УзА Русский

10.09.2019 Версия для печати

О мерах по коренному реформированию системы нотариата в Республике Узбекистан

О мерах по коренному реформированию системы нотариата в Республике Узбекистан

 Указ

Президента Республики Узбекистан

В последние годы в стране проводится последовательная работа по обеспечению эффективной деятельности института нотариата и повышению уровня качества правовых услуг, оказываемых нотариальными конторами физическим и юридическим лицам.

Вместе с тем повышение оперативности оказания нотариальных услуг, устранение излишних бюрократических барьеров и препонов в гражданско-правовых отношениях, в том числе в свободном распоряжении и пользовании владельцами частной собственности своим имуществом, а также реализация ряда целевых задач по цифровизации отрасли остаются требованием времени.

В целях перевода института нотариата на цифровую модель, коренного упрощения процессов совершения нотариальных действий, а также исходя из задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах:

1. Принять к сведению, что Министерством юстиции Республики Узбекистан с целью упорядочения сферы нотариата создана автоматизированная информационная система «Нотариус» со следующими возможностями:

проведение мониторинга всех нотариальных действий через информационную систему в режиме онлайн, прекращение незаконных действий, а также использование современных методов проверки при установлении личности граждан;

предупреждение злоупотреблений путем обязательной регистрации нотариальных действий в электронной системе и присвоения каждому документу уникального специального номера;

регистрация совершенных нотариальных действий в единой электронной базе, недопущение оформления поддельных нотариальных документов и хранение истории информации о документах;

дистанционный контроль за качеством и оперативностью оказания нотариальных услуг, надлежащим исполнением работниками своих функциональных обязанностей на основе экстерриториального принципа на всей территории страны;

автоматический расчет и перевод платежей за нотариальные действия, рассылка подтверждающих сообщений, а также электронный межведомственный обмен информацией.

Определить Министерство юстиции Республики Узбекистан органом, ответственным за техническое обеспечение и ведение автоматизированной информационной системы «Нотариус» в целях обеспечения всех видов информационного взаимодействия с соответствующими государственными органами при осуществлении сбора информации о нотариальной деятельности, комплексной автоматизации процессов ее обобщения, а также совершения нотариальных действий.

2. Одобрить предложение Министерства юстиции, Министерства финансов, а также Министерства экономики и промышленности Республики Узбекистан о поэтапной реорганизации с 1 января 2020 года государственных нотариальных контор в негосударственные нотариальные конторы.

Установить, что:

реорганизация государственных нотариальных контор в негосударственные нотариальные конторы осуществляется путем регистрации негосударственных нотариальных контор в органах юстиции, а также выдачи осуществляющим деятельность нотариусам лицензий на право занятия нотариальной деятельностью на основании их заявлений;

государственные нотариальные конторы продолжат свою деятельность до организации в соответствующем нотариальном округе необходимого количества негосударственных нотариальных контор в соответствии с законодательством;

гражданская ответственность нотариусов негосударственных нотариальных контор подлежит страхованию с целью защиты физических и юридических лиц от ущерба, причиняемого в результате нарушения нотариусом профессиональных обязанностей;

государственная регистрация негосударственных нотариальных контор и выдача лицензии на право занятия нотариальной деятельностью осуществляются органами юстиции.

3. Определить источниками финансирования деятельности негосударственных нотариальных контор:

часть суммы государственной пошлины, взыскиваемой за совершение нотариальных действий, остающаяся в распоряжении негосударственных нотариальных контор, в размере, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

платежи, взимаемые за выполнение дополнительных действий правового и технического характера, а также оказание услуг в рамках активной модели нотариата;

иные источники, не запрещенные законодательством.

4. Одобрить предложение Министерства юстиции Республики Узбекистан об образовании Нотариальной палаты Узбекистана, основанной на членстве нотариусов всех нотариальных контор.

Определить основными задачами и направлениями деятельности Нотариальной палаты Узбекистана:

разработку предложений по координации деятельности нотариальных контор, совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, обеспечению единообразного применения законодательства;

укрепление роли нотариата в качестве института предупреждения споров, повышение престижа профессии нотариуса, а также организацию профессиональной подготовки и повышения квалификации нотариусов, обязательного страхования их гражданской ответственности;

принятие мер по обеспечению единой нотариальной практики, сбор и изучение статистических данных о деятельности нотариальных контор, популяризацию положительного опыта, а также оказание нотариусам методической помощи;

проведение мероприятий по правовой пропаганде, направленных на повышение правовых знаний и правовой культуры населения;

представление, а также защиту прав и законных интересов нотариусов в отношениях с государственными органами и другими организациями, в суде и других обстоятельствах;

проведение мониторинга за соблюдением нотариусами законодательства, правил профессиональной этики и профессиональных обязанностей, а также внесение предложений в квалификационные комиссии при Министерстве юстиции Республики Каракалпакстан, управлениях юстиции областей и города Ташкента о рассмотрении вопроса профессиональной пригодности нотариусов.

5. Установить, что Нотариальная палата Узбекистана:

является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей нотариусов нотариальных контор;

ведет деятельность на основе принципа невмешательства в деятельность нотариусов, осуществляемую в соответствии с законодательством;

финансируется за счет вступительных и членских взносов нотариусов, а также иных средств, не запрещенных законодательством.

6. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно
с Нотариальной палатой Узбекистана:

установить системный и строгий контроль за соблюдением нотариусами негосударственных нотариальных контор требований и условий лицензии;

в трехмесячный срок, исходя из требований настоящего Указа, а также в целях всестороннего регулирования деятельности негосударственных нотариальных контор, внести в Кабинет Министров предложения о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О нотариате».

7. Утвердить «Дорожную карту» по дальнейшему совершенствованию института нотариата в 2019–2021 годах в соответствии с приложением.

8. Отменить с 1 января 2020 года следующие требования при оформлении сделок, связанных с имуществом:

получение согласия органов государственной власти на местах при отчуждении незавершенного строительством жилья другому лицу;

получение согласия органов опеки и попечительства при сдаче в наем (аренду) имущества от имени лица, находящегося под опекой (с условием уведомления о данном факте органов опеки и попечительства).

9. Отменить порядок обязательного нотариального удостоверения следующих сделок:

с 1 октября 2019 годадоверенности на право пользования
и управления транспортными средствами между близкими родственниками (родителями, мужем (женой), детьми, братьями, сестрами) владельца транспортного средства, указанных в страховом полисе обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

с 1 января 2020 года – договора о предоставлении юридическими лицами, в частности банками и другими кредитными организациями, предприятий в аренду и безвозмездное пользование, а также договоров ипотеки, залога и лизинга при приобретении недвижимости и транспортных средств на первичном рынке. При этом наложение и снятие запрета на имущество осуществляется банком и другими кредитными организациями, оформившими договора залога (ипотеки) самостоятельно через автоматизированную информационную систему «Нотариус» с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Центральному банку Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции до 1 декабря 2019 года внести предложения по созданию условий банкам и другим кредитным организациям для наложения и снятия запрета в рамках договоров залога (ипотеки), предусмотренных настоящим пунктом.

10. Внедрить с 1 января 2020 года следующие нотариальные действия:

обеспечение доказательств в досудебном процессе в гражданско-правовых отношениях (запись показаний свидетелей, проведение осмотра и освидетельствования письменных и вещественных доказательств, назначение экспертизы, подтверждение фактов в сети Интернет);

выполнение функций медиатора в гражданско-правовых отношениях, в том числе по имущественным и наследственным вопросам;

подтверждение даты представления созданных объектов авторских и смежных прав.

11. Установить с 1 января 2020 года порядок, в соответствии с которым:

отменяется требование получения справки от соответствующих коммунальных организаций о наличии либо отсутствии задолженности при нотариальном удостоверении сделок с недвижимостью с установлением порядка проверки сведений о задолженности по коммунальным услугам, взыскание которых входит в компетенцию Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, исключительно через информационную систему Бюро принудительного исполнения в режиме онлайн;

исполнение платежных обязательств по сделкам между сторонами осуществляется через депозит нотариуса в добровольном порядке. При этом в случае обнаружения определенных задолженностей при нотариальном удостоверении сделок с недвижимостью имеется возможность их оплаты путем перевода соответствующих средств на депозит нотариуса либо проверки обоснованности задолженности;

сторонам предоставляется возможность нотариального удостоверения сделок в нотариальных конторах, расположенных в разных регионах, путем дистанционного обслуживания в режиме видеоконференцсвязи;

нотариально заверенные заявления, договора аренды и доверенности, размещенные в открытой информационной системе при совершении действий, не связанных с отчуждением имущества, имеют одинаковую юридическую силу с документом в бумажной форме, государственным органам или должностным лицам запрещается отказывать в их признании;

предоставляется возможность проверки заявлений, договоров аренды и доверенностей через уникальный номер при совершении нотариальных действий, на основе нотариально заверенных на территории республики заявлений, договоров аренды и доверенностей без предоставления данных документов;

внедряется услуга для лиц, изъявивших желание совершить нотариальное действие, позволяющая занять электронную очередь и подготовить соответствующие документы путем предварительной отправки в нотариальную контору копий документов, необходимых для оформления нотариальных действий через электронную систему;

предоставляется услуга, позволяющая получить из ведомственного нотариального архива копии имеющихся документов, заверенных электронной подписью, путем направления электронного обращения через Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.

12. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно
с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций:

а) внедрить до 1 января 2020 года, в порядке эксперимента, с внедрением в сферу современных инновационных и информационно-коммуникационных технологий, не менее чем в двух нотариальных конторах Республики Каракалпакстан и областей, а также в пяти нотариальных конторах города Ташкента, без посещения нотариальной конторы:

оформление сделок, не связанных с отчуждением имущества другому лицу (договоров аренды, предоставления в безвозмездное пользование, доверенностей, не связанных с отчуждением другому лицу), исполнительных надписей, свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой с использованием электронной цифровой подписи;

оформление заявлений (о согласии на прописку, заявление-согласие на выезд за границу несовершеннолетних детей и по обязательствам) с использованием электронной цифровой подписи, а также путем видеоконференцсвязи.

При этом обеспечить возможность доставки заказчику курьерской службой подлинника документа, оформленного путем дистанционного обслуживания;

б) до 1 января 2021 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан обоснованные предложения по внедрению настоящей практики во всех нотариальных конторах на основе результатов эксперимента.

13. Одобрить предложение Министерства юстиции Республики Узбекистан о привлечении на договорной основе профессиональных консалтинговых фирм с целью выявления злоупотреблений, совершаемых работниками центров государственных услуг, органов записи актов гражданского состояния и нотариальных контор, путем непрерывной оценки качества оказания населению государственных и правовых услуг, определения их рейтингов, а также проведения мероприятий «тайный покупатель».

14. Министерству юстиции Республики Узбекистан до 1 января 2024 года завершить формирование единого электронного нотариального архивного фонда, а также оцифровку сделок, предусматривающих возникновение права на недвижимое имущество, хранящихся в ведомственных нотариальных архивах.

15. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

16. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

Президент

      Республики Узбекистан                  Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

9 сентября 2019 года


11 802
УзА