Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 2 марта провел совещание, посвященное обсуждению приоритетных задач в системе народного образования.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 2 марта провел совещание, посвященное обсуждению приоритетных задач в системе народного образования.
С самого начала своей деятельности на посту Президента глава государства неоднократно отмечал проблему кадров в нашей стране и имеющуюся практически во всех сферах потребность в современных специалистах, соответствующих заданному темпу реформ.
С этой целью коренным образом совершенствуется вся система образования. Развивается дошкольное образование. С учетом международного опыта и современных требований повышается качество общего среднего образования.
За последние три года в стране возведено более 160 общеобразовательных школ. Организованы такие инновационные образовательные учреждения, как Президентские школы, специализированные школы, названные в честь наших великих предков-ученых, творческие школы, школы “Темурбеклар мактаби”.
Наряду с этим, за последние три года размер заработной платы учителей повышен в среднем в 2,5 раза. Введены надбавки для педагогов, работающих в отдаленных районах.
26 ноября 2019 года Президент Республики Узбекистан подписал постановление “О мерах по созданию “Современных школ”. В документе определены основные параметры преобразования не менее 3 процентов общеобразовательных учреждений в “Современные школы” до 2021 года, 20 процентов – до 2025 года, 50 процентов – до 2030 года.
Все это стало первым этапом реформирования сферы на средне- и долгосрочную перспективу.
В своем Послании Олий Мажлису в январе текущего года Президент указал на необходимость совершенствования школьных учебных программ на основе передового зарубежного опыта, пересмотра учебной нагрузки и изучаемых дисциплин, приведения их в соответствие с международными стандартами, повышения качества учебников и учебной литературы. Глава государства поставил задачу улучшить материально-техническое обеспечение школ, применять современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе.
На сегодняшнем совещании обсуждены вопросы строительства школ нового типа и поэтапной модернизации действующих, повышения квалификации учителей.
В настоящее время из 9 942 школ 2 835 нуждаются в ремонте, в 5 861 школе из-за перегруженности обучение ведется в две смены. В текущем году намечено построить 36 новых школ и капитально отремонтировать 211.
Министерству строительства поручено обеспечить сооружение школ на основе современных архитектурных достижений, с применением передовых энергосберегающих технологий.
Практические занятия в лаборатории играют важную роль в получении качественного образования.
Однако сегодня 683 класса физики, 897 классов химии и 901 класс биологии не имеют учебно-лабораторного оборудования. Устарело оснащение 7 807 классов физики, 7 776 – химии и 7 770 – биологии. 62 тысячи классов не обеспечены современным оборудованием, не хватает 7 тысяч компьютеров.
В связи с этим требуется оборудовать школьные лаборатории новой техникой и увеличить число занятий в них.
Соответственно, министерствам народного образования и финансов поручено критически изучить оснащенность школ и обеспечить их современной лабораторной, компьютерной техникой, спортивным инвентарем и другими необходимыми средствами.
Отмечалась необходимость развития практических навыков при обучении точным наукам и усиления внимания интерактивным занятиям.
В школах на практические занятия по математике, химии, физике и биологии выделяется лишь 10 процентов учебного времени. В развитых странах этот показатель составляет 30-50 процентов.
В связи с этим перед министерствами народного образования, по развитию информационных технологий и коммуникаций поставлена задача широкого использования цифровых технологий, увеличения доли практических занятий в учебных программах по точным наукам.
Отдельное внимание на совещании уделено вопросам повышения знаний и квалификации педагогических кадров.
Было отмечено, что в ходе прошлогодней аттестации, в которой приняли участие почти 57 тысяч учителей и наставников, 43 процента аттестуемых получили низкие оценки, а средний показатель по республике составил 64 балла по 100-бальной системе.
Даны указания по совершенствованию системы повышения квалификации педагогов, обновления методического обеспечения.
Подчеркнута важность обеспечения школ художественной литературой, придания нового содержания урокам музыки, изобразительного искусства и физической культуры в начальных классах с целью воспитания детей духовно и физически гармонично развитыми личностями.
Ответственные лица представили информацию по обсужденным на совещании вопросам.