внимания и тот факт, что очередному заседанию глав государств ШОС предшествовала 27-я Янлинская ярмарка высоких сельскохозяйственных технологий, прошедшая в китайской провинции Шэньси. В рамках этой ярмарки была официально учреждена учебно-демонстрационная база ШОС по обмену сельскохозяйственными технологиями. Это вновь показало растущее стремление государств-членов организации к укреплению взаимодействия в аграрной отрасли. 

Одним из основных бенефициаров от развития сотрудничества в этой сфере, несомненно, станет и Узбекистан, занимающий передовые позиции в СНГ и стремящийся выйти на перспективные рынки сельхозпродукции. 

Тем более, что аграрная отрасль традиционно играет важную роль в обеспечении роста экономики и формировании ВВП страны. На долю этого сектора приходится 28,8% ВВП республики. 

К тому же экспорт сельхозпродукции занимает важное место в структуре внешней торговли Узбекистана. По итогам 2019 года объем экспорта сельхозпродуктов страны составил 2,81 миллиардов долларов. Из них 1,5 миллиардов долларов пришлось на долю продовольственных товаров. 

С учётом этого, можно отметить, что активность Узбекистана на международной арене и в рамках различных организаций, получившая новый импульс при Президенте Ш.М.Мирзиёеве, прежде всего, направлена на создание благоприятных внешних условий для устойчивого внутреннего развития государства и поступательного повышения уровня жизни населения страны. 

Очередным подтверждением данного факта стали выдвинутые Узбекистаном в рамках ШОС инициативы, которые показывают стремление руководства нашей страны конвертировать сложившиеся тесные связи с традиционными партнёрами республики во взаимовыгодное экономическое сотрудничество в направлениях, представляющих обоюдный интерес. 

Реализация предложенных Узбекистаном практических мер по обеспечению продовольственной безопасности, очевидно, ставит все государства ШОС в выигрышное положение, так как практика сотрудничества во время первой вспышки пандемии продемонстрировала взаимосвязанность современного мира и нецелесообразность возврата или перехода на полную продовольственную самообеспеченность на национальном и региональном уровнях. 

Таким образом, Президент Узбекистана фактически выступает в защиту сплоченности ШОС и стабильного функционирования цепочек поставок, бесперебойность и нерушимость которых крайне необходима в кризисной ситуации, затронувшей без исключения всех членов «шанхайской семьи».

Ведущий научный сотрудник ИСМИ 

при Президенте Республики Узбекистан 

Азизжон Каримов