Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 27 июля провел совещание, посвященное обсуждению проводимой работы по сокращению теневой экономики.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 27 июля провел совещание, посвященное обсуждению проводимой работы по сокращению теневой экономики.
В нашей стране высокий уровень теневой экономики. Поэтому в последние годы были приняты меры по сокращению доли теневой экономики путем облегчения ведения бизнеса. В частности, был либерализован валютный рынок, внедрена новая налоговая система, сокращено около 100 разрешительных и лицензионных процедур. В результате доля неформального сектора в промышленности упала с 20 до 6 процентов за последние 5 лет.
На совещании обсуждалась работа, проводимая в этом направлении, определены дальнейшие задачи. Поручено разработать с привлечением экспертов международных организаций стратегию по сокращению теневой экономики.
Глава государства подчеркнул важность соблюдения осторожности при противодействии теневой экономики, чтобы не нанести вред экономической активности, работать в этом направлении совместно с бизнесом и общественностью.
Поставлена задача последовательно продолжить налоговые реформы и внедрить систему, которая бы исключала теневую деятельность.
Дано указание разработать систему "Добросовестный налогоплательщик" и до конца апробировать ее в городе Ташкенте.
Особое внимание уделено очищению от коррупции сферы государственных закупок и инвестиционных проектов. В целях обеспечения прозрачности в этих сферах, усиления общественного контроля и конкуренции Министерству финансов поручено запустить информационный Портал государственных закупок.
Определено, что отныне каждый проект будет проходить антикоррупционную экспертизу. Поставлена задача применять с 2021 года этот порядок в отношении всех проектов, реализуемых за счет централизованных средств.
В государственных органах также внедряется система комплаенс-контроля против теневой экономики и коррупции. Данная работа начата, в частности, в министерствах строительства, здравоохранения, высшего и среднего специального образования, акционерных обществах "Узбекнефтегаз" и "Узкимёсаноат". Отмечалось, что до конца года данную систему необходимо внедрить еще в 14 организациях и 10 банках с государственной долей.
Даны поручения по разработке «дорожных карт» по борьбе с коррупцией в разрезе сфер и направлений, предупреждению коррупции в сфере государственных закупок и инвестиционных проектах.
Поручено разработать методику расчета рейтинга коррупции и теневой экономики для государственных органов, предприятий и регионов. С 2021 года будет налажено объявление результатов данного рейтинга с оценкой персональной ответственности всех руководителей.
Рассмотрены также вопросы таможни и налоговой системы.
Указано на необходимость исключения человеческого фактора в таможенной системе, усиления таможенного контроля за случаями контрабанды и искусственного занижения таможенной стоимости товаров.
Государственному таможенному комитету и Государственному налоговому комитету поручено создать единую базу данных о ввозе, таможенном оформлении и реализации импортных товаров. Поставлена задача внедрить с 1 января 2021 года информационную систему "Таможенный аудит".
Президент подчеркнул, что для сокращения теневой экономики необходимо помочь людям легально работать, заинтересовать их в этом.
К примеру, в результате упрощения системы самозанятости в одном только июле 184 тысячи граждан начали работать в формальном секторе.
Однако уровень неофициальной занятости в сферах строительства, торговли и общественного питания, транспортных и других услуг все еще остается высоким. В целом, только 4,9 миллиона из 13,5 миллиона человек, занятых в экономике, платят подоходный налог.
На совещании отмечена необходимость адресной работы в этих сферах, выведения действующих неофициально субъектов из теневой экономики через применение стимулирующих механизмов. Предложено не включать платежи через пластиковые карты и другие виды бесконтактных платежей в налогооблагаемую базу при расчете налога с оборота субъектов, действующих в сферах торговли, общественного питания, транспорта и бытового обслуживания.
Глава государства отметил необходимость упрощения налогового администрирования для субъектов малого бизнеса, дальнейшего сокращения процедур разрешения и лицензирования для предпринимательской деятельности.
К примеру, имеется возможность сократить 100 видов лицензий и 34 вида разрешений с переводом их в уведомительный порядок, упростить ряд процедур, сократить в 2 раза время выдачи 14 видов документов. Благодаря этим мерам предприниматели могут сэкономить 125 миллиардов сумов в год.
Кроме того, дано указание критически изучить 270 контрольных функций 43 ведомств и сократить их полномочия, способствующие рискам теневой экономики и коррупции.
Вместе с тем подчеркнута необходимость усиления ответственности недобросовестных предпринимателей, вовлеченных в коррупционные и теневые схемы.
Констатирован слабый уровень анализа теневой экономики по отраслям и сферам. В связи с этим указано на необходимость ведения по каждой области статистики теневой экономики с привлечением международных экспертов.
Основная сила в противодействии коррупции и теневой экономике - бизнес и общественность. Поэтому важно формировать в обществе нетерпимое отношение к этим негативным явлениям, освещать их последствия в средствах массовой информации и через социальные сети.
- Борьба с теневой экономикой не означает наказание предпринимателей, воспрепятствование их деятельности. Это особенно важно в период пандемии. Необходимо принять строгие меры и против бытовой коррупции, усилив общественный контроль на местах, - сказал Шавкат Мирзиёев.
Перед каждым министерством и отраслью поставлена задача достичь к концу года конкретных показателей (KPI) в рамках реализации определенных на совещании мер.