УзА Русский

12.07.2019 Версия для печати

О мерах по внедрению новых принципов управления в систему высшего и среднего специального образования

О мерах по внедрению новых принципов управления в систему высшего и среднего специального образования


Постановление

Президента Республики Узбекистан

Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 11 июля 2019 года № УП–5763 «О мерах по реформированию управления в сфере высшего и среднего специального образования»:

1. Определить основными задачами Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:

реализацию единой государственной политики, направленной на подготовку самостоятельно мыслящих высококвалифицированных кадров с современными знаниями и высокими духовно-нравственными качествами в сфере высшего и среднего специального, профессионального образования;

обеспечение качества и высокого уровня подготовки кадров, глубоко освоивших современные информационно-коммуникационные технологии и иностранные языки;

координацию деятельности всех высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности, осуществление учебно-педагогического и научно-методического руководства, обеспечение соответствия качества подготовки специалистов, содержания и уровня образования государственным образовательным стандартам и квалификационным требованиям;

организацию образовательного процесса в соответствии с международной практикой внедрения новых педагогических технологий образования и методов обучения, совершенствование учебных планов и предметных программ, качественное обновление учебного процесса с внедрением современных форм обучения и средств информационно-коммуникационных технологий;

оптимизацию направлений образования и специальностей с учетом потребностей развития отраслей экономики, научной и социальной сфер, организацию практики студентов на производственных и других предприятиях;

усиление духовно-нравственного содержания образования, организацию работы по воспитанию молодежи в духе патриотизма на основе гуманизма и высоких духовных идей, преданности идеям независимости, уважения к национальным ценностям, укрепления иммунитета от чуждых идей и идеологий;

эффективную организацию научно-исследовательских работ в высших образовательных учреждениях, широкое внедрение результатов исследований в практику, коммерциализацию научных разработок, обеспечение тесной взаимной интеграции высшего образования, науки и производства, широкое привлечение одаренной молодежи к научно-исследовательской работе  и всестороннюю поддержку молодежи;

обеспечение образовательных учреждений руководящими и педагогическими кадрами, способными на высоком профессиональном уровне выполнять возложенные на них обязанности, принятие мер по их поощрению на системной основе;

организацию и совершенствование системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров учреждений высшего и среднего специального, профессионального  образования, создание условий для регулярного повышения качества и уровня их профессионального мастерства, организацию повышения квалификации и прохождения стажировок в зарубежных государствах;

расширение возможностей использования студентами, преподавателями и молодыми исследователями мировых образовательных ресурсов, электронных каталогов научной литературы и баз данных путем внедрения современных информационно-коммуникационных технологий;

расширение и укрепление международных связей, реализацию совместных программ сотрудничества высшего и среднего специального, профессионального образования, широкое освещение достижений в отрасли на международном уровне;

организацию разработки учебных планов и программ по подготовке в профессиональных колледжах востребованных на рынке труда специалистов исходя из потребностей и предложений работодателей, передового зарубежного опыта, структурных изменений в реальном секторе экономики;

реализацию мер по модернизации базы учебных и научных лабораторий, оснащению современным оборудованием, развитию спортивной оздоровительной и социальной инфраструктуры.

2. Принять к сведению упразднение Центра профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан (далее – Центр).

3. Образовать:

Институт педагогических инноваций, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров профессионального образования при Министерстве высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан на базе Института инновационного развития, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров системы профессионального образования при Центре профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан;

Службу по учебным мастерским, техническим регламентам и метрологическому контролю при Министерстве высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан на базе Службы метрологического контроля при Центре профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан;

территориальные управления по развитию и координации профессионального образования Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан на базе территориальных управлений профессионального образования Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента Центра профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования;

Центр исследований развития высшего образования и внедрения передовых технологий при Министерстве высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан на базе Центра развития высшего и среднего специального, профессионального образования при Министерстве высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.

4. Ввести в структуру центрального аппарата Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан (далее –Министерство) должность заместителя министра высшего и среднего специального образования по вопросам молодежи, духовности и просветительства.

5. Утвердить:

организационную структуру Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан согласно приложению № 1;

структуру центрального аппарата Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан с общей предельной численностью управленческого персонала 119 единиц согласно приложению № 2;

типовую структуру территориальных управлений по развитию и координации профессионального образования Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан согласно приложению № 3;

План комплексных мер по повышению качества высшего и среднего специального, профессионального образования согласно приложению № 4.

6. Предоставить право министру высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:

вносить изменения в структуру центрального аппарата Министерства, территориальных управлений по развитию и координации профессионального образования Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также подведомственных организаций в пределах установленной штатной численности;

привлекать к работе в качестве консультантов высококвалифицированных специалистов и экспертов государственных органов и организаций, проектных институтов, образовательных учреждений, производственных предприятий, а также международных и зарубежных компаний за счет средств Фонда развития высших образовательных учреждений Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан или иных источников, не запрещенных законодательством, самостоятельно определять размеры оплаты их труда и других платежей на договорной основе.

7. Установить порядок, в соответствии с которым:

а) структуры высших образовательных учреждений утверждаются ректорами (директорами филиалов отечественных высших образовательных учреждений) соответствующих высших образовательных учреждений (директорами филиалов отечественных высших образовательных учреждений)

в соответствии с нормативами, установленными для высших образовательных учреждений, по согласованию с соответствующим министерством и ведомством по подчиненности;

б) ректор государственного и высшего образовательного учреждения с государственной долей (отечественный ректор или директор, исполнительный директор филиала зарубежного высшего образовательного учреждения) назначается на должность и освобождается от занимаемой должности Кабинетом Министров по согласованию с Администрацией Президента Республики Узбекистан по рекомендации руководителя соответствующего министерства и ведомства по подчиненности;

в) проректоры государственного и высшего образовательного учреждения с государственной долей (директор филиала отечественного высшего образовательного учреждения, его заместители, заместители директора филиала зарубежного высшего образовательного учреждения) назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности руководителями соответствующих министерств и ведомств по подчиненности по рекомендации ректора высшего образовательного учреждения, при этом:

кандидат на должность проректора по учебной работе (заместителя директора филиала) согласовывается с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан;

кандидат на должность проректора по работе с молодежью (заместителя директора филиала) согласовывается с Центральным советом Союза молодежи Узбекистана;

кандидат на должность проректора по научной работе и инновациям (заместителя директора филиала) согласовывается с Министерством инновационного развития Республики Узбекистан;

г) в высших образовательных учреждениях:

руководители научно-исследовательских учреждений, учреждений повышения квалификации и переподготовки, директора академических лицеев при высших образовательных учреждениях назначаются на должность и освобождаются от должности ректором высшего образовательного учреждения по согласованию с соответствующим министерством и ведомством по подчиненности;

деканы факультетов высших образовательных учреждений назначаются на должность и освобождаются от должности ректором высшего образовательного учреждения;

д) начальники территориальных управлений по развитию и координации профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, а также руководители подведомственных Министерству организаций и учреждений назначаются на должность и освобождаются от должности министром высшего и среднего специального образования;

е) в профессиональных образовательных учреждениях:

директора назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями соответствующих министерств и ведомств по подчиненности;

заместители директоров назначаются на должность и освобождаются от должности директорами профессиональных образовательных учреждений по согласованию с соответствующим министерством и ведомством по подчиненности, заместители директора академического лицея назначаются на должность и освобождаются от должности директором академического лицея по согласованию с ректором высшего образовательного учреждения.

8. Согласиться с предложениями Министерства, Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента о поэтапном переводе, начиная с 2020 года, высших образовательных учреждений на систему самофинансирования начиная с 2020 года с учетом их финансовой устойчивости и повышенной востребованности на рынке образовательных услуг отдельных направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры.

Министерству совместно с Министерством финансов, министерствами и ведомствами, имеющими в ведении высшие образовательные учреждения, в срок до 1 сентября 2019 года разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Узбекистан порядок поэтапного перевода высших образовательных учреждений на систему самофинансирования.

9. Предоставить высшим образовательным учреждениям, переходящим на систему самофинансирования, следующие права:

а) самостоятельно устанавливать размеры надбавок и других видов материального поощрения работников в целях привлечения высококвалифицированных специалистов, повышения качества оказываемых образовательных услуг;

б) материально поощрять и поддерживать одаренных студентов, а также студентов из слоев населения, нуждающихся в социальной защите;

в) самостоятельно расходовать средства на содержание, выполнение задач и обязательств, внедрение инновационных форм и методов обучения, переподготовку и повышение квалификации работников, укрепление материально-технической базы, закупку программного обеспечения, современных информационно-коммуникационных средств, учебных и научных лабораторий, расходного лабораторного материала (реактивов, химической посуды, запасных частей, биологического материала и других объектов), издание книг, журналов и учебной литературы;

г) организацию на условиях аутсорсинга отдельных видов оказания сервисных услуг в инфраструктуре высших образовательных учреждений, в том числе по использованию, ремонту и уборке зданий и сооружений, мест проживания студентов, спортивных объектов, содержания компьютерной техники и телекоммуникационных сетей и оказание юридических услуг;

д) по согласованию с соответствующим министерством и ведомством по подчиненности:

установление параметров приема студентов на обучение на платно-контрактной основе, открытие новых направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры с учетом научно-педагогического потенциала и возможностей материально-технической базы высшего образовательного учреждения;

определение стоимости обучения на платно-контрактной основе исходя из объема полного самофинансирования высшего образовательного учреждения.

10. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством, а также министерствами и ведомствами, имеющими в ведении высшие образовательные учреждения, обеспечить в установленном порядке в рамках Инвестиционных программ осуществление высшими образовательными учреждениями закупок путем их прямого финансирования за счет высших образовательных учреждений средств, выделяемых на оснащение учебно-лабораторным оборудованием, информационно-коммуникационными средствами и другой техникой, исходя из направления и специфики каждого высшего образовательного учреждения и принимая во внимание необходимость индивидуального подхода к их  оснащению исходя из направления и специфики каждого высшего образовательного учреждения.

11. Определить, что:

а) студентам, обучающимся на платно-контрактной основе, сроки оплаты контракта продлеваются ректором высшего образовательного учреждения (директором филиала отечественного высшего образовательного учреждения);

б) при реализации совместных образовательных программ в рамках соглашений между отечественными и зарубежными высшими образовательными учреждениями, в том числе на совместных факультетах:

установление порядка приема студентов, стоимости обучения на платно-контрактной основе, а также размеров оплаты труда отечественных и зарубежных профессоров и преподавателей осуществляется на основе договоренностей с партнерскими зарубежными высшими образовательными учреждениями;

утверждение параметров приема на учебу, направлений образования и специальностей осуществляется высшим образовательным учреждением по согласованию с партнерскими зарубежными высшими образовательными учреждениями, соответствующим министерством и ведомством по подчиненности и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан;

в) финансирование содержания спортивных клубов высших образовательных учреждений, проведения спортивных соревнований и массовых мероприятий по физической культуре, обеспечения участников одеждой в целях широкой популяризации и развития спортивных соревнований среди студенческой молодежи осуществляется за счет средств высших образовательных учреждений, поступающих от обучения на платно-контрактной основе.

12. Освободить сроком до 1 января 2022 года:

от уплаты таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) книги, журналы, учебную литературу, программное обеспечение, современные информационно-коммуникационные средства, учебные и научные лаборатории, а также расходные лабораторные материалы (реактивы, химическую посуду, запасные части, биологические материалы и другие объекты), ввозимые для обеспечения деятельности высших образовательных учреждений и их научно-исследовательских учреждений в рамках средств, поступающих от платно-контрактной формы обучения по перечням, формируемым в установленном порядке высшими образовательными учреждениями;

от уплаты всех видов налогов по доходам, полученным в рамках осуществления высшей образовательной деятельности на территории Республики Узбекистан, а также единого социального платежа в части фонда оплаты труда иностранных работников – зарубежные высшие образовательные учреждения, наладившие подготовку кадров в форме совместных программ (факультетов и академических программ), а также филиалов (центров) по взаимным соглашениям с высшими образовательными учреждениями в Республике Узбекистан.

13. Министерству:

в месячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров Положение о Министерстве высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан;

в двухмесячный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А. А. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А. А.

Президент

Республики Узбекистан                                                                      Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

11 июля 2019 года.


18 826
УзА