Будет создано Министерство транспорта
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 28 августа провел совещание по вопросам совершенствования управления в сфере автомобильного транспорта, развития международного сотрудничества, расширения масштабов оказания транспортных услуг.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 28 августа провел совещание по вопросам совершенствования управления в сфере автомобильного транспорта, развития международного сотрудничества, расширения масштабов оказания транспортных услуг.
Как известно, в соответствии с постановлением Президента нашей страны от 6 марта 2018 года Узбекское агентство автомобильного и речного транспорта было реорганизовано. Была принята Программа развития инфраструктуры автомобильного транспорта на 2018-2021 годы. В рамках ее исполнения открыто более 50 маршрутов по перевозке пассажиров, построено 9 автостанций, закуплено 82 новых автобуса. Налажено движение автобусов по пяти международным маршрутам - в Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.
На совещании отмечалось наличие ряда проблем, препятствующих развитию сферы, определены задачи по продолжению интенсивных реформ, оказанию современных транспортных услуг на межрайонных и междугородних маршрутах, между районными центрами и отдаленными селами.
Даны поручения по улучшению инфраструктуры и системы транспортного обслуживания на маршрутах между селами и городами, районами и на междугородних направлениях.
Глава государства указал на необходимость передачи функций по координации деятельности транспортных служб частным операторам-диспетчерам на основе государственно-частного партнерства.
Частные операторы-диспетчеры, имеющие лицензию и выигравшие тендеры, на договорной основе объединят субъектов оказания транспортных услуг в соответствующих регионах или на маршрутах, создав таким образом единую платформу.
Частным операторам-диспетчерам намечено передать 10 115 остановок, 17 автовокзалов и автостанций, принадлежащих государству.
В связи с этим Кабинету Министров Республики Узбекистан, соответствующим министерствам и ведомствам поручено внедрить эту систему до 1 декабря текущего года.
По подсчетам, в нашей стране на каждые 10 тысяч человек приходится по 2 автобуса. Однако более 30 процентов маршрутов в регионах бездействуют. Всего 6 процентов от общего объема международных пассажирских перевозок (которые обслуживают 12 автобусов при потребности в 200 автобусах) осуществляются легальными перевозчиками.
В связи с этим необходимо организовать 13 автопредприятий, закупить в текущем году 400, до конца следующего года – 780 автобусов “Исузу”.
На совещании рассмотрены также вопросы вовлечения частного сектора в систему грузоперевозок, налаживания оказания экспедиторских услуг. Все это позволит легализовать деятельность действующих неофициально перевозчиков, создать удобства для них и клиентов.
С этой целью Кабинету Министров следует принять соответствующее постановление по кардинальному сокращению лицензионных и разрешительных процедур для грузоперевозчиков, налаживанию деятельности частных экспедиторских организаций.
В ходе обсуждения вопросов повышения конкурентоспособности на рынке транзитных грузоперевозок подвергнут критике тот факт, что на долю отечественных перевозчиков приходится всего 11 процентов экспортно-импортных и транзитных грузов, перевозимых через территорию нашей страны, а также не развита инфраструктура вдоль магистральных дорог, недостаточно заправочных станций и гостиниц.
Поставлены задачи по заключению с иностранными государствами и крупными компаниями дополнительных соглашений по перевозке грузов через нашу страну, ускорению использования Трансафганской, Транскавказской, Транскитайской и других автомобильных дорог, организации совместных предприятий с грузоперевозчиками, присоединению к международным документам в сфере, разработке соответствующего проекта закона.
Отмечалось также несоответствие требованиям процедур установления тарифов на оказание услуг по перевозке пассажиров. Разрыв в тарифах на автобусные перевозки между областями составляет 1,7 раза, а в тарифах маршрутных такси - более чем в 6 раз.
Кабинету Министров, Министерству финансов, Узбекскому агентству по автомобильному транспорту и Госкомконкуренции поручено усовершенствовать порядок государственного регулирования тарифов на оказание услуг перевозки пассажиров.
Отмечалась необходимость ускоренного внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу транспортного обслуживания. Прием платы за проезд все еще осуществляется по устаревшей системе. Подвергнут критике тот факт, что в городе Ташкенте внедрение системы электронной оплаты за проезд тормозится вот уже третий год.
На совещании обсуждены вопросы совершенствования инфраструктуры и системы перевозки пассажиров в столице. На остановках Ташкента отсутствуют электронные табло с графиком движения автобусов, бесплатный интернет, нет средств видеонаблюдения в автобусах и соответствующих мобильных приложений. Для улучшения ситуации необходимо разработать проект концепции кардинального обновления системы пассажирского транспорта в городе Ташкенте.
На совещании отмечалось, что Узбекское агентство по автомобильному транспорту все еще не наладило реализацию комплексной государственной политики по развитию транспортной сферы. Поэтому следует организовать государственный орган, который будет координировать деятельность и осуществлять единую государственную политику в сфере автомобильных, железнодорожных и воздушных путей сообщения, метро и речного транспорта.
Ответственным лицам поручено внести предложения по организации Министерства транспорта.