УзА Русский

16.02.2018 17:26 Версия для печати

С чего начало работу новое управление?

Это было нашим первым вопросом к начальнику Самаркандского областного управления дошкольного образования Нигоре Саъдиновой.

– В соответствии с указом и постановлением главы нашего государства от 30 сентября 2017 года в нашей стране было организовано Министерство дошкольного образования, после чего на местах была налажена деятельность территориальных управлений и отделов данного министерства, – говорит Н.Саъдинова. – И в Самаркандской области начало работу управление дошкольного образования, а в 16 районах и в одном городе – его отделы. Приняты на работу специалисты в соответствии с утвержденным штатным расписанием. Для эффективной деятельности управлений и отделов предоставлены здания, располагающие всеми необходимыми условиями.

После формирования состава совместно с представителями министерства, а также хокимиятов области, районов и города Самарканда были изучены деятельность, материально-техническая база действующих в области дошкольных образовательных учреждений, условия для воспитанников.

В результате выявлено, что свыше 50 из 564 дошкольных образовательных учреждений (9 из них – негосударственные) не имеют медицинских кабинетов, территория вокруг 110 детских садов не огорожена, столовые 138 детских садов не отвечают требованиям, 58 учреждений не располагают музыкальными инструментами. Стало также известно, что 77 детсадов функционируют в качестве филиалов, даны предложения по реорганизации 62 садов в частные, 15 садов – государственно-частные учреждения.

В ходе изучения также было выявлено, что 258 из действующих в области дошкольных образовательных учреждений функционировали в адаптированных зданиях, 95 из них находятся в неудовлетворительном состоянии. Установлено, что в 458 детских садах необходимо провести ремонт и капитальную реконструкцию.

– Несомненно, столько учреждений невозможно отремонтировать за год. В скольких зданиях в нынешнем году будет проводиться ремонт и реконструкция?

– В 2018 году в соответствии с Инвестиционной программой предусмотрено строительство 10, реконструкция 50 и капитальный ремонт 7 детских садов. В соответствии с адресным списком в 43 зданиях будут установлены современные энергосберегающие отопительные котлы. Кроме того, исходя из внутренних возможностей области и при поддержке спонсоров, планируется создание в ДОУ достойных условий для воспитанников.

На сегодняшний день согласно проекту, реализуемому совместно с Турецким агентством по сотрудничеству и координации (TIKA), ведется работа по реконструкции и укреплению материально-технической базы 6 ДОУ города Самарканда и 1 детского сада в Пайарыкском районе.

– В постановлениях главы государства по совершенствованию деятельности сферы и на совещаниях, посвященных обсуждению данного вопроса, особое внимание уделено созданию дошкольных образовательных учреждений на основе государственно-частного партнерства и негосударственных учреждений. Какая работа осуществляется в данном направлении в области?

– Действительно, для налаживания работы в данном направлении созданы все правовые основы. В районах и городах при участии ответственных лиц хокимиятов и банков проведены встречи с предпринимателями, которым даны разъяснения об этом. В результате по области с предложениями о создании дошкольных образовательных учреждений на основе частного и государственно-частного партнерства выступили 219 предпринимателей. Их предложения были рассмотрены в соответствующем порядке, в настоящее время принимаются меры по предоставлению им пустующих зданий детских садов либо земельных участков, выделению кредитов.

Кстати, на днях инициаторы создания двух частных детских садов, получив соответствующие лицензии, начали свою деятельность, и количество негосударственных дошкольных образовательных учреждений в области достигло 11. Почти все они действуют в Самарканде. Однако верим, что до конца года подобные учреждения начнут работу во всех районах и городах области. Так как на состоявшемся на днях под председательством Президента видеоселекторном совещании, посвященном анализу результативности принимаемых мер по реформированию и развитию системы дошкольного образования, данному вопросу было уделено особое внимание, на министерство и местные хокимияты были возложены конкретные задачи. Отныне мы еще более усилим работу в данном направлении.

– На упомянутом вами совещании также были определены важные задачи касательно вопроса подготовки кадров для дошкольных образовательных учреждений. Как обстоят в области дела в данном направлении?

– На сегодняшний день в ДОУ области трудится 4891 педагог. Лишь у 939 из них есть высшее образование. К тому же, среди работающих много тех, кто не является специалистом в данной сфере. Если учитывать тот факт, что в настоящее время по области дошкольным образованием необходимо охватить 198 тысяч детей, то возникает потребность еще в 10 тысячах педагогов и воспитателей. Для их подготовки потребуются годы. С этой точки зрения, как предлагает Президент нашей страны, самым оптимальным решением данного вопроса является налаживание в вузах трехлетней системы подготовки бакалавров по направлению дошкольного образования с дневной формой обучения, открытие заочных и специальных заочных отделений. Кроме того, в 2018-2023 годах планируется поэтапное обучение неспециалистов с высшим образованием на курсах переподготовки.

Исходя из обозначенных государством требований к данной сфере, отныне в дошкольных образовательных учреждениях должны работать самоотверженные кадры. Если раньше заведующие детскими садами занимались продовольствием для питания, то, как вам известно, отныне будет налажена новая система по питанию и снабжению продуктами воспитанников. Этим будут заниматься соответствующие организации. Заведующая ДОУ, педагоги и воспитатели будут заняты только образованием и воспитанием детей. В данной системе будут работать лишь те, кто отвечает требованиям, а те, кто живет пережитками прошлого, будут заменены. О конструктивных мерах свидетельствует и тот факт, что с момента создания управления прекращены трудовые договоры более чем с 30 заведующими ДОУ области.

В дошкольных образовательных учреждениях закладывается фундамент, создается будущее страны. Каждый, кто сегодня трудится в системе дошкольного образования, должен всем сердцем чувствовать этот непреложный факт, соответствовать требованиям государства.

Голиб Хасанов, УзА
11 211