УзА Русский

26.09.2016 18:21 Обзор новых законов

Правовые основы государственной молодежной политики

С первых дней независимости в нашей стране государством уделяется особое внимание молодежи. Об этом свидетельствует и тот факт, что одним из первых законов, подписанных Первым Президентом нашей страны Исламом Каримовым, был Закон "Об основах государственной молодежной политики".

Документ принят в первый год независимости – 20 ноября 1991 года и полностью отражает права и интересы молодежи. Особое внимание уделяется вопросам создания достойных условий для обретения молодежью достойного места в обществе, ее социальной защите.

В целях всесторонней поддержки молодежи принято множество указов, постановлений, нормативно-правовых документов, таких, как принятая в 2008 году Государственная программа “Год молодежи”, постановление Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова “О дополнительных мерах, направленных на реализацию государственной молодежной политики в Республике Узбекистан” от 6 февраля 2014 года и другие.

Закон Республики Узбекистан "О государственной молодежной политике", разработанный в целях исполнения Государственной программы “Год здоровой матери и ребенка”, стал началом нового этапа в этом направлении. Этот закон, вступивший в силу 15 сентября 2016 года, включает в себя основные направления молодежной политики, способствует совершенствованию правовых основ механизма формирования и реализации молодежной политики.

В законе с учетом современных требований закреплены приоритетные направления государственной молодежной политики. Это социальные, экономические, политические и другие права и интересы молодежи. На этой основе обеспечивается открытость и качество образования молодежи, оказывается содействие физическому, интеллектуальному, духовно-нравственному развитию молодого поколения. Создаются условия для трудоустройства, уделяется внимание воспитанию молодежи в духе уважения законов, национальных и общечеловеческих ценностей. В центр внимания ставятся вопросы защиты от идей радикализма, насилия, жестокости, направленных на подавление духовных основ молодежи, поддержки одаренной молодежи и молодых семей, формирования здорового образа жизни, развития спорта, предпринимательства.

Заслуживающим внимания аспектом в законе является раскрытие значения основных соответствующих понятий. В частности, разъясняются понятия "государственная молодежная политика", "молодежь (молодые граждане)", "молодая семья", "молодой специалист". К примеру, молодежь (молодые граждане) – это лица в возрасте от 14 до 30 лет включительно. Молодая семья – это семья, в которой возраст обоих супругов не превышает тридцати лет включительно, либо семья, в которой детей (ребенка) воспитывает один родитель в возрасте не старше тридцати лет включительно, в том числе разведенный (разведенная), вдовец (вдова).

Законом определено, что государственная молодежная политика осуществляется Кабинетом Министров, органами государственной власти на местах и участвующими в ее реализации органами и учреждениями. К ним относятся органы государственного управления образованием и образовательные учреждения, органы управления государственной системой здравоохранения и учреждения здравоохранения, органы по делам культуры и спорта, органы по труду, прокуратуры, внутренних дел, юстиции, по делам обороны, средства массовой информации. В законе конкретно определены задачи, полномочия этих органов и учреждений, а также их ответственность в этой сфере.

Также в законе определены ранее закрепленные в законодательных актах дополнительные гарантии молодежи, а именно: бесплатное общее среднее, специальное и профессиональное образование, предоставление льготных кредитов на обучение в образовательных учреждениях. Рассмотрены вопросы обеспечения занятости молодежи после завершения обучения в образовательных учреждениях, обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития системы учреждений отдыха и оздоровления молодежи.

В законе упорядочены вопросы государственной поддержки талантливой молодежи путем установления премий, стипендий, предоставления образовательных грантов, содействия в создании творческих мастерских и школ в сферах науки, культуры и искусства, организации деятельности спортивных секций.

В целях реализации Указа Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова "О дополнительных мерах по вовлечению выпускников образовательных учреждений в предпринимательскую деятельность" от 28 июля 2010 года в законе уделено особое место проведению государственных мероприятий по поддержке молодых предпринимателей.

Обратимся к международному опыту в этой сфере. В США и Японии для молодежи определен возраст 13-30 лет. В Германии определено, что дети 14-18 лет – это "молодежь младшего возраста", 18-27 лет – "молодежь старшего возраста". В Болгарии к категории молодежи относятся лица с 15 до 29 лет, а в России – с 15 до 30 лет.

Закон в правовом отношении закрепил не только понятия о молодежи, молодой семье, но и молодом специалисте, молодежном предпринимательстве. Определены основные принципы и направления государственной молодежной политики Республики Узбекистан, служащие основой принятия комплексных организационно-правовых и институциональных мер. Закреплены и усовершенствованы полномочия каждого субъекта, принимающего участие в процессе государственного управления в сфере государственной молодежной политики. Также закон способствует расширению и установлению дополнительных государственных гарантий всестороннего стимулирования молодежи Узбекистана, содействия развитию предпринимательства среди молодого поколения, являющегося локомотивом дальнейшего роста экономики нашей страны.

Нормами закона усилена роль общественных организаций, прежде всего молодежных, органов самоуправления граждан и средств массовой информации. Укреплены правовые механизмы непременного участия институтов гражданского общества в разработке государственных и других программ, организации и проведении мероприятий по воспитанию гармонично развитого поколения, повышению активности и роли молодежи в жизни общества, проведении общественного контроля за выполнением требований законодательных актов.

Принятие закона укрепило правовую основу для обеспечения прав и законных интересов молодежи, усилило ответственность государственных органов и других организаций в этом направлении, расширило возможности для реализации молодежью своего творческого и интеллектуального потенциала.

Давронбек Олимов,
ведущий научный сотрудник Института мониторинга действующего законодательства при
Президенте Республики Узбекистан.

УзА