Указ Президента Республики Узбекистан
Указ
Президента Республики Узбекистан
В целях воплощения на практике новой идеи «Инициатор реформ – само общество», обозначенной в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису Республики Узбекистан от 24 января 2020 года, расширения масштаба участия населения в управлении делами государства и общества, достижения Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций, установления тесного взаимного сотрудничества граждан, общества и государства, а также усиления общественного контроля за деятельностью государственных органов и учреждений:
1. Создать Общественную палату при Президенте Республики Узбекистан (далее – Общественная палата), а также общественные палаты Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента (далее – региональные общественные палаты).
2. Определить основными направлениями деятельности Общественной палаты:
налаживание современной формы системного и эффективного диалога, объединяющего усилия государства, граждан и институтов гражданского общества, направленные на дальнейшее ускоренное и всестороннее развитие страны, а также обеспечение согласованности их социальных интересов;
содействие в активизации участия граждан в делах государства и общества, а также во внедрении современных механизмов государственно-частного партнерства;
системное изучение мнения населения, обсуждение актуальных вопросов на местах и в отраслях, волнующих население, институты гражданского общества и общественность, а также внесение предложений Президенту Республики Узбекистан, в палаты Олий Мажлиса и правительство о разработке соответствующих нормативно-правовых актов по их разрешению;
инициирование проведения фундаментальных и практических исследований в области развития гражданского общества при участии научно-экспертных групп с организацией системного изучения, обобщения и анализа общественного мнения о государственной политике в данной области и ее практических результатах;
разработку показателей оценки уровня сотрудничества институтов гражданского общества с государственными органами, их вклада в социально-экономическое развитие страны, защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц с подготовкой на их основе ежегодных национальных докладов о состоянии и тенденциях развития гражданского общества;
оказание содействия в налаживании практического и эффективного сотрудничества институтов гражданского общества в достижении Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций с организацией общественных слушаний по данному вопросу;
усиление деятельности общественных советов при государственных органах, оказание им методической и другой практической помощи;
содействие в коренном улучшении качества нормотворческой деятельности, в частности проведение общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов по наиболее актуальным вопросам социально-экономической жизни страны и вызывающим особый интерес у общественности, а также их совершенствованию на основе консультаций и общественных слушаний;
привлечение граждан, представителей негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации и блогеров к обсуждению вопросов реализации свободы слова, прав граждан на получение и распространение информации, обеспечения гарантий свободы информации с разработкой практических предложений по этим вопросам;
формирование эффективной системы общественного контроля, внедрение в практику таких действенных форм современного контроля, как общественное слушание, общественная экспертиза, общественный мониторинг;
разработку рекомендаций по совершенствованию общественного мониторинга за реализацией реформ и государственных программ на местах и в отраслях, принятию дополнительных мер по их качественному выполнению с регулярным внесением Президенту Республики Узбекистан, в палаты Олий Мажлиса и правительству информации о достигнутых показателях, положительных изменениях и имеющихся проблемах;
развитие института «народной дипломатии», в частности широкое использование возможностей институтов гражданского общества в практическом воплощении приоритетных задач внешней политики страны, улучшении ее позиции в ведущих международных рейтингах, а также установление тесных связей с соотечественниками за рубежом, оказание содействия негосударственным некоммерческим организациям в развитии международного сотрудничества.
3. Установить, что:
а) Общественная палата и региональные общественные палаты считаются постоянно действующими консультативно-совещательными органами;
б) Общественная палата состоит из 50 членов, работающих на общественных началах, ее состав формируется в следующем порядке:
18 членов Общественной палаты назначаются Президентом Республики Узбекистан из числа граждан, представителей негосударственных некоммерческих организаций и средств массовой информации, внесших большой вклад в развитие общества, формирование правового государства и совершенствование национального законодательства, повышение правовой культуры населения, защиту прав и свобод граждан, развитие науки, спорта, культуры и экономики Узбекистана, воспитание здорового и гармонично развитого поколения, заслуживших уважение и авторитет среди населения;
18 членов Общественной палаты принимаются в члены на основе решения Общественной палаты и конкурсного отбора из числа кандидатов, представленных негосударственными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность на республиканском уровне (за исключением представительств и филиалов зарубежных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Республике Узбекистан), средствами массовой информации и представителями широкой общественности;
14 членов Общественной палаты являются представителями региональных общественных палат, которые по должности являются председателями региональных общественных палат;
в) региональная общественная палата состоит из 21 члена, работающего на общественных началах;
г) состав региональных общественных палат формируется из представителей негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в регионах (за исключением представительств и филиалов зарубежных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Республике Узбекистан), научных кругов, средств массовой информации и широкой общественности, рекомендованных на общественных форумах;
д) на первых общих собраниях Общественной палаты и региональных общественных палат:
рассматриваются вопросы, связанные с организацией их деятельности;
формируются их комиссии и избираются руководители;
избираются председатель Общественной палаты – председатель Совета Общественной палаты и три его заместителя, в том числе один первый заместитель – руководитель аппарата Общественной палаты, а также председатели и заместители председателей региональных общественных палат;
в целях эффективной организации деятельности Общественной палаты и региональных общественных палат создаются органы их управления – Совет Общественной палаты и советы региональных общественных палат. В составы Совета Общественной палаты и советов региональных общественных палат соответственно входят председатель Общественной палаты и его заместители, председатели региональных общественных палат и их заместители, а также руководители комиссий;
е) срок полномочий членов Общественной палаты и региональных общественных палат составляет три года, начиная со дня проведения первого общего собрания Общественной палаты и региональных общественных палат.
4. Утвердить:
структуру Общественной палаты при Президенте Республики Узбекистан согласно приложению № 1;
структуры общественных палат Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента согласно приложению № 2.
5. Определить, что:
деятельность Общественной палаты обеспечивается ее исполнительным органом – аппаратом Общественной палаты при Президенте Республики Узбекистан (далее – Аппарат), являющимся юридическим лицом;
Аппарат имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием на государственном языке, бланк, самостоятельный баланс, собственные казначейские лицевые счета в Министерстве финансов, расчетные счета в коммерческих банках в иностранной валюте;
аппараты региональных общественных палат считаются региональными подразделениями Аппарата (далее – региональные подразделения).
6. Согласиться с предложениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинета Министров, учредителей Центра развития гражданского общества (далее – Центр), Общенационального движения «Юксалиш» и широкой общественности по:
упразднению в связи с созданием Общественной палаты и в целях предотвращения дублирования ее полномочий по развитию гражданского общества с задачами других органов и общественных структур Консультативного совета по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан и Центра;
формированию штатных единиц и материально-технической базы Аппарата за счет упраздняемого Центра;
формированию штатных единиц региональных подразделений за счет штатных единиц региональных подразделений упраздняемого Центра.
7. Установить, что:
председатель Общественной палаты и председатели региональных общественных палат ведут деятельность на общественных началах;
председатель Общественной палаты по статусу, транспортному и медицинскому обеспечению приравнивается к министру;
первый заместитель и заместители председателя Общественной палаты по статусу, оплате труда, медицинскому и транспортному обеспечению приравниваются соответственно к первому заместителю министра и заместителям министра;
сотрудники Аппарата приравниваются к сотрудникам центрального аппарата министерств, сотрудники региональных подразделений Аппарата – к сотрудникам региональных подразделений министерств;
при определении должностных окладов сотрудников Аппарата и его региональных подразделений согласно утвержденным разрядам по оплате труда по Единой тарифной сетке тарифные коэффициенты применяются с увеличением в два раза.
8. Согласиться с предложением палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Общенационального движения «Юксалиш» о передаче в ведение Общественной палаты веб-портала «Mening fikrim».
9. Определить источниками финансирования деятельности Аппарата:
средства Государственного бюджета Республики Узбекистан;
гранты, выделяемые по результатам конкурсов, проводимых Министерством инновационного развития Республики Узбекистан;
гранты международных финансовых и других институтов, зарубежных организаций;
благотворительные пожертвования физических и юридических лиц, а также иные источники, не запрещенные законодательством.
10. Установить порядок, в соответствии с которым:
вводится практика ежеквартального рассмотрения в палатах Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента, районов (городов) результатов изучений и анализа актуальных для общественности вопросов, проведенных Общественной палатой и региональными общественными палатами;
Общественная палата ежегодно представляет Президенту Республики Узбекистан и палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан годовой национальный доклад о состоянии и тенденциях развития гражданского общества;
члены Общественной палаты и региональных общественных палат вправе присутствовать на открытых коллегиальных заседаниях каждого государственного органа, а также на заседаниях палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, «Правительственном часе», на заседаниях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей, города Ташкента, районов (городов);
предложения о внесении изменений и поправок в Конституцию Республики Узбекистан, проекты нормативно-правовых актов по наиболее актуальным вопросам социально-экономической жизни страны и вызывающие особый интерес у общественности направляются для рассмотрения в Общественную палату;
решения Общественной палаты и региональных общественных палат носят рекомендательный характер для государственных органов и организаций, органов государственной власти на местах и других структур;
Общественная палата и региональные общественные палаты имеют право направлять в государственные органы и организации запрос Общественной палаты с требованием предоставления обоснованных разъяснений либо изложения своей точки зрения по реализации законов, государственных программ в различных сферах, а также по другим важным вопросам, входящим в их ведение. При этом государственные органы и организации обязаны направить ответ на запрос не позднее десяти дней со дня его получения, если не установлен иной срок;
Общественная палата и региональные общественные палаты участвуют в формировании состава общественного совета при каждом государственном органе, в том числе Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента (за исключением общественных советов при правоохранительных органах);
органы государственной власти и органы государственной власти на местах осуществляют свою деятельность в тесном взаимном сотрудничестве с Общественной палатой и региональными общественными палатами со строгим соблюдением принципов независимости негосударственных некоммерческих организаций и невмешательства в их деятельность;
руководители государственных органов и органов исполнительной власти на местах создают необходимые условия и оказывают всестороннее содействие в организации и осуществлении деятельности Общественной палаты и региональных общественных палат.
11. Общественной палате совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок с учетом мнения широкой общественности и передового опыта разработать и внести в Кабинет Министров проект Закона «Об Общественной палате при Президенте Республики Узбекистан», в том числе предусматривающего:
правовые основы деятельности Общественной палаты;
цели и задачи, права, обязанности и функции Общественной палаты;
порядок формирования состава Общественной палаты;
статус, гарантии деятельности, права и обязанности, порядок приостановления и прекращения полномочий члена Общественной палаты;
конкретные виды проектов нормативно-правовых актов по вопросам, подлежащим обязательному согласованию с Общественной палатой;
взаимное сотрудничество Общественной палаты с государственными органами и организациями;
порядок финансового и материально-технического обеспечения деятельности Общественной палаты.
12. Включить Аппарат в реестр обязательной рассылки:
статистической информации министерств финансов, экономического развития и сокращения бедности, занятости и трудовых отношений, внутренних дел, Государственного налогового комитета, Государственного таможенного комитета, Государственного комитета по статистике, Генеральной прокуратуры, Верховного суда Республики Узбекистан, других министерств и ведомств;
аналитических материалов Института бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов Республики Узбекистан и Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и сокращения бедности.
13. Предоставить Аппарату право:
привлекать специалистов органов государственного и хозяйственного управления, представителей институтов гражданского общества, работников научно-исследовательских институтов и центров, а также отечественных и зарубежных ученых и специалистов для проведения исследований на договорной основе;
заключать договоры с международными организациями, фондами, отечественными и зарубежными исследовательскими центрами и учебными учреждениями о проведении исследований и подготовке кадров;
осуществлять издательскую деятельность, издавать информационно-аналитические обзоры и доклады, журнал «Гражданское общество», газету «Жамият» и другие издания;
запрашивать и получать необходимую статистическую, аналитическую и другую информацию от органов государственной власти и управления, органов хозяйственного управления и других организаций.
14. Разместить Аппарат на основе права безвозмездного пользования по адресу: город Ташкент, Шайхантахурский район, улица Фурката, 1 А.
Министерству финансов Республики Узбекистан выделить Аппарату лимит на содержание четырех автомобилей.
15. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:
а) обеспечить сохранение за региональными подразделениями права безвозмездного пользования зданиями, ранее занимаемыми региональными отделениями упраздняемого Центра;
б) за счет средств дополнительных источников бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента:
создать необходимые материально-технические условия для эффективного выполнения региональными общественными палатами своих задач и функций;
организовать работы по капитальному и текущему ремонту зданий и помещений, оснащению их современной оргтехникой, мебелью и необходимыми средствами связи на основе заявок региональных общественных палат.
16. Общественной палате совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок:
разработать и внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект Положения об Аппарате;
внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
17. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш. и советника Президента Республики Узбекистан Косимова Р.С.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
16 апреля 2020 года.