Улучшение состояния расчетов в экономике – фактор стабильности
Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 17 апреля состоялось совещание, посвященное совершенствованию системы расчетов в отраслях экономики, принимаемым мерам по сокращению дебиторской, кредиторской задолженности и долгов перед бюджетом.
Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 17 апреля состоялось совещание, посвященное совершенствованию системы расчетов в отраслях экономики, принимаемым мерам по сокращению дебиторской, кредиторской задолженности и долгов перед бюджетом.В нашей стране проводится системная работа по дальнейшему совершенствованию механизмов контроля и учета в отраслях экономики, укреплению платежной дисциплины, усилению ответственности, коренному повышению эффективности исполнительного производства.
Принят ряд документов по правовому регулированию отношений в этой сфере, дальнейшему укреплению платежной дисциплины. В соответствии с Указом Президента "О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства" от 29 мая 2017 года в этом направлении создана новая система, организовано Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан. Это стало важным шагом к устранению накопившихся в сфере серьезных недостатков и проблем.
Глава нашего государства отметил, что вследствие недостаточного внимания в течение долгих лет системе взаиморасчетов, неэффективного управления и несбалансированного распределения денежных потоков в отраслях экономики участились случаи возникновения задолженности.
Для устранения этой проблемы в последнее время был принят ряд мер. С целью улучшения финансового состояния базовых отраслей экономики списана безнадежная дебиторская задолженность акционерных обществ "Узбекнефтегаз" и "Узбекэнерго". Путем бюджетных ссуд снижена кредиторская задолженность акционерной компании “Узагрокимёхимоя”.
Выделены значительные средства для финансового оздоровления нефтеперерабатывающих предприятий с целью бесперебойного обеспечения отраслей экономики горюче-смазочными материалами.
Путем пересмотра системы распределения налогов за год в распоряжении нефтеперерабатывающих предприятий оставлено 670 миллиардов сумов, а на счету электростанций - 100 миллиардов сумов.
Направлены средства на компенсацию потерянной коммерческими банками ликвидности вследствие неоднократной ликвидации и реорганизации фермерских хозяйств.
Налажены механизмы реализации на внутреннем рынке 27 высоколиквидных видов продукции монопольных предприятий только через электронные биржевые торги, государством отменен порядок декларирования их цен.
Однако, несмотря на это, по состоянию на 1 марта текущего года общая дебиторская и кредиторская задолженность в отраслях экономики выросла соответственно на 16 и 13 процентов по сравнению с прошлым годом. Достигнуто снижение просроченной дебиторской задолженности на 60 процентов от уровня начала года, однако ее объем все равно в 2,7 раза больше прошлогодней задолженности.
Существенная часть общей дебиторской задолженности приходится на топливно-энергетический комплекс. Дебиторская задолженность в этой сфере с начала года выросла на 16 процентов. Рост составил 13,7 процента в комплексе машиностроения и переработки хлопка, 20 процентов - в комплексе по вопросам строительства и транспорта.
В системе одних только акционерных обществ “Узбекнефтегаз” и “Узтрансгаз” дебиторская задолженность достигла 460 миллиардов сумов. В акционерном обществе "Узбекэнерго" возникла просроченная задолженность на сумму 341 миллиард сумов. Дебиторская задолженность остается высокой и в акционерных обществах “Узавтосаноат”, “Узбекистон темир йуллари”, “Узкимёсаноат”.
- Вновь назначенный в какую-либо организацию руководитель обычно начинает работу с приведения в порядок системы расчетов. А у нас, наоборот, берутся за технико-экономический аспект. Пришло время изменить систему, в целях снижения задолженностей в экономике, – сказал Шавкат Мирзиёев.
Глава государства обратил также внимание на необходимость снижения задолженности фермерских хозяйств по налогам. Действующий механизм осуществления платежей за услуги машинно-тракторных парков приводит к росту задолженности фермерских хозяйств перед акционерным обществом “Узагросервис”.
Вследствие отсутствия эффективного взаимодействия между налоговыми и кадастровыми ведомствами в базе налоговых органов отсутствует информация по 3 247 фермерским хозяйствам, владеющим 212 тысячами гектаров площадей, а зарегистрированные в кадастровых ведомствах 405 тысяч 508 жилых и нежилых объектов не взяты налоговыми органами на учет в качестве объекта налогообложения. В результате бюджет недополучил единого земельного налогового платежа на 1,8 миллиарда сумов.
На сегодняшний день кадастровая документация отсутствует у более 1,1 миллиона жилых объектов, и эти объекты не учитываются в налогооблагаемой базе.
По состоянию на 1 апреля текущего года остается высокой налоговая задолженность перед внебюджетными целевыми фондами.
В свою очередь, в период 2015-2017 годов в результате необоснованного предоставления налоговых льгот бюджет и внебюджетные целевые фонды недополучили 49,2 миллиарда сумов. Кроме того, на таможенных складах вот уже более 3 лет хранятся товары на 90,5 миллиона долларов.
Истинными причинами возникновения задолженности являются отсутствие учета конкретных показателей производства и реализации продукции в отраслях экономики, недостаточность электронного взаимодействия и обмена информацией между государственными ведомствами, недостаточная упорядоченность системы налогового, таможенного контроля, неэффективность системы взыскания долгов, недостаточность определенных в этой сфере мер воздействия для неукоснительного соблюдения платежной дисциплины должностными лицами и гражданами.
Глава государства дал поручения заместителям Премьер-министра, руководителям соответствующих министерств и ведомств по совершенствованию системы взаиморасчетов в отраслях экономики, сокращению дебиторской, кредиторской задолженности и долгов перед бюджетом, внедрению системы сопоставления по итогам каждого месяца состояния задолженности между налоговыми, банковскими, обслуживающими и другими организациями на районном, областном и республиканском уровне, ежемесячному критическому анализу состояния задолженности по итогам сверок в комплексах Кабинета Министров, ускорению работ по налаживанию межведомственного электронного взаимодействия и обмена информацией.