Проанализированы результаты налоговых реформ, определены новые задачи
Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 5 июля состоялось видеоселекторное совещание, посвященное анализу результативности обеспечения поступлений в Государственный бюджет в первом полугодии текущего года и определению новых задач в этой сфере.
Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 5 июля состоялось видеоселекторное совещание, посвященное анализу результативности обеспечения поступлений в Государственный бюджет в первом полугодии текущего года и определению новых задач в этой сфере.
Почти год назад, 29 июня 2018 года, был принят Указ Президента "О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан".
В результате реализации данной концепции в первом полугодии текущего года в Государственный бюджет поступило 39 триллионов 118 миллиардов сумов или в 1,6 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. За счет перевыполнения прогноза на 8 процентов в распоряжении хокимиятов на местах оставлено дополнительно 2,8 триллиона сумов. В результате значительного снижения ставок налога на доходы физических лиц и социальных выплат легализовано свыше 570 тысяч "теневых" рабочих мест.
Однако на местах все еще встречаются отдельные проблемы, связанные с системной реализации новых налоговых реформ, увеличением налоговых поступлений и взысканием налогов.
К примеру, допускается медлительность в расширении налогооблагаемой базы за счет организации новых предприятий на базе неиспользуемых объектов и земельных участков. В некоторых регионах прогноз обеспечен за счет поступлений от крупных предприятий и практики предоплаты налогов.
Глава государства отметил, что вследствие этих и других подобных явлений упущена возможность обеспечить многомиллиардные поступления в бюджет, и дал руководителям соответствующих министерств и регионов поручения по устранению недостатков, строгому контролю за исполнением поставленных задач.
В нашей стране введен мораторий на налоговые проверки сроком до 1 января 2020 года. Государственному налоговому комитету поручено создать до конца года совместно с международными финансовыми институтами электронную программу с возможностью оценки рисков неуплаты налогов. 27 июня этого года был принят Указ Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему упорядочению предоставления налоговых и таможенных льгот". Определенные в нем меры составляют второй важный этап налоговых реформ.
Согласно указу с 1 октября 2019 года применяющиеся в настоящее время льготы по налогу на добавленную стоимость будут отменены. Главной целью этой меры является создание равных условий для всех предпринимателей и укрепление здоровой конкуренции.
На совещании поставлена задача активизировать деятельность возглавляемой Премьер-министром рабочей группы и ее территориальных структур, образованных для широкого разъяснения населению и предпринимателям сути и значимости указанных изменений. Отмечалась необходимость организации адресной работы с субъектами предпринимательства и фермерскими хозяйствами, переходящими на уплату НДС, оказания им практической помощи в ведении бухгалтерии.
Президент отметил, что наряду с требованием от предпринимателей полного исполнения налоговых обязательств следует защищать их интересы.
К примеру, в настоящее время предприниматели закупают сырье, в стоимости которого уже учтен НДС. Сумма НДС, уплаченная за сырье, может быть вычтена только после того, как предприниматель изготовит и реализует продукцию. До того он не может временно пользоваться своими оборотными средствами.
Поэтому глава государства поручил ответственным лицам внедрить механизм одновременного учета НДС и возврата его налогоплательщику.
На видеоселекторе рассмотрен еще один важный вопрос – оптимизация тарифов на энергоресурсы.
За последние два года осуществлен большой объем работы по бесперебойному обеспечению населения, социальных и производственных объектов электроэнергией и природным газом. Для дальнейшего улучшения показателей в этом направлении требуются модернизация сетей, внедрение энергосберегающих технологий и оптимизация расходов. Без этого достичь улучшения финансового состояния отраслей и активного привлечения инвестиций невозможно.
В связи с этим, с учетом мнения специалистов и представителей общественности, разработаны предложения по изменению тарифов для населения до значений, приближенных к уровню инфляции. Вместе с тем планируется повысить минимальный размер заработной платы, чтобы тарифная реформа прошла безболезненно.
На совещании отмечалось, что информация о предлагаемых реформах по упорядочению тарифов должна быть в полной мере доведена до населения. Определены задачи по разъяснению сути и значимости изменений в тарифах в каждой махалле с выездом на места членов Республиканской рабочей группы по пропаганде налоговых реформ, а также депутатов местных кенгашей, ответственных лиц экономических и коммунальных организаций.