Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 4 сентября состоялось видеоселекторное совещание по вопросам развития физической культуры и спорта, усиления работы по подготовке к международным соревнованиям.


Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 4 сентября состоялось видеоселекторное совещание по вопросам развития физической культуры и спорта, усиления работы по подготовке к международным соревнованиям.

На совещании был отмечен огромный объем работы, проделанной в этой сфере за последние годы. В частности, для совершенствования управления сферой организовано Министерство физической культуры и спорта. Утверждена Концепция развития физической культуры и массового спорта в Республике Узбекистан на период 2019-2023 годы. Внедрена система проведения специальных тестов “Алпомиш” и “Барчиной”, определяющих общий уровень физической подготовки и здоровья населения.

В рамках реализации пяти важных инициатив, программ “Обод кишлок” и “Обод махалла” вводятся в строй спортивные объекты, молодежь активно вовлекается в спорт. К развитию сферы в районах и городах привлечены 204 спортсмена-победителя Олимпийских игр, чемпионатов мира и Азии, некоторые из них открыли свои спортивные школы.

На прошлогодних Азиатских играх спортсмены страны завоевали 70 наград, в том числе 21 золотую, 24 серебряные и 25 бронзовых медалей, и заняли пятое место в общекомандном зачете. А за минувший период текущего года на международных турнирах было завоевано 442 медали, из них 145 золотых, 134 серебряные и 163 бронзовые награды.

На совещании обсуждены вопросы тщательной подготовки к предстоящим турнирам, создания необходимых для этого условий на местах.

Подвергнуты критике неудовлетворительное состояние подготовки к XXXII летним Олимпийским играм 2020 года в Токио, недостаточное внимание со стороны ряда спортивных федераций и хокимиятов созданию условий для спортсменов, обеспечивающих высокие результаты.

Национальному олимпийскому комитету, Министерству физической культуры и спорта даны указания по созданию еще более широких условий для прошедших отбор спортсменов, претендующих на высокие места и олимпийские лицензии в ходе предстоящих в ближайшие месяцы международных соревнований.

Отмечалось, что материально-техническая база безусловно важна, однако результат обеспечивают талантливые спортсмены, для отбора которых необходима сильная селекционная система.

Количество соревнований и качество их проведения на местах все еще не отвечают требованиям. К примеру, в 131 городе и районе Андижанской, Бухарской, Навоийской, Наманганской, Ташкентской, Хорезмской, Ферганской и Кашкадарьинской областей не выделялись средства местных бюджетов на финансирование соревнований. В 230 соревнованиях республиканского уровня не участвовали команды некоторых городов и областей. Это негативно сказывается на отборе талантливых спортсменов в состав национальных сборных.

В связи с этим на совещании отмечалась необходимость инвентаризации спортивных учреждений, налаживания системы формирования спортивного резерва, селекции и отбора талантливых спортсменов.

Как известно, для быстрого восстановления спортсменов им необходима фармакологическая помощь. Но пока в нашей стране не изучают опыт развитых стран в области спортивной фармакологии, отсутствует научная база для создания новых лекарственных препаратов, равно как и квалифицированные специалисты данного профиля. Многие атлеты не владеют информацией о том, какие вещества можно использовать, а какие являются допингом.

Ни одна из спортивных федераций не располагает комплексной лабораторией по мониторингу подготовки членов сборных к соревнованиям и процесса их восстановления. Исходя из этого на соответствующие министерства возложена задача подготовить проект постановления по развитию спортивной фармакологии, организации комплексных лабораторий в спортивных федерациях.

С учетом опыта зарубежных стран предложено организовать единый центр подготовки к Олимпийским играм.

Даны поручения по совершенствованию деятельности Центра научно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту и Республиканского центра спортивной медицины, обновлению учебных программ и методологии, внедрению инновационных технологий в процесс подготовки спортсменов.

Особое внимание на совещании уделено широкому вовлечению населения, особенно молодежи, в массовый спорт.

Важную роль в этом играют условия, среда в общеобразовательных школах. Но школьники не вовлекаются в полной мере в занятия командными видами спорта. В более чем 2 тысячах школ нет спортивных залов, а спортзалы свыше 3 тысяч школ нуждаются в ремонте.

Имеются недостатки и в работе специализированных спортивных школ-интернатов. Так, в подобных школах Тайлакского, Шараф-Рашидовского, Бухарского, Учкурганского, Денауского районов, а также городов Наманган, Карши и Андижан не хватает спортивных залов, общежитий и учебных помещений.

Размер заработной платы тренеров детско-юношеских школ, школ олимпийского резерва и высшего спортивного мастерства почти вдвое ниже, чем у учителей физической культуры общеобразовательных школ. Кроме того, 51 процент тренеров имеет среднее специальное образование, ощущается нехватка в более чем 2 тысячах тренеров с высшим образованием.

Спортивные сооружения высших образовательных учреждений могут использовать почти 50 процентов студентов, но спортом занимается лишь 21 процент.

В целом по стране функционирует более 12 тысяч спортивных сооружений, посещать которые ежедневно могут почти 1,5 миллиона человек. Это значит, что обеспеченность населения спортивными сооружениями не превышает 4,5 процента. В частности, в Самаркандской области – 3,4 процента, в Сурхандарьинской – 3,5, в Андижанской – 3,7 процента.

Президент Шавкат Мирзиёев задался вопросом, насколько возможно в таких условиях сделать занятие спортом массовым.

На совещании обсуждены вопросы поэтапного решения этих и других проблем, направления на это необходимых средств и ресурсов.

Определены меры по строительству и ремонту спортивных объектов в общеобразовательных учреждениях, оснащению их современным спортивным инвентарем, укреплению материально-технической базы специализированных школ-интернатов.

Рассмотрены вопросы организации спортивных турниров и олимпиад по физической культуре среди учащихся школ, предоставления их победителям возможности поступления в вузы на льготной основе вне квот, а также присвоения им спортивных разрядов. Предложено назначать учителям физкультуры, подготовившим победителей, надбавки к заработной плате, присваивать им высокие разряды и звания.

Даны рекомендации по расширению подготовки спортивных кадров, внедрению платформы интенсивного повышения квалификации, организации специальных заочных отделений по подготовке тренеров по наиболее востребованным направлениям.

Указано на необходимость специализации высших учебных заведений на определенные виды спорта исходя из их возможностей и специфики. Наряду с содержательной организацией досуга студентов это позволит привлекать талантливых спортсменов в профессиональный спорт через сотрудничество со спортивными федерациями.

Поручено подготовить предложения по специализации вузов и районов (городов) на конкретные виды спорта, стимулированию молодежи и учителей физической культуры, достигших высоких спортивных результатов.

Хокимы и ответственные лица сферы предоставили информацию по обсужденным на совещании вопросам.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Определены дальнейшие задачи по развитию физической культуры и спорта

Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 4 сентября состоялось видеоселекторное совещание по вопросам развития физической культуры и спорта, усиления работы по подготовке к международным соревнованиям.


Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 4 сентября состоялось видеоселекторное совещание по вопросам развития физической культуры и спорта, усиления работы по подготовке к международным соревнованиям.

На совещании был отмечен огромный объем работы, проделанной в этой сфере за последние годы. В частности, для совершенствования управления сферой организовано Министерство физической культуры и спорта. Утверждена Концепция развития физической культуры и массового спорта в Республике Узбекистан на период 2019-2023 годы. Внедрена система проведения специальных тестов “Алпомиш” и “Барчиной”, определяющих общий уровень физической подготовки и здоровья населения.

В рамках реализации пяти важных инициатив, программ “Обод кишлок” и “Обод махалла” вводятся в строй спортивные объекты, молодежь активно вовлекается в спорт. К развитию сферы в районах и городах привлечены 204 спортсмена-победителя Олимпийских игр, чемпионатов мира и Азии, некоторые из них открыли свои спортивные школы.

На прошлогодних Азиатских играх спортсмены страны завоевали 70 наград, в том числе 21 золотую, 24 серебряные и 25 бронзовых медалей, и заняли пятое место в общекомандном зачете. А за минувший период текущего года на международных турнирах было завоевано 442 медали, из них 145 золотых, 134 серебряные и 163 бронзовые награды.

На совещании обсуждены вопросы тщательной подготовки к предстоящим турнирам, создания необходимых для этого условий на местах.

Подвергнуты критике неудовлетворительное состояние подготовки к XXXII летним Олимпийским играм 2020 года в Токио, недостаточное внимание со стороны ряда спортивных федераций и хокимиятов созданию условий для спортсменов, обеспечивающих высокие результаты.

Национальному олимпийскому комитету, Министерству физической культуры и спорта даны указания по созданию еще более широких условий для прошедших отбор спортсменов, претендующих на высокие места и олимпийские лицензии в ходе предстоящих в ближайшие месяцы международных соревнований.

Отмечалось, что материально-техническая база безусловно важна, однако результат обеспечивают талантливые спортсмены, для отбора которых необходима сильная селекционная система.

Количество соревнований и качество их проведения на местах все еще не отвечают требованиям. К примеру, в 131 городе и районе Андижанской, Бухарской, Навоийской, Наманганской, Ташкентской, Хорезмской, Ферганской и Кашкадарьинской областей не выделялись средства местных бюджетов на финансирование соревнований. В 230 соревнованиях республиканского уровня не участвовали команды некоторых городов и областей. Это негативно сказывается на отборе талантливых спортсменов в состав национальных сборных.

В связи с этим на совещании отмечалась необходимость инвентаризации спортивных учреждений, налаживания системы формирования спортивного резерва, селекции и отбора талантливых спортсменов.

Как известно, для быстрого восстановления спортсменов им необходима фармакологическая помощь. Но пока в нашей стране не изучают опыт развитых стран в области спортивной фармакологии, отсутствует научная база для создания новых лекарственных препаратов, равно как и квалифицированные специалисты данного профиля. Многие атлеты не владеют информацией о том, какие вещества можно использовать, а какие являются допингом.

Ни одна из спортивных федераций не располагает комплексной лабораторией по мониторингу подготовки членов сборных к соревнованиям и процесса их восстановления. Исходя из этого на соответствующие министерства возложена задача подготовить проект постановления по развитию спортивной фармакологии, организации комплексных лабораторий в спортивных федерациях.

С учетом опыта зарубежных стран предложено организовать единый центр подготовки к Олимпийским играм.

Даны поручения по совершенствованию деятельности Центра научно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту и Республиканского центра спортивной медицины, обновлению учебных программ и методологии, внедрению инновационных технологий в процесс подготовки спортсменов.

Особое внимание на совещании уделено широкому вовлечению населения, особенно молодежи, в массовый спорт.

Важную роль в этом играют условия, среда в общеобразовательных школах. Но школьники не вовлекаются в полной мере в занятия командными видами спорта. В более чем 2 тысячах школ нет спортивных залов, а спортзалы свыше 3 тысяч школ нуждаются в ремонте.

Имеются недостатки и в работе специализированных спортивных школ-интернатов. Так, в подобных школах Тайлакского, Шараф-Рашидовского, Бухарского, Учкурганского, Денауского районов, а также городов Наманган, Карши и Андижан не хватает спортивных залов, общежитий и учебных помещений.

Размер заработной платы тренеров детско-юношеских школ, школ олимпийского резерва и высшего спортивного мастерства почти вдвое ниже, чем у учителей физической культуры общеобразовательных школ. Кроме того, 51 процент тренеров имеет среднее специальное образование, ощущается нехватка в более чем 2 тысячах тренеров с высшим образованием.

Спортивные сооружения высших образовательных учреждений могут использовать почти 50 процентов студентов, но спортом занимается лишь 21 процент.

В целом по стране функционирует более 12 тысяч спортивных сооружений, посещать которые ежедневно могут почти 1,5 миллиона человек. Это значит, что обеспеченность населения спортивными сооружениями не превышает 4,5 процента. В частности, в Самаркандской области – 3,4 процента, в Сурхандарьинской – 3,5, в Андижанской – 3,7 процента.

Президент Шавкат Мирзиёев задался вопросом, насколько возможно в таких условиях сделать занятие спортом массовым.

На совещании обсуждены вопросы поэтапного решения этих и других проблем, направления на это необходимых средств и ресурсов.

Определены меры по строительству и ремонту спортивных объектов в общеобразовательных учреждениях, оснащению их современным спортивным инвентарем, укреплению материально-технической базы специализированных школ-интернатов.

Рассмотрены вопросы организации спортивных турниров и олимпиад по физической культуре среди учащихся школ, предоставления их победителям возможности поступления в вузы на льготной основе вне квот, а также присвоения им спортивных разрядов. Предложено назначать учителям физкультуры, подготовившим победителей, надбавки к заработной плате, присваивать им высокие разряды и звания.

Даны рекомендации по расширению подготовки спортивных кадров, внедрению платформы интенсивного повышения квалификации, организации специальных заочных отделений по подготовке тренеров по наиболее востребованным направлениям.

Указано на необходимость специализации высших учебных заведений на определенные виды спорта исходя из их возможностей и специфики. Наряду с содержательной организацией досуга студентов это позволит привлекать талантливых спортсменов в профессиональный спорт через сотрудничество со спортивными федерациями.

Поручено подготовить предложения по специализации вузов и районов (городов) на конкретные виды спорта, стимулированию молодежи и учителей физической культуры, достигших высоких спортивных результатов.

Хокимы и ответственные лица сферы предоставили информацию по обсужденным на совещании вопросам.