УзА Русский

06.09.2019 Версия для печати

Определен новый этап реформ в сельскохозяйственной сфере

Определен новый этап реформ в сельскохозяйственной сфере


Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 6 сентября провел совещание, посвященное приоритетным направлениям развития сельского хозяйства на 2020-2030 годы.

Узбекистан обладает огромным потенциалом в аграрной сфере. Успех в решении многих вопросов – от изобилия на рынках и благосостояния населения до обеспечения дополнительных поступлений от экспорта – зависит от развития данной отрасли.

Но на протяжении длительного времени этой сфере не уделялось должного внимания. Отсутствовали рыночный подход, отношение к земле как к источнику дохода, материальная заинтересованность. Не привлекались средства, научные инновации. Вследствие этого земля “переутомилась”, снизилась плодородность почвы. Отсутствовала система переработки продукции, цепочка создания добавленной стоимости.

В последние годы приняты меры по реформированию сельского хозяйства и внедрению рыночных механизмов. В результате повышения государственных закупочных цен почти в три раза возросла заинтересованность сельхозпроизводителей. Хлопководство и зерноводство стали реальным источником прибыли.

В целях внедрения новых технологий и инноваций, повышения производительности труда и увеличения заработной платы работников сферы организовано 76 хлопково-текстильных кластеров. Только в текущем году водосберегающие технологии орошения внедрены на 25 тысячах гектаров хлопковых полей. Начата масштабная работа по рекультивации 1 миллиона 100 тысяч гектаров деградировавших земель.

Это - первый этап преобразований в данной сфере.

Президент ставит задачу вывести реформы в отрасли на новый уровень, не жить одним днем и продумывать действия на дальнюю перспективу. С этой целью разрабатывается стратегия развития сельского хозяйства на 2020-2030 годы, которая призвана стать основной точкой роста, драйвером экономики. Будут созданы тысячи новых рабочих мест, увеличатся доходы людей.

На совещании определены важные задачи по реализации разрабатываемой стратегии.

Подчеркнуто, что собственник земли будет инвестировать в землю, стремиться к повышению плодородности и урожайности только тогда, когда он полностью уверен в завтрашнем дне. В связи с этим Президент отметил необходимость полного обновления законодательства для обеспечения прозрачности системы выделения земли, ее неприкосновенности, гарантированной защиты земельных прав, ввода в юридический оборот понятия "ответственное отношение к земле". Это не только обеспечит занятость населения, экспорт, но и дополнительные поступления в бюджет.

Отмечалось, что прежде всего следует вести точный учет сельскохозяйственных земель, усовершенствовать их использование. В связи с этим Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру поручено завершить до конца 2021 года работу по инвентаризации земель во всех регионах страны и создать единую электронную базу для ведения их учета.

Важное значение имеет и рациональное использование водных ресурсов. Как показывает анализ, на орошение посевных культур в нашей стране направляются миллиарды кубометров воды, но до полей доходит всего лишь 60 процентов, остальное теряется в ирригационных системах и при орошении.

По прогнозам Всемирного института ресурсов, к 2040 году Узбекистан может оказаться среди 33 стран мира с острой нехваткой воды.

В связи с этим глава государства уделил особое внимание данному вопросу и отметил необходимость повышения эффективности и ведения учета водопользования, внедрения водосберегающих технологий на 200 тысячах гектаров площадей каждый год. Отмечалось, что эти задачи должны быть отражены в разрабатываемой стратегии.

В ходе обсуждения государственной поддержки сельского хозяйства и совершенствования системы государственных закупок указано на необходимость направления основной части бюджетных средств на повышение плодородности земель, внедрение водосберегающих технологий и развитие науки.

Особый акцент на совещании сделан на вопросах повышения экспортного потенциала сферы и увеличения объемов заготовки продукции с добавленной стоимостью, проанализирован мировой опыт в данном направлении.

К примеру, в Турции на 1 гектаре земли выращивается продукция на 2 тысячи долларов, в Египте – на 8 тысяч долларов, а в Израиле – на 12 тысяч долларов. В нашей стране этот показатель не превышает 300 долларов. Отечественная продукция не выдерживает конкуренции на внешнем рынке, так как производится по разным стандартам.

В 2018 году экспортировано продукции аграрного сектора на 2,3 миллиарда долларов. В результате реализации задач, включаемых в новую стратегию, ожидается доведение этого показателя до 20 миллиардов долларов к 2030 году.

На совещании ответственным лицам поручено внедрить систему сертификации продукции по стандартам Европейского Союза, стран Восточной Азии и Арабского мира. Первоочередное внимание следует уделить селекции сортов фруктовых деревьев.

Большой резерв для сельского хозяйства представляют приусадебные земли, в связи с чем необходимо широкое внедрение логистики и кооперации на местах на основе принципа “одна махалля – один продукт”, объединение малых производителей в кооперативы, обеспечение единообразия продукции.

Недостатки имеются и в сфере обслуживания. Из-за отсутствия конкуренции здесь наблюдается дороговизна услуг, у производителей продукции нет возможности выбора. Поэтому указано на необходимость расширения ассортимента услуг в сфере доставки минеральных удобрений, техники и других на основе государственно-частного партнерства, организации частных предприятий.

Указано на необходимость полного завершения до конца 2020 года начатой в этом году работы по космическому зондированию, что позволит достоверно оценить реальное состояние земель и посевов. В итоге данная система даст исчерпывающую информацию о вегетативном процессе, мелиоративном состоянии, уровне минерализации и влажности почвы, что будет способствовать повышению урожайности на 25-30 процентов. Все это будет выгодно не только государству, но и самим фермерам. С доступом к системе и дехкане, и экспортеры смогут следить за тем, где и какие культуры выращиваются, что поможет с уверенностью строить бизнес-планы и оценивать конъюнктуру рынка.

Ответственным лицам поручено в корне усовершенствовать систему ведения сельскохозяйственной статистики, в частности, внедрить цифровые технологии во все процессы от размещения культур до реализации готовой продукции.

Для эффективной организации исполнения предусмотренных в Стратегии задач прежде всего нужны квалифицированные кадры. Семь профильных вузов ежегодно заканчивают более 3 тысяч молодых людей, но в регионах не хватает кадров. Отсутствует интеграция науки, образования и производства, не внедрены современные методики образования.

На развитие аграрной науки выделяется лишь 0,1 процента бюджетных средств, тогда как в развитых странах этот показатель составляет 2-3 процента.

Число научных школ академиков сократилось с 50 до 17, а такие школы по овощеводству, зерноводству, растениеводству и вовсе отсутствуют. Лабораторное оборудование в институтах растениеводства, овощебахчевых культур и картофелеводства не ремонтировалось последние 70 лет. Остаются неэффективными меры по коммерциализации научных разработок.

К примеру, экспорт черешни во многих странах начинается в июне. Но если у нас в стране создать сорт, который бы поспевал в начале мая, выручку от поставок такой черешни можно было бы увеличить вдвое.

Поэтому научно-исследовательские институты в области сельского хозяйства должны уделить основное внимание созданию раннеспелых сортов. Достижения науки следует внедрять и в животноводство, выводить соответствующие нашим климатическим условиям породы скота.

Президент указал на необходимость обсуждения стратегии с народом, глубокой проработки всех ее аспектов. Дал поручения по разработке годовых “дорожных карт” для эффективной реализации стратегии, а также пересмотру структуры территориальных управлений сельского хозяйства.

Отмечена необходимость внедрения абсолютно новой методики обучения в Ташкентском государственном аграрном университете и Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, организации профессорско-преподавательским составом выездных уроков и семинаров.

В целом новая стратегия будет способствовать внедрению рыночных механизмов в сельское хозяйство, налаживанию научно обоснованного производства, что приведет к более эффективному обеспечению продовольственной безопасности, многократному увеличению экспорта и объема продуктов питания на душу населения.

Руководители ответственных ведомств предоставили информацию о предстоящей работе по исполнению поставленных на совещании задач.


12 938
УзА