Указ Президента Республики Узбекистан

   Указ

Президента Республики Узбекистан

В мировом масштабе принимаются беспрецедентные меры по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, в том числе путем введения ограничений на передвижение людей и приостановления деятельности предприятий.

Это вызвало резкое сокращение объемов производства и потребления в крупнейших экономиках, нарушение глобальных производственных цепочек и торговых связей, снижение цен на сырьевые товары и ухудшение конъюнктуры на мировых финансовых рынках.

Экономика Узбекистана, являясь частью глобальной экономической системы, также подвергается влиянию указанных факторов, что требует принятия действенных упреждающих мер по смягчению их негативного воздействия. Особое внимание необходимо уделить поддержке и обеспечению устойчивости таких быстроразвивающихся отраслей экономики республики, как туризм, транспорт, фармацевтическая и текстильная промышленность.

В целях обеспечения макроэкономической стабильности, бесперебойной работы отраслей и сфер экономики, стимулирования внешнеэкономической деятельности, эффективной социальной поддержки населения в период противодействия распространению коронавирусной инфекции и других глобальных рисков, недопущения резкого снижения доходов населения страны:

1. Создать Антикризисный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее – Антикризисный фонд) без образования юридического лица в объеме 10 трлн сумов.

Определить основными направлениями использования средств Антикризисного фонда:

а) финансирование мероприятий по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, в том числе:

обеспечение лечебных и других учреждений лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, защитными препаратами и тестовыми системами, необходимыми для борьбы с распространением коронавирусной инфекции;

покрытие расходов по содержанию на карантине лиц, подверженных риску или бывших в контакте с инфицированными лицами;

выделение дополнительных средств на материальное стимулирование медицинских работников, принимающих участие в борьбе с распространением коронавирусной инфекции, расходов санитарно-эпидемиологической службы республики для проведения защитных мер;

строительство, ремонт, реконструкцию и оснащение лечебных и других учреждений, задействованных в мероприятиях по выявлению, профилактике и лечению инфекционных заболеваний;

б) поддержку предпринимательства и занятости населения путем:

расширения предоставления Государственным фондом поддержки развития предпринимательской деятельности при Агентстве по развитию малого бизнеса и предпринимательства поручительства и компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам, выданным в первую очередь на производство, закуп и реализацию социально значимых потребительских товаров;

реализации дополнительных инфраструктурных проектов в регионах республики, направленных на расширение экономической активности и занятости, а также строительства инженерных коммуникаций, прежде всего в малых промышленных зонах;

в) расширение социальной поддержки населения, включая выделение дополнительных средств:

для усиления мер по поддержке малообеспеченных семей и увеличения числа получателей пособий, в том числе через Совет Федерации профсоюзов Узбекистана;

Фонду общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан для расширения общественных работ;

для организации моноцентров «Ишга мархамат» и центров профессиональной подготовки, а также поддержки трудовых мигрантов путем организации их профессионального и языкового обучения;

г) обеспечение устойчивого функционирования отраслей экономики посредством:

оказания мер государственной поддержки стратегическим предприятиям путем выделения беспроцентных бюджетных ссуд на погашение кредитов, привлеченных под государственную гарантию Республики Узбекистан, а также на осуществление первоочередных расходов;

компенсации части транспортных расходов субъектов предпринимательства, осуществляющих внешнеторговую деятельность;

предоставления дополнительных мер поддержки отраслей и сфер экономики, наиболее подверженных негативному влиянию распространения коронавирусной инфекции, а также коммерческих банков, в случае ухудшения качества кредитного портфеля;

восполнения выпадающих доходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента в связи
с предоставлением отсрочек по уплате налогов и снижением предпринимательской активности путем предоставления беспроцентных бюджетных ссуд на срок до трех лет.

2. Определить источниками Антикризисного фонда средства Государственного бюджета Республики Узбекистан, в том числе за счет оптимизации расходов, льготные кредиты международных финансовых институтов и другие источники, не запрещенные законодательством.

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

принять меры по привлечению в 2020 году для поддержки бюджета внешних заимствований в объеме до 1 млрд долл. США за счет льготных кредитов международных финансовых институтов и иных источников с целью обеспечения финансирования Государственного бюджета Республики Узбекистан и Антикризисного фонда, а также дополнительных средств для финансирования мер по поддержке предприятий реального сектора экономики, экспортеров и коммерческих банков;

в двухнедельный срок утвердить комплекс мер по изысканию незадействованных резервов путем совершенствования налогового и таможенного администрирования, обеспечению полноты уплаты начисленных налогов, сокращению теневой экономики и внедрению новых эффективных форм налогового и таможенного администрирования.

Министерству финансов Республики Узбекистан ежемесячно вносить информацию об исполнении комплексных мер и использовании средств Антикризисного фонда в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров.

3. Министерству финансов Республики Узбекистан в срок до 1 июня 2020 года внести в Кабинет Министров предложения по уточнению параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2020 год с учетом складывающейся макроэкономической ситуации, а также:

создания Антикризисного фонда и увеличения расходов на поддержку предпринимательства и социально уязвимых слоев населения;

пересмотра совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли предельного размера внешних государственных заимствований, привлекаемых в 2020 году;

пересмотра совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством инвестиций и внешней торговли Инвестиционной программы с перенаправлением средств на реализацию наиболее приоритетных инфраструктурных проектов, предоставляющих возможности для развития предпринимательства и обеспечения занятости населения, включая проведение инженерных коммуникаций в малых промышленных зонах;

жесткой бюджетной дисциплины с внесением конкретных предложений по оптимизации и прекращению дополнительных расходов.

4. Образовать Республиканскую антикризисную комиссию в составе согласно приложению.

Определить основными задачами Республиканской антикризисной комиссии оперативное решение возникших проблемных вопросов и выработку дополнительных мер по обеспечению бесперебойной работы отраслей и сфер экономики, социальной поддержке населения в период противодействия распространению коронавирусной инфекции и других глобальных рисков.

Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухдневный срок образовать территориальные штабы Республиканской антикризисной комиссии, возглавляемые соответственно Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей, районов и городов, с определением их конкретных функций и задач.

Указать на персональную ответственность руководителей всех уровней за проявление в подведомственных организациях исключительной внимательности к населению и субъектам предпринимательства, недопущение формализма, волокиты и бюрократизма при их обращениях с целью решения возникших проблем и трудностей.

5. Установить, что:

а) в период с 1 апреля до 1 октября 2020 года:

для индивидуальных предпринимателей минимальная сумма социального налога снижается до 50 процентов базовой расчетной величины в месяц;

размер отчисления предприятий оптовой торговли алкогольной продукцией снижается с 5 до 3 процентов;

размеры сборов за право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией для предприятий общественного питания снижаются на 25 процентов от установленных размеров;

б) в период с 1 апреля до 1 июля 2020 года приостанавливается начисление и уплата туристского (гостиничного) сбора;

в) ставки налога за пользование водными ресурсами по объемам, используемым для орошения сельскохозяйственных угодий, снижаются в 2020 году на 50 процентов от установленных ставок;

г) предоставление декларации о совокупном годовом доходе физических лиц за 2019 год продлевается до 1 августа 2020 года;

д) срок уплаты налога на имущество и земельного налога физических лиц продлевается до 15 октября 2020 года.

6. Согласиться с предложением Кабинета Министров Республики Узбекистан об освобождении с 1 апреля 2020 года от налогообложения доходов физических лиц, получаемых в виде материальной выгоды от благотворительных организаций.

Министерству финансов Республики Узбекистан в недельный срок внести в Кабинет Министров проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан», предусматривающий введение в действие с 1 апреля 2020 года льготы, предусмотренной настоящим пунктом.

7. Принять к сведению, что в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан органам государственной власти на местах предоставлены полномочия по принятию решений об изменении сроков
уплаты соответствующих налогов, а также снижению их ставок.

Рекомендовать Кенгашам народных депутатов районов и городов снижать на 30 процентов фиксированные суммы налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей, деятельность которых напрямую или косвенно зависит от сферы туризма.

Органам государственной власти на местах предоставлять хозяйствующим субъектам на 6 месяцев отсрочку (рассрочку) по уплате налога на имущество, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами без взимания процентов. При этом предоставление отсрочки (рассрочки) по указанным налогам осуществляется на основании заявления налогоплательщика и заключений руководителей региональных подразделений Министерства экономики и промышленности и Министерства финансов без истребования других документов.

8. Определить, что на срок до 1 октября 2020 года:

приостанавливается применение штрафных санкций в отношении хозяйствующих субъектов за просроченную дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям;

налоговые органы приостанавливают начисление пени по налогу на имущество, земельному налогу и налогу за пользование водными ресурсами хозяйствующим субъектам, испытывающим временные трудности, а также не принимают меры принудительного взыскания налоговой задолженности.

9. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан принять меры по:

оказанию через ГУП «Налог-сервис» содействия налогоплательщикам в подготовке и представлении налоговой отчетности путем применения современных информационных технологий и привлечения специализированных компаний-разработчиков программных продуктов;

расширению дистанционного обслуживания налогоплательщиков для исполнения налоговых обязательств без их посещения органов государственной налоговой службы.

10. Приостановить сроком до 1 января 2021 года проведение налогового аудита деятельности субъектов предпринимательства, за исключением налогового аудита, проводимого в рамках уголовных дел и в связи с ликвидацией юридического лица.

Кабинету Министров совместно с Уполномоченным при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства установить контроль за строгим соблюдением государственными органами прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

11. Разрешить субъектам предпринимательства осуществлять:

экспорт товаров без обеспечения гарантийного платежа при имеющейся просроченной дебиторской задолженности, не превышающей 10 процентов от общего экспорта товаров за отчетный год;

в течение 2020 года разовые операции по импорту технологического оборудования и сырьевых товаров в обмен на погашение просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям.

12. Государственному таможенному комитету совместно с Министерством транспорта, Пограничными войсками Службы государственной безопасности, Министерством здравоохранения, Государственным комитетом ветеринарии и развития животноводства, агентством «Узстандарт», Государственной инспекцией по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан:

создать оперативный штаб по обеспечению ускоренного пропуска через приграничные таможенные посты грузов, их бесперебойного таможенного оформления, а также выдачи документов разрешительного характера на экспортируемые и импортируемые товары;

внедрить, начиная с 1 апреля 2020 года, механизм таможенного оформления импортируемых продовольственных товаров в ускоренном порядке, в том числе путем выдачи документов разрешительного характера до прибытия товаров на территорию Республики Узбекистан.

13. Министерству инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан в двухнедельный срок внести предложения по дополнительным мерам поддержки инициаторов инвестиционных проектов, испытывающих воздействие сбоев в глобальных производственных цепочках, транспортно-логистических системах и торговых связях.

14. Предоставить Республиканской комиссии по вопросам развития экспортного потенциала регионов и отраслей на период до 1 октября 2020 года право самостоятельного принятия решений о предоставлении субсидий на компенсацию части транспортных расходов экспортеров за счет средств, выделяемых Агентству по продвижению экспорта.

Республиканской комиссии по вопросам развития экспортного потенциала регионов и отраслей в двухнедельный срок утвердить действенные меры адресной поддержки экспортеров, а также обеспечить своевременное выявление и оперативное решение трудностей, возникающих у экспортеров всех форм собственности.

15. Министерству экономики и промышленности, Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, министерствами и ведомствами в месячный срок сформировать на 2020 год перечень дополнительных инфраструктурных проектов в регионах республики, финансируемых за счет средств Антикризисного фонда и предусматривающих строительство, реконструкцию и ремонт:

объектов инфраструктуры малых промышленных зон – на сумму 400 млрд сумов;

улиц городов и иных населенных пунктов, текущий ремонт дорог
общего пользования – 1 трлн сумов;

объектов водоснабжения и канализации – 500 млрд сумов;

объектов ирригации и мелиорации – 400 млрд сумов;

объектов здравоохранения – 500 млрд сумов;

общеобразовательных школ и других объектов социальной сферы – 800 млрд сумов;

других объектов, обеспечивающих повышение экономической активности и расширение занятости, в том числе расширение объемов ипотечного кредитования.

Счетной палате Республики Узбекистан совместно с Министерством экономики и промышленности и Министерством финансов установить строгий контроль за подготовкой проектно-сметной документации и соблюдением установленных требований к реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств Антикризисного фонда.

16. Установить, что:

родителям (лицам, их заменяющим, опекунам, попечителям), помещенным в карантин в связи с заражением коронавирусной инфекцией или подозрением на заражение, а также лицам, осуществляющим уход за их ребенком в возрасте до 14 лет, выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов от средней заработной платы;

запрещается расторжение по инициативе работодателя трудового договора с работником, являющимся родителем (лицом, его заменяющим, опекуном, попечителем) ребенка, зараженного коронавирусной инфекцией или помещенного в карантин, а также не достигшего 14-летнего возраста.

17. Министерству финансов, Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан:

принять меры по увеличению с 1 апреля 2020 года на 10 процентов количества получателей пособий – семей с детьми в возрасте до 14 лет, по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет и материальной помощи;

совместно с Министерством здравоохранения ввести ежедневную доплату в размере 6 процентов от месячного должностного оклада медицинским, санитарно-эпидемиологическим и другим работникам на период их привлечения к мероприятиям по противодействию распространению коронавирусной инфекции;

обеспечить своевременную выплату заработной платы работникам дошкольных, общих средних, средних специальных и высших образовательных учреждений, спортивных и культурных учреждений, финансируемых из Государственного бюджета и приостановивших свою деятельность;

совместно с Министерством здравоохранения в недельный срок принять меры по организации упрощенной системы выдачи населению документов о временной нетрудоспособности.

18. Министерству занятости и трудовых отношений в недельный срок внедрить порядок, в соответствии с которым:

в период приостановления деятельности дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ родителям (лицам, их заменяющим, опекунам, попечителям) воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учащихся начальных классов общеобразовательных школ предоставляется ежегодный отпуск (в том числе проработавшим менее 6 месяцев), независимо от графика использования ежегодного отпуска;

в период действия карантинных мер работодатели могут переводить работников, особенно беременных женщин, пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями и страдающих хроническими заболеваниями, с их согласия, на дистанционный метод работы, гибкий рабочий график или на работу на дому.

19. Согласиться с предложениями Центрального банка Республики Узбекистан о:

а) принятии мер по обеспечению непрерывного и стабильного функционирования банковской и платежной системы, в том числе путем:

предоставления на денежном рынке ликвидности на общую сумму
до 1 трлн сумов в месяц за счет активного использования инструментов кредитно-денежной политики;

бесперебойного снабжения банкоматов достаточным объемом наличных денежных средств, а также стимулирования развития дистанционных банковских услуг;

б) предоставлении коммерческими банками:

на срок до 1 октября 2020 года на общую сумму 5 трлн сумов отсрочек по выплате задолженности по кредитам (без начисления штрафных санкций), выданным туристическим операторам, субъектам гостиничного бизнеса, транспортно-логистическим компаниям и другим предприятиям туристической отрасли, а также хозяйствующим субъектам, столкнувшимся с финансовыми трудностями из-за введения ограничений по внешнеторговым операциям;

возобновляемых револьверных кредитов для пополнения оборотных средств, предоставляемых субъектам частного предпринимательства, в том числе для насыщения потребительского рынка товарами первой необходимости;

в срок до 1 июня 2020 года результатов стресс-тестирования кредитного портфеля, а также оценки качества активов банков, в которых имеется риск увеличения проблемных кредитов.

20. Кабинету Министров Республики Узбекистан увеличить капитализацию Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности до 500 млрд сумов с учетом потребности расширения объемов предоставления субъектам предпринимательства поручительства и компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам.

21. АО «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан»:

в месячный срок пересмотреть графики погашения кредитов АО «Uzbekistanairways» на сумму 111 млн долларов США с приостановлением выплат задолженности на 2020 год;

совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан в двухмесячный срок провести переговоры с иностранными кредиторами АО «Uzbekistanairways» по пересмотру условий возврата кредитов и платежей по ним в связи с наступлением событий непреодолимой силы («форс-мажор»).

22. Министерству инвестиций и внешней торговли, Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан в трехдневный срок опубликовать официальное уведомление о наступлении на период действия ограничений событий непреодолимой силы («форс-мажор») и в однодневный срок выдавать соответствующие сертификаты по обращениям хозяйствующих субъектов.

23. Министерству экономики и промышленности, Министерству финансов и Антимонопольному комитету Республики Узбекистан:

установить мониторинг за объемами производства сырьевых ресурсов для производства потребительских товаров с принятием мер по увеличению объемов выставления их на биржу для загрузки производственных мощностей;

в десятидневный срок определить перечень и необходимые объемы продовольственных товаров для закупа по импорту и осуществления интервенции Комитетом по управлению государственными резервами при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

обеспечить ежедневный мониторинг цен на рынках и установить жесткий контроль за недопущением искусственного завышения цен на социально значимые продовольственные товары, создания дефицита и ажиотажного спроса на них.

24. Комитету по управлению государственными резервами при Кабинете Министров Республики Узбекистан обеспечить реализацию продовольственных товаров на основе договоров или через биржевые торги по свободной цене и в количестве, необходимом для реализации мероприятий по обеспечению насыщения рынка, а также стабилизации цен на продукцию на внутреннем рынке.

25. Республиканской антикризисной комиссии (Арипов А.Н.):

в течение двух месяцев, начиная с 22 марта текущего года, проводить ежедневные селекторные совещания с детальным обсуждением реализации в каждом регионе мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции, обеспечению стабильной работы объектов промышленности, инфраструктуры, транспорта и логистики, социальной сферы, торговых сетей и субъектов предпринимательства, по их итогам принимать оперативные решения по возникающим вопросам и проблемам;

еженедельно докладывать Президенту Республики Узбекистан о ходе исполнения настоящего Указа с внесением при необходимости предложений по дополнительным антикризисным мерам.

26. Председателю Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимам областей и г.Ташкента обеспечить:

персональный контроль за ходом реализации мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции, бесперебойной работой санитарно-эпидемиологических и медицинских учреждений;

оперативное рассмотрение обращений субъектов предпринимательства и населения, изыскание дополнительных резервов расширения производства и занятости на местах.

27. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан обеспечить принятие мер по стабильному функционированию телекоммуникационной инфраструктуры с учетом возрастающей нагрузки, а также бесперебойному функционированию «горячих линий» по приему обращений населения и субъектов предпринимательства.

28. Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Министерству экономики и промышленности, Центральному банку Республики Узбекистан организовать систематическую информационно-просветительскую работу среди населения о принимаемых мерах по противодействию распространению коронавирусной инфекции и смягчению ее негативного влияния на развитие отраслей и сфер экономики.

29. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

         Президент

Республики Узбекистан                                    Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

19 марта 2020 года

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений

Указ Президента Республики Узбекистан

   Указ

Президента Республики Узбекистан

В мировом масштабе принимаются беспрецедентные меры по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, в том числе путем введения ограничений на передвижение людей и приостановления деятельности предприятий.

Это вызвало резкое сокращение объемов производства и потребления в крупнейших экономиках, нарушение глобальных производственных цепочек и торговых связей, снижение цен на сырьевые товары и ухудшение конъюнктуры на мировых финансовых рынках.

Экономика Узбекистана, являясь частью глобальной экономической системы, также подвергается влиянию указанных факторов, что требует принятия действенных упреждающих мер по смягчению их негативного воздействия. Особое внимание необходимо уделить поддержке и обеспечению устойчивости таких быстроразвивающихся отраслей экономики республики, как туризм, транспорт, фармацевтическая и текстильная промышленность.

В целях обеспечения макроэкономической стабильности, бесперебойной работы отраслей и сфер экономики, стимулирования внешнеэкономической деятельности, эффективной социальной поддержки населения в период противодействия распространению коронавирусной инфекции и других глобальных рисков, недопущения резкого снижения доходов населения страны:

1. Создать Антикризисный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее – Антикризисный фонд) без образования юридического лица в объеме 10 трлн сумов.

Определить основными направлениями использования средств Антикризисного фонда:

а) финансирование мероприятий по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, в том числе:

обеспечение лечебных и других учреждений лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, защитными препаратами и тестовыми системами, необходимыми для борьбы с распространением коронавирусной инфекции;

покрытие расходов по содержанию на карантине лиц, подверженных риску или бывших в контакте с инфицированными лицами;

выделение дополнительных средств на материальное стимулирование медицинских работников, принимающих участие в борьбе с распространением коронавирусной инфекции, расходов санитарно-эпидемиологической службы республики для проведения защитных мер;

строительство, ремонт, реконструкцию и оснащение лечебных и других учреждений, задействованных в мероприятиях по выявлению, профилактике и лечению инфекционных заболеваний;

б) поддержку предпринимательства и занятости населения путем:

расширения предоставления Государственным фондом поддержки развития предпринимательской деятельности при Агентстве по развитию малого бизнеса и предпринимательства поручительства и компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам, выданным в первую очередь на производство, закуп и реализацию социально значимых потребительских товаров;

реализации дополнительных инфраструктурных проектов в регионах республики, направленных на расширение экономической активности и занятости, а также строительства инженерных коммуникаций, прежде всего в малых промышленных зонах;

в) расширение социальной поддержки населения, включая выделение дополнительных средств:

для усиления мер по поддержке малообеспеченных семей и увеличения числа получателей пособий, в том числе через Совет Федерации профсоюзов Узбекистана;

Фонду общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан для расширения общественных работ;

для организации моноцентров «Ишга мархамат» и центров профессиональной подготовки, а также поддержки трудовых мигрантов путем организации их профессионального и языкового обучения;

г) обеспечение устойчивого функционирования отраслей экономики посредством:

оказания мер государственной поддержки стратегическим предприятиям путем выделения беспроцентных бюджетных ссуд на погашение кредитов, привлеченных под государственную гарантию Республики Узбекистан, а также на осуществление первоочередных расходов;

компенсации части транспортных расходов субъектов предпринимательства, осуществляющих внешнеторговую деятельность;

предоставления дополнительных мер поддержки отраслей и сфер экономики, наиболее подверженных негативному влиянию распространения коронавирусной инфекции, а также коммерческих банков, в случае ухудшения качества кредитного портфеля;

восполнения выпадающих доходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента в связи
с предоставлением отсрочек по уплате налогов и снижением предпринимательской активности путем предоставления беспроцентных бюджетных ссуд на срок до трех лет.

2. Определить источниками Антикризисного фонда средства Государственного бюджета Республики Узбекистан, в том числе за счет оптимизации расходов, льготные кредиты международных финансовых институтов и другие источники, не запрещенные законодательством.

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

принять меры по привлечению в 2020 году для поддержки бюджета внешних заимствований в объеме до 1 млрд долл. США за счет льготных кредитов международных финансовых институтов и иных источников с целью обеспечения финансирования Государственного бюджета Республики Узбекистан и Антикризисного фонда, а также дополнительных средств для финансирования мер по поддержке предприятий реального сектора экономики, экспортеров и коммерческих банков;

в двухнедельный срок утвердить комплекс мер по изысканию незадействованных резервов путем совершенствования налогового и таможенного администрирования, обеспечению полноты уплаты начисленных налогов, сокращению теневой экономики и внедрению новых эффективных форм налогового и таможенного администрирования.

Министерству финансов Республики Узбекистан ежемесячно вносить информацию об исполнении комплексных мер и использовании средств Антикризисного фонда в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров.

3. Министерству финансов Республики Узбекистан в срок до 1 июня 2020 года внести в Кабинет Министров предложения по уточнению параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2020 год с учетом складывающейся макроэкономической ситуации, а также:

создания Антикризисного фонда и увеличения расходов на поддержку предпринимательства и социально уязвимых слоев населения;

пересмотра совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли предельного размера внешних государственных заимствований, привлекаемых в 2020 году;

пересмотра совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством инвестиций и внешней торговли Инвестиционной программы с перенаправлением средств на реализацию наиболее приоритетных инфраструктурных проектов, предоставляющих возможности для развития предпринимательства и обеспечения занятости населения, включая проведение инженерных коммуникаций в малых промышленных зонах;

жесткой бюджетной дисциплины с внесением конкретных предложений по оптимизации и прекращению дополнительных расходов.

4. Образовать Республиканскую антикризисную комиссию в составе согласно приложению.

Определить основными задачами Республиканской антикризисной комиссии оперативное решение возникших проблемных вопросов и выработку дополнительных мер по обеспечению бесперебойной работы отраслей и сфер экономики, социальной поддержке населения в период противодействия распространению коронавирусной инфекции и других глобальных рисков.

Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухдневный срок образовать территориальные штабы Республиканской антикризисной комиссии, возглавляемые соответственно Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей, районов и городов, с определением их конкретных функций и задач.

Указать на персональную ответственность руководителей всех уровней за проявление в подведомственных организациях исключительной внимательности к населению и субъектам предпринимательства, недопущение формализма, волокиты и бюрократизма при их обращениях с целью решения возникших проблем и трудностей.

5. Установить, что:

а) в период с 1 апреля до 1 октября 2020 года:

для индивидуальных предпринимателей минимальная сумма социального налога снижается до 50 процентов базовой расчетной величины в месяц;

размер отчисления предприятий оптовой торговли алкогольной продукцией снижается с 5 до 3 процентов;

размеры сборов за право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией для предприятий общественного питания снижаются на 25 процентов от установленных размеров;

б) в период с 1 апреля до 1 июля 2020 года приостанавливается начисление и уплата туристского (гостиничного) сбора;

в) ставки налога за пользование водными ресурсами по объемам, используемым для орошения сельскохозяйственных угодий, снижаются в 2020 году на 50 процентов от установленных ставок;

г) предоставление декларации о совокупном годовом доходе физических лиц за 2019 год продлевается до 1 августа 2020 года;

д) срок уплаты налога на имущество и земельного налога физических лиц продлевается до 15 октября 2020 года.

6. Согласиться с предложением Кабинета Министров Республики Узбекистан об освобождении с 1 апреля 2020 года от налогообложения доходов физических лиц, получаемых в виде материальной выгоды от благотворительных организаций.

Министерству финансов Республики Узбекистан в недельный срок внести в Кабинет Министров проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан», предусматривающий введение в действие с 1 апреля 2020 года льготы, предусмотренной настоящим пунктом.

7. Принять к сведению, что в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан органам государственной власти на местах предоставлены полномочия по принятию решений об изменении сроков
уплаты соответствующих налогов, а также снижению их ставок.

Рекомендовать Кенгашам народных депутатов районов и городов снижать на 30 процентов фиксированные суммы налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей, деятельность которых напрямую или косвенно зависит от сферы туризма.

Органам государственной власти на местах предоставлять хозяйствующим субъектам на 6 месяцев отсрочку (рассрочку) по уплате налога на имущество, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами без взимания процентов. При этом предоставление отсрочки (рассрочки) по указанным налогам осуществляется на основании заявления налогоплательщика и заключений руководителей региональных подразделений Министерства экономики и промышленности и Министерства финансов без истребования других документов.

8. Определить, что на срок до 1 октября 2020 года:

приостанавливается применение штрафных санкций в отношении хозяйствующих субъектов за просроченную дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям;

налоговые органы приостанавливают начисление пени по налогу на имущество, земельному налогу и налогу за пользование водными ресурсами хозяйствующим субъектам, испытывающим временные трудности, а также не принимают меры принудительного взыскания налоговой задолженности.

9. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан принять меры по:

оказанию через ГУП «Налог-сервис» содействия налогоплательщикам в подготовке и представлении налоговой отчетности путем применения современных информационных технологий и привлечения специализированных компаний-разработчиков программных продуктов;

расширению дистанционного обслуживания налогоплательщиков для исполнения налоговых обязательств без их посещения органов государственной налоговой службы.

10. Приостановить сроком до 1 января 2021 года проведение налогового аудита деятельности субъектов предпринимательства, за исключением налогового аудита, проводимого в рамках уголовных дел и в связи с ликвидацией юридического лица.

Кабинету Министров совместно с Уполномоченным при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства установить контроль за строгим соблюдением государственными органами прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

11. Разрешить субъектам предпринимательства осуществлять:

экспорт товаров без обеспечения гарантийного платежа при имеющейся просроченной дебиторской задолженности, не превышающей 10 процентов от общего экспорта товаров за отчетный год;

в течение 2020 года разовые операции по импорту технологического оборудования и сырьевых товаров в обмен на погашение просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям.

12. Государственному таможенному комитету совместно с Министерством транспорта, Пограничными войсками Службы государственной безопасности, Министерством здравоохранения, Государственным комитетом ветеринарии и развития животноводства, агентством «Узстандарт», Государственной инспекцией по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан:

создать оперативный штаб по обеспечению ускоренного пропуска через приграничные таможенные посты грузов, их бесперебойного таможенного оформления, а также выдачи документов разрешительного характера на экспортируемые и импортируемые товары;

внедрить, начиная с 1 апреля 2020 года, механизм таможенного оформления импортируемых продовольственных товаров в ускоренном порядке, в том числе путем выдачи документов разрешительного характера до прибытия товаров на территорию Республики Узбекистан.

13. Министерству инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан в двухнедельный срок внести предложения по дополнительным мерам поддержки инициаторов инвестиционных проектов, испытывающих воздействие сбоев в глобальных производственных цепочках, транспортно-логистических системах и торговых связях.

14. Предоставить Республиканской комиссии по вопросам развития экспортного потенциала регионов и отраслей на период до 1 октября 2020 года право самостоятельного принятия решений о предоставлении субсидий на компенсацию части транспортных расходов экспортеров за счет средств, выделяемых Агентству по продвижению экспорта.

Республиканской комиссии по вопросам развития экспортного потенциала регионов и отраслей в двухнедельный срок утвердить действенные меры адресной поддержки экспортеров, а также обеспечить своевременное выявление и оперативное решение трудностей, возникающих у экспортеров всех форм собственности.

15. Министерству экономики и промышленности, Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, министерствами и ведомствами в месячный срок сформировать на 2020 год перечень дополнительных инфраструктурных проектов в регионах республики, финансируемых за счет средств Антикризисного фонда и предусматривающих строительство, реконструкцию и ремонт:

объектов инфраструктуры малых промышленных зон – на сумму 400 млрд сумов;

улиц городов и иных населенных пунктов, текущий ремонт дорог
общего пользования – 1 трлн сумов;

объектов водоснабжения и канализации – 500 млрд сумов;

объектов ирригации и мелиорации – 400 млрд сумов;

объектов здравоохранения – 500 млрд сумов;

общеобразовательных школ и других объектов социальной сферы – 800 млрд сумов;

других объектов, обеспечивающих повышение экономической активности и расширение занятости, в том числе расширение объемов ипотечного кредитования.

Счетной палате Республики Узбекистан совместно с Министерством экономики и промышленности и Министерством финансов установить строгий контроль за подготовкой проектно-сметной документации и соблюдением установленных требований к реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств Антикризисного фонда.

16. Установить, что:

родителям (лицам, их заменяющим, опекунам, попечителям), помещенным в карантин в связи с заражением коронавирусной инфекцией или подозрением на заражение, а также лицам, осуществляющим уход за их ребенком в возрасте до 14 лет, выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов от средней заработной платы;

запрещается расторжение по инициативе работодателя трудового договора с работником, являющимся родителем (лицом, его заменяющим, опекуном, попечителем) ребенка, зараженного коронавирусной инфекцией или помещенного в карантин, а также не достигшего 14-летнего возраста.

17. Министерству финансов, Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан:

принять меры по увеличению с 1 апреля 2020 года на 10 процентов количества получателей пособий – семей с детьми в возрасте до 14 лет, по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет и материальной помощи;

совместно с Министерством здравоохранения ввести ежедневную доплату в размере 6 процентов от месячного должностного оклада медицинским, санитарно-эпидемиологическим и другим работникам на период их привлечения к мероприятиям по противодействию распространению коронавирусной инфекции;

обеспечить своевременную выплату заработной платы работникам дошкольных, общих средних, средних специальных и высших образовательных учреждений, спортивных и культурных учреждений, финансируемых из Государственного бюджета и приостановивших свою деятельность;

совместно с Министерством здравоохранения в недельный срок принять меры по организации упрощенной системы выдачи населению документов о временной нетрудоспособности.

18. Министерству занятости и трудовых отношений в недельный срок внедрить порядок, в соответствии с которым:

в период приостановления деятельности дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ родителям (лицам, их заменяющим, опекунам, попечителям) воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учащихся начальных классов общеобразовательных школ предоставляется ежегодный отпуск (в том числе проработавшим менее 6 месяцев), независимо от графика использования ежегодного отпуска;

в период действия карантинных мер работодатели могут переводить работников, особенно беременных женщин, пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями и страдающих хроническими заболеваниями, с их согласия, на дистанционный метод работы, гибкий рабочий график или на работу на дому.

19. Согласиться с предложениями Центрального банка Республики Узбекистан о:

а) принятии мер по обеспечению непрерывного и стабильного функционирования банковской и платежной системы, в том числе путем:

предоставления на денежном рынке ликвидности на общую сумму
до 1 трлн сумов в месяц за счет активного использования инструментов кредитно-денежной политики;

бесперебойного снабжения банкоматов достаточным объемом наличных денежных средств, а также стимулирования развития дистанционных банковских услуг;

б) предоставлении коммерческими банками:

на срок до 1 октября 2020 года на общую сумму 5 трлн сумов отсрочек по выплате задолженности по кредитам (без начисления штрафных санкций), выданным туристическим операторам, субъектам гостиничного бизнеса, транспортно-логистическим компаниям и другим предприятиям туристической отрасли, а также хозяйствующим субъектам, столкнувшимся с финансовыми трудностями из-за введения ограничений по внешнеторговым операциям;

возобновляемых револьверных кредитов для пополнения оборотных средств, предоставляемых субъектам частного предпринимательства, в том числе для насыщения потребительского рынка товарами первой необходимости;

в срок до 1 июня 2020 года результатов стресс-тестирования кредитного портфеля, а также оценки качества активов банков, в которых имеется риск увеличения проблемных кредитов.

20. Кабинету Министров Республики Узбекистан увеличить капитализацию Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности до 500 млрд сумов с учетом потребности расширения объемов предоставления субъектам предпринимательства поручительства и компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам.

21. АО «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан»:

в месячный срок пересмотреть графики погашения кредитов АО «Uzbekistanairways» на сумму 111 млн долларов США с приостановлением выплат задолженности на 2020 год;

совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан в двухмесячный срок провести переговоры с иностранными кредиторами АО «Uzbekistanairways» по пересмотру условий возврата кредитов и платежей по ним в связи с наступлением событий непреодолимой силы («форс-мажор»).

22. Министерству инвестиций и внешней торговли, Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан в трехдневный срок опубликовать официальное уведомление о наступлении на период действия ограничений событий непреодолимой силы («форс-мажор») и в однодневный срок выдавать соответствующие сертификаты по обращениям хозяйствующих субъектов.

23. Министерству экономики и промышленности, Министерству финансов и Антимонопольному комитету Республики Узбекистан:

установить мониторинг за объемами производства сырьевых ресурсов для производства потребительских товаров с принятием мер по увеличению объемов выставления их на биржу для загрузки производственных мощностей;

в десятидневный срок определить перечень и необходимые объемы продовольственных товаров для закупа по импорту и осуществления интервенции Комитетом по управлению государственными резервами при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

обеспечить ежедневный мониторинг цен на рынках и установить жесткий контроль за недопущением искусственного завышения цен на социально значимые продовольственные товары, создания дефицита и ажиотажного спроса на них.

24. Комитету по управлению государственными резервами при Кабинете Министров Республики Узбекистан обеспечить реализацию продовольственных товаров на основе договоров или через биржевые торги по свободной цене и в количестве, необходимом для реализации мероприятий по обеспечению насыщения рынка, а также стабилизации цен на продукцию на внутреннем рынке.

25. Республиканской антикризисной комиссии (Арипов А.Н.):

в течение двух месяцев, начиная с 22 марта текущего года, проводить ежедневные селекторные совещания с детальным обсуждением реализации в каждом регионе мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции, обеспечению стабильной работы объектов промышленности, инфраструктуры, транспорта и логистики, социальной сферы, торговых сетей и субъектов предпринимательства, по их итогам принимать оперативные решения по возникающим вопросам и проблемам;

еженедельно докладывать Президенту Республики Узбекистан о ходе исполнения настоящего Указа с внесением при необходимости предложений по дополнительным антикризисным мерам.

26. Председателю Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимам областей и г.Ташкента обеспечить:

персональный контроль за ходом реализации мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции, бесперебойной работой санитарно-эпидемиологических и медицинских учреждений;

оперативное рассмотрение обращений субъектов предпринимательства и населения, изыскание дополнительных резервов расширения производства и занятости на местах.

27. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан обеспечить принятие мер по стабильному функционированию телекоммуникационной инфраструктуры с учетом возрастающей нагрузки, а также бесперебойному функционированию «горячих линий» по приему обращений населения и субъектов предпринимательства.

28. Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Министерству экономики и промышленности, Центральному банку Республики Узбекистан организовать систематическую информационно-просветительскую работу среди населения о принимаемых мерах по противодействию распространению коронавирусной инфекции и смягчению ее негативного влияния на развитие отраслей и сфер экономики.

29. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

         Президент

Республики Узбекистан                                    Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

19 марта 2020 года