УзА Русский

09.08.2018 18:15 Версия для печати

Благоустройство и чистота - важный фактор здоровья населения

Благоустройство и чистота - важный фактор здоровья населения
Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 9 августа 2018 года состоялось совещание по вопросам охраны окружающей среды и развития системы сбора и переработки бытовых отходов.

В нашей стране осуществляется широкомасштабная работа по благоустройству и обеспечению чистоты окружающей среды, сбору, сортировке и переработке отходов.

Постановлением главы нашего государства "О мерах по кардинальному совершенствованию и развитию системы обращения с отходами на 2017-2021 годы" от 21 апреля 2017 года в этой сфере, которая прежде была недостаточно упорядочена, сформирована единая система. В результате внимания, уделяемого сфере, ожидается, что к концу года услугами по вывозу отходов будет охвачено 62 процента населения (22 миллиона человек). Для сравнения, в 2016 году этот показатель составлял лишь 22 процента.

За минувшие 7 месяцев текущего года предприятиям "Тоза худуд", организованным в системе Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, удалось получить доход в 49 миллиардов сумов. На местах строятся предприятия по переработке отходов.

Внедрен порядок закрепления за предпринимателями участков для оказания услуг по вывозу отходов через электронный аукцион, создан механизм привлечения предпринимателей к этой деятельности на основе государственно-частного партнерства, установлены ограничения на производство, продажу, импорт пакетов из полимерной пленки, введены налоговые льготы для широкого привлечения зарубежных инвесторов.



На совещании отмечалось, что проводимой в данном направлении работы не достаточно, необходимо принять еще ряд мер.

В частности, в текущем году для предприятий "Тоза худуд" закуплено 210 единиц специальной техники. В 2019-2021 годах планируется закупить еще 510 единиц, что позволит повысить уровень охвата услугами по вывозу отходов до 83 процентов.

Для дальнейшего расширения масштабов проводимой в этом направлении работы государственным комитетам по инвестициям, экологии и охране окружающей среды поручено в трехмесячный срок разработать предложение по закупке еще 500 единиц специальной техники за счет кредита Азиатского банка развития.

Отмечалось также наличие проблем в сборе отходов и взыскании соответствующих платежей.

В нашей стране плата за сбор отходов на человека составляет 2 000 сумов или 25 центов, что не позволяет широко привлекать предпринимателей в эту сферу.

За рубежом широко налажено государственно-частное партнерство в сфере сбора отходов. Предприниматели занимаются только сбором отходов, а местные власти осуществляют платежи исходя из объема оказанных услуг.

Руководителям Министерства финансов, Госкомэкологии, Бюро принудительного исполнения поручено внести конкретные предложения по широкому внедрению государственно-частного партнерства в процесс сбора отходов.

При этом необходимо уделить особое внимание пересмотру установленных тарифов за сбор отходов, созданию системы, при которой прием платежей осуществляется Бюро принудительного исполнения, поступившие средства аккумулируются на специальных счетах хокимиятов районов и городов и выплачиваются предприятиям по вывозу отходов на основе договоров государственно-частного партнерства.

На совещании особое внимание уделялось также вопросам переработки отходов.

По имеющимся данным, не менее 65 процентов отходов во всем мире перерабатывается, и это приносит существенный доход. К сожалению, в нашей стране дела в этой сфере обстоят плохо. В настоящее время на полигонах страны накопилось 18 миллионов тонн отходов, ежегодно прибавляется по 4 миллиона тонн. Поэтому требуется скорейшая реализация проектов по переработке отходов и производству готовой продукции из них.

В части выработки энергии из отходов недавно в Ахангаранском районе начата реализация проекта стоимостью 55 миллионов долларов совместно с южнокорейской компанией "Сежин". Проект предусматривает получение биогаза на полигоне отходов и выработку 16 мегаватт электроэнергии - в количестве достаточном для электроснабжения 10 тысяч домов.

– Мы должны увеличить количество таких перспективных проектов, - сказал Президент нашей страны. - Для этого нам необходимо выяснить, почему зарубежные инвесторы проявляют небольшой интерес к этой сфере. Причина - проводимой работы по решению системных проблем, препятствующих привлечению иностранных инвестиций, не достаточно. Отсутствует комплексный подход к реализации инвестиционных проектов. Все еще не внедрены механизмы подачи альтернативной энергии, полученной за счет переработки отходов, в единую энергосеть, расчета за поставленную энергию и устранения разрыва между тарифами.

Отмечалось, что в соответствии с действующим порядком подключение к единой энергетической системе и осуществление платежей распространяются только на возобновляемые источники энергии, размер платы за 1 киловатт/час очень мал – 2 цента. Поэтому инвесторы не интересуются этой сферой.

Руководству министерств финансов, экономики, жилищно-коммунального обслуживания и акционерного общества "Узбекэнерго" поручено в двухнедельный срок подготовить проект соответствующего постановления, направленного на решение указанных проблем.

На совещании перед ответственными руководителями поставлена задача в течение двух месяцев посетить регионы, разработать инвестиционные предложения по переработке отходов и выработке энергии из них, а также их общие параметры, начать до конца года реализацию не менее 5 соответствующих проектов.

Отмечалось, что одной из основных проблем является организация деятельности полигонов отходов в соответствии с санитарными и экологическими требованиями.

В настоящее время для организации деятельности 221 полигона на требуемом уровне необходимо 1,2 миллиарда долларов.

– Это огромные деньги. Для привлечения средств в сферу необходимо внедрить широко применяемый в мире принцип: "Кто загрязняет, тот и платит", – сказал глава государства. – При этом необходимо предусматривать в себестоимости продукции крупных товаропроизводителей расходы на утилизацию отходов, образовавшихся от ее производства. Эти расходы не должны ложиться грузом на плечи людей. Средства должны аккумулироваться в Фонде экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами и направляться на приведение полигонов в соответствие санитарным требованиям, оптимизацию их количества.

Ответственным лицам поручено в месячный срок внедрить этот новый механизм.

На совещании отмечалась необходимость внедрения единой системы управления для эффективной организации финансово-хозяйственной деятельности предприятий "Тоза худуд". Для этого руководство Госкомэкологии должно внести предложение об организации в составе комитета отдельной централизованной структуры по обеспечению эффективной деятельности предприятий "Тоза худуд". Данная структура будет заниматься вопросами надлежащей эксплуатации полигонов и техники, электронного мониторинга движения спецтехники по установленным маршрутам, правильного подсчета поступлений от услуг.

Указано на необходимость дальнейшего совершенствования еще одной системы, ответственной за обеспечение чистоты территорий, - управлений благоустройства при хокимиятах.

Из-за неудовлетворительной материально-технической базы для работы по благоустройству и строительству привлекается техника предприятий "Тоза худуд". Данная ситуация негативно влияет на основную деятельность предприятий "Тоза худуд", приводит к преждевременному выходу техники из строя.

В целом методологическому обеспечению сферы благоустройства и улучшению материально-технической базы, которая осталась в наследство от прошлого века, совершенно не уделяется внимания.

В связи с этим ответственным лицам поручено в двухмесячный срок проанализировать с выездом на места деятельность и проблемы управлений благоустройства, внести предложения по кардинальному совершенствованию, внедрению новой системы управления, пересмотру методологической базы, подготовке кадров и внедрению государственно-частного партнерства.

Очередной важный вопрос - в обществе все еще не сформировалась в полной мере культура сбора отходов в специально отведенных для этого местах, соблюдения чистоты на территории, в своей махалле. В связи с этим отмечалась необходимость разработки проекта закона, предусматривающего действенные механизмы привлечения к ответственности за загрязнение территорий.

На совещании заслушана информация ответственных лиц, даны соответствующие поручения.

УзА
7 225