Уважаемые участники и гости конференции!

Дамы и господа!


Позвольте сердечно приветствовать всех вас, участвующих в международном форуме, посвященном транспортным вопросам Центральной Азии, на гостеприимной узбекской земле.

Искренне благодарю за участие в нынешней конференции наших гостей – руководителей международных организаций, финансовых структур, глав дипломатических миссий.

Прежде всего хотел бы отметить, что благодаря общим усилиям руководителей стран Центральной Азии за короткий срок в регионе создана новая политическая атмосфера доверия и добрососедства. Активизировался диалог на всех уровнях, сделаны исторически важные шаги по пути выстраивания конструктивного, взаимовыгодного и многопланового сотрудничества. Ярким примером стала первая консультативная встреча глав государств Центральной Азии, которая состоялась 15 марта этого года в Астане.

Принятие 22 июня 2018 года Генеральной Ассамблеей ООН специальной резолюции по Центральной Азии стало историческим событием, ознаменовавшим собой начало нового этапа регионального взаимодействия.

Прочным гарантом устойчивого развития и процветания региона являются искреннее стремление к сотрудничеству и ответственность всех стран Центральной Азии за общее будущее.

Новый импульс для развития получили торгово-экономическая, энергетическая и культурно-гуманитарная сферы сотрудничества. Достигнуты взаимоприемлемые решения по вопросам рационального использования водно-энергетических ресурсов, делимитации и демаркации государственных границ. Особое внимание уделяется снятию различных ограничений и барьеров в транспортной сфере.

Между странами региона упрощены визовые и таможенные процедуры, открыты дополнительные пункты пропуска, восстановлены и организованы десятки новых маршрутов автомобильного, железнодорожного и авиасообщения.

Однако, как показывает сама жизнь, этих мер недостаточно.

Учитывая важное геостратегическое положение Центральной Азии, которая соединяет между собой крупнейшие международные рынки, особое значение приобретает объединение усилий наших стран с целью ускорить интеграцию региона в систему международных транспортных коридоров.

Сегодня государства региона, не имея прямого выхода к морским портам, несут существенные транспортно-транзитные расходы, которые достигают 70-80 процентов от стоимости экспортируемой продукции.

До 40 процентов времени на транспортировку товаров перевозчики теряют из-за несовершенства таможенных процедур. Согласно индексу эффективности логистики Всемирного банка страны Центральной Азии занимают нижние строчки в рейтинге 167 государств. Все это приводит к снижению конкурентоспособности транспортного сектора региона в целом.

В этой связи проводимая в Ташкенте конференция может сыграть важную роль с точки зрения запуска новых интеграционных процессов в Центральной Азии.

Перед нашими странами стоит задача дальнейшего развития транзитного потенциала и увеличения транспортной составляющей в национальных экономиках. Ее практическому решению будет способствовать привлечение современных технологий и иностранных инвестиций в транспортную инфраструктуру, формирование новых перспективных транспортных коридоров.

По расчетам экспертов ООН, благодаря эффективной кооперации стран Центральной Азии региональный ВВП за 10 лет может вырасти как минимум в два раза.

Учитывая это, мы в рамках Ашхабадского соглашения начали формирование субрегионального транспортного коридора Россия-Казахстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Индия.

Мы выражаем большую надежду на скорейшее начало строительства железной дороги Узбекистан-Кыргызстан-Китай. В перспективе она должна стать важным звеном нового транспортного коридора из Китая через Кыргызстан и Узбекистан, далее – через вновь построенную железнодорожную магистраль Баку-Тбилиси-Карс в страны Южной и Восточной Европы, Ближнего Востока и к портам Средиземного моря в рамках проекта «Восток-Запад».

Когда речь идет о развитии региональных транспортных коридоров, мы не можем не отметить важность вовлечения в этот процесс Афганистана. Построенная железная дорога Хайратон-Мазари­-Шариф и проектируемая магистраль Мазари-Шариф-Герат позволят сформировать новый транспортный коридор с выходом на иранские, пакистанские и индийские железные дороги и к портам Чахбахар и Гвадар в рамках проекта «Север-Юг».

Уважаемые участники форума!

Говоря об интеграции стран региона в международную систему перевозок, в том числе морских, следует в то же время сказать о том, что этот позитивный процесс сдерживает ряд факторов.

Прежде всего – отсутствие единого видения и подходов относительно развития транспортного сообщения в Центральной Азии, устранения барьеров, упрощения визовых, транзитных и таможенных процедур, гармонизации тарифной политики, совершенствования транспортной инфраструктуры государств региона, формирования перспективных транспортных коридоров.

В этой связи предлагаем следующее:

во-первых, видится необходимым разработать Стратегию по развитию региональных транспортных коридоров Центральной Азии при содействии экспертов Всемирного банка, Азиатского и Исламского банков развития, других международных институтов и на ее основе принять региональную Программу по устойчивому развитию транспортной системы Центральной Азии;

во-вторых, учитывая, что страны региона играют ключевую роль в деятельности ШОС, в рамках этой организации следует создать систему интегрированного управления транспортными перевозками;

в-третьих, целесообразно сформировать Региональный совет по транспортным коммуникациям стран Центральной Азии, который станет координирующей структурой в решении имеющихся проблем в транспортно-логистической сфере;

в-четвертых, необходимо совместно развивать транспортные коммуникации и инфраструктуру в целях повышения туристической привлекательности региона. Этому способствовала бы разработка совместно со Всемирной туристской организацией Концепции развития туристических хабов в Центральной Азии.

Реализация этих и других инициатив, которые, я надеюсь, будут одобрены на конференции, сыграет ключевую роль в укреплении стабильности в Центральной Азии, превращении в экономически развитый регион, повышении его конкурентоспособности на мировом рынке транспортных услуг как одного из ключевых международных транспортно-транзитных узлов.

Уверен, что результаты нынешней конференции будут полезными в разработке новых подходов и приоритетов по интеграции нашего региона в систему международных транспортных коридоров, реализации его огромного незадействованного потенциала в общих интересах наших стран и народов.



Шавкат МИРЗИЁЕВ,

Президент Республики Узбекистан

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Приветствие участникам международной конференции «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности»

Уважаемые участники и гости конференции!

Дамы и господа!


Позвольте сердечно приветствовать всех вас, участвующих в международном форуме, посвященном транспортным вопросам Центральной Азии, на гостеприимной узбекской земле.

Искренне благодарю за участие в нынешней конференции наших гостей – руководителей международных организаций, финансовых структур, глав дипломатических миссий.

Прежде всего хотел бы отметить, что благодаря общим усилиям руководителей стран Центральной Азии за короткий срок в регионе создана новая политическая атмосфера доверия и добрососедства. Активизировался диалог на всех уровнях, сделаны исторически важные шаги по пути выстраивания конструктивного, взаимовыгодного и многопланового сотрудничества. Ярким примером стала первая консультативная встреча глав государств Центральной Азии, которая состоялась 15 марта этого года в Астане.

Принятие 22 июня 2018 года Генеральной Ассамблеей ООН специальной резолюции по Центральной Азии стало историческим событием, ознаменовавшим собой начало нового этапа регионального взаимодействия.

Прочным гарантом устойчивого развития и процветания региона являются искреннее стремление к сотрудничеству и ответственность всех стран Центральной Азии за общее будущее.

Новый импульс для развития получили торгово-экономическая, энергетическая и культурно-гуманитарная сферы сотрудничества. Достигнуты взаимоприемлемые решения по вопросам рационального использования водно-энергетических ресурсов, делимитации и демаркации государственных границ. Особое внимание уделяется снятию различных ограничений и барьеров в транспортной сфере.

Между странами региона упрощены визовые и таможенные процедуры, открыты дополнительные пункты пропуска, восстановлены и организованы десятки новых маршрутов автомобильного, железнодорожного и авиасообщения.

Однако, как показывает сама жизнь, этих мер недостаточно.

Учитывая важное геостратегическое положение Центральной Азии, которая соединяет между собой крупнейшие международные рынки, особое значение приобретает объединение усилий наших стран с целью ускорить интеграцию региона в систему международных транспортных коридоров.

Сегодня государства региона, не имея прямого выхода к морским портам, несут существенные транспортно-транзитные расходы, которые достигают 70-80 процентов от стоимости экспортируемой продукции.

До 40 процентов времени на транспортировку товаров перевозчики теряют из-за несовершенства таможенных процедур. Согласно индексу эффективности логистики Всемирного банка страны Центральной Азии занимают нижние строчки в рейтинге 167 государств. Все это приводит к снижению конкурентоспособности транспортного сектора региона в целом.

В этой связи проводимая в Ташкенте конференция может сыграть важную роль с точки зрения запуска новых интеграционных процессов в Центральной Азии.

Перед нашими странами стоит задача дальнейшего развития транзитного потенциала и увеличения транспортной составляющей в национальных экономиках. Ее практическому решению будет способствовать привлечение современных технологий и иностранных инвестиций в транспортную инфраструктуру, формирование новых перспективных транспортных коридоров.

По расчетам экспертов ООН, благодаря эффективной кооперации стран Центральной Азии региональный ВВП за 10 лет может вырасти как минимум в два раза.

Учитывая это, мы в рамках Ашхабадского соглашения начали формирование субрегионального транспортного коридора Россия-Казахстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Индия.

Мы выражаем большую надежду на скорейшее начало строительства железной дороги Узбекистан-Кыргызстан-Китай. В перспективе она должна стать важным звеном нового транспортного коридора из Китая через Кыргызстан и Узбекистан, далее – через вновь построенную железнодорожную магистраль Баку-Тбилиси-Карс в страны Южной и Восточной Европы, Ближнего Востока и к портам Средиземного моря в рамках проекта «Восток-Запад».

Когда речь идет о развитии региональных транспортных коридоров, мы не можем не отметить важность вовлечения в этот процесс Афганистана. Построенная железная дорога Хайратон-Мазари­-Шариф и проектируемая магистраль Мазари-Шариф-Герат позволят сформировать новый транспортный коридор с выходом на иранские, пакистанские и индийские железные дороги и к портам Чахбахар и Гвадар в рамках проекта «Север-Юг».

Уважаемые участники форума!

Говоря об интеграции стран региона в международную систему перевозок, в том числе морских, следует в то же время сказать о том, что этот позитивный процесс сдерживает ряд факторов.

Прежде всего – отсутствие единого видения и подходов относительно развития транспортного сообщения в Центральной Азии, устранения барьеров, упрощения визовых, транзитных и таможенных процедур, гармонизации тарифной политики, совершенствования транспортной инфраструктуры государств региона, формирования перспективных транспортных коридоров.

В этой связи предлагаем следующее:

во-первых, видится необходимым разработать Стратегию по развитию региональных транспортных коридоров Центральной Азии при содействии экспертов Всемирного банка, Азиатского и Исламского банков развития, других международных институтов и на ее основе принять региональную Программу по устойчивому развитию транспортной системы Центральной Азии;

во-вторых, учитывая, что страны региона играют ключевую роль в деятельности ШОС, в рамках этой организации следует создать систему интегрированного управления транспортными перевозками;

в-третьих, целесообразно сформировать Региональный совет по транспортным коммуникациям стран Центральной Азии, который станет координирующей структурой в решении имеющихся проблем в транспортно-логистической сфере;

в-четвертых, необходимо совместно развивать транспортные коммуникации и инфраструктуру в целях повышения туристической привлекательности региона. Этому способствовала бы разработка совместно со Всемирной туристской организацией Концепции развития туристических хабов в Центральной Азии.

Реализация этих и других инициатив, которые, я надеюсь, будут одобрены на конференции, сыграет ключевую роль в укреплении стабильности в Центральной Азии, превращении в экономически развитый регион, повышении его конкурентоспособности на мировом рынке транспортных услуг как одного из ключевых международных транспортно-транзитных узлов.

Уверен, что результаты нынешней конференции будут полезными в разработке новых подходов и приоритетов по интеграции нашего региона в систему международных транспортных коридоров, реализации его огромного незадействованного потенциала в общих интересах наших стран и народов.



Шавкат МИРЗИЁЕВ,

Президент Республики Узбекистан