УзА Русский

09.03.2020 Версия для печати

О мерах по широкому внедрению рыночных принципов в сферу хлопководства

О мерах по широкому внедрению рыночных принципов в сферу хлопководства

Постановление

Президента Республики Узбекистан

В целях обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2019 года №УП–5853 «Об утверждении Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020–2030 годы», в том числе внедрения рыночных принципов, обеспечивающих свободную конкуренцию в сельском хозяйстве, отмены государственного заказа на производство хлопка и зерна, повышения экономической эффективности производства и заинтересованности производителей продукции, создания дополнительных рабочих мест за счет широкого привлечения инвестиций:

1. Согласиться с предложением Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов, Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан, АО «Узпахтасаноат» и Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана об отмене, начиная с урожая 2020 года, государственного заказа на производство хлопка-сырца.

Утвердить Программу мер по регулированию взаимоотношений хлопкосеющих фермерских хозяйств и хлопкоперерабатывающих предприятий в связи с внедрением рыночных принципов в хлопководство согласно приложению №1.

2. Установить, что:

а) начиная с урожая 2020 года:

отменяется практика установления закупочных цен на хлопок-сырец;

производителям хлопка-сырца (фермерским хозяйствам, хлопково-текстильным кластерам, кооперациям) предоставляется право свободного сорторазмещения районированного хлопчатника;

в целях обеспечения производителей хлопка-сырца качественными семенами сохраняется система поставки сертифицированных семян (в том числе действующий порядок выплаты надбавок за семенной хлопок) с поэтапным возложением на семеноводческие кластеры в структуре Центра развития семеноводства при Министерстве сельского хозяйства, а также хлопково-текстильные кластеры;

б) в регионах, в которых отсутствуют хлопково-текстильные кластеры, на базе хлопкоочистительных предприятий создаются добровольные кооперации фермерских хозяйств.

Определить основными задачами кооперации:

реализацию согласованных мер по производству хлопка-сырца путем заключения договоров с членами кооперации;

организацию совместного использования членами кооперации имущественных комплексов, техники, оборудования, транспортных средств и хлопкоочистительных заводов, необходимых для производства хлопка-сырца;

обеспечение членов кооперации сельскохозяйственной техникой, горюче-смазочными материалами, минеральными удобрениями, семенами, а также химическими и биологическими средствами защиты на основе договоров, заключаемых между кооперациями и их членами;

заготовку, транспортировку, хранение и переработку хлопка-сырца, в том числе методом мельницы, на основе договоров и организацию реализации произведенной продукции на основе посреднических договоров;

оказание членам кооперации агротехнических, бухгалтерских, консалтинговых, посреднических и иных услуг;

привлечение экспортеров для сотрудничества с кооперацией, проведение маркетинговых исследований на внутреннем и внешнем рынках;

реализацию хлопкового волокна и вторичной продукции, произведенных членами кооперации, на бирже либо по ценам, сформированным на бирже, на основе прямых договоров.

Распространить на кооперации по производству и переработке хлопка-сырца льготы, установленные для хлопково-текстильных кластеров, созданных на основе соответствующих постановлений Кабинета Министров;

в) отменяется скидка в размере 10 процентов на хлопковое волокно, произведенное в республике, действующая при формировании стартовой цены на бирже;

г) в целях своевременного обеспечения производителей сельскохозяйственной продукции качественными семенами, адаптированными к местным условиям, предупреждения распространения болезней через семена, не обработанные в установленном порядке, а также последовательного повышения урожайности хлопка-сырца семена хлопчатника для урожая 2020 года поставляются семеноводческими цехами и хлопково-текстильными кластерами системы АО «Узпахтасаноат».

Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством экономики и промышленности Республики Узбекистан, Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана и Ассоциацией «Узтукимачиликсаноат» ежегодно до 1 декабря обеспечить объявление ожидаемых минимальных цен урожая следующего года исходя из анализа цен на мировом рынке, а также ежеквартальное внесение корректировок в данные цены исходя из изменения цен на рынках.

4. Начиная с 15 марта 2020 года:

а) коммерческими банками за счет средств Фонда государственной поддержки сельского хозяйства (далее – Фонд) выделяются кредиты на финансирование расходов фермерских хозяйств, хлопково-текстильных кластеров и коопераций, а также элитных семеноводческих хозяйств в структуре Центра по развитию семеноводства по производству хлопка-сырца сроком до 12 месяцев при финансировании в размере до 50 процентов общей стоимости производимого хлопка-сырца по ставке, не превышающей 8 процентов годовых, при финансировании в размере до 60 процентов – по ставке, не превышающей 10 процентов годовых (из них маржа банка составляет 2 процента).

При этом:

фермерские хозяйства, хлопково-текстильные кластеры, кооперации, а также семеноводческие хозяйства в структуре Центра развития семеноводства исходя из агротехнических мероприятий самостоятельно распоряжаются кредитными средствами и выбирают поставщиков материальных ресурсов;

хлопково-текстильные кластеры авансируют расходы фермерских хозяйств, связанные с производством хлопка-сырца, в виде денежных средств;

часть кредитных средств, непогашенная в установленный срок, выделенная на финансирование расходов по производству хлопка-сырца, переоформляется в качестве коммерческого кредита;

б) коммерческими банками выделяются коммерческие кредиты хлопково-текстильным кластерам и кооперациям сроком до 12 месяцев на финансирование расходов по закупке хлопка-сырца и уборке хлопка, произведенного фермерскими хозяйствами и другими сельскохозяйственными предприятиями.

При этом за счет Фонда государственной поддержки предпринимательской деятельности предоставляется компенсация на возмещение:

части процентной ставки по коммерческим кредитам, выделяемым в национальной валюте, превышающей основную ставку Центрального банка Республики Узбекистан, но не более 10 процентных пунктов;

части в размере до 30 процентов процентной ставки, установленной коммерческими банками по кредитам, выделяемым в иностранной валюте, но не более 3 процентных пунктов.

На часть кредитных средств, непогашенную в установленный срок, выделенную для финансирования закупок хлопка-сырца и уборки хлопка, не выделяется компенсация за счет Фонда государственной поддержки предпринимательской деятельности.

Кабинету Министров Республики Узбекистан предоставляется право при изменении основной ставки Центрального банка вносить корректировки в процентные ставки кредитов, выделяемых из Фонда, маржу банка, а также размеры компенсаций, выделенных за счет Фонда государственной поддержки предпринимательской деятельности;

в) кредиты, выделенные за счет средств Фонда на финансирование затрат хлопково-текстильных кластеров, самостоятельно производящих и перерабатывающих хлопок-сырец, по производству хлопка-сырца, переоформляются на коммерческие кредиты сроком до 12 месяцев с условием ежемесячного возврата по истечении 12 месяцев в равных долях;

г) начиная с урожая 2021 года вопрос получения кредита на производство хлопка-сырца решается фермерскими хозяйствами самостоятельно (за исключением регионов, земельные площади которых полностью переданы хлопково-текстильным кластерам).

5. Министерству финансов Республики Узбекистан:

выделить Фонду государственной поддержки предпринимательской деятельности по мере необходимости из республиканского бюджета средства до 700 млрд сумов на возмещение части процентов по коммерческим кредитам, привлекаемым на закупку хлопка-сырца и зерна;

обеспечить необходимыми средствами коммерческие банки за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и государственных целевых фондов, кредитов международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых организаций, привлекаемых для поддержки бюджета, выпуска суверенных и корпоративных международных облигаций, и иных источников, не запрещенных законодательством, при возникновении у коммерческих банков потребности в денежных средствах для обеспечения закупок хлопка-сырца и зерна кредитными ресурсами;

в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложение по совершенствованию механизмов страхования будущего урожая хлопка-сырца и зерновых колосовых культур.

6. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок принять:

положение об организации деятельности хлопково-текстильных производств и кластеров с целью эффективной организации кластерной системы в сфере хлопководства;

постановление, предусматривающее создание в регионах республики, в которых отсутствуют хлопково-текстильные кластеры, коопераций-производителей и переработчиков хлопка-сырца на базе хлопкоочистительных предприятий на основе добровольного объединения фермерских хозяйств.

7. Согласиться с предложениями Министерства экономики и промышленности, Агентства по управлению государственными активами, Министерства сельского хозяйства, Антимонопольного комитета, Министерства финансов и Государственного налогового комитета Республики Узбекистан об упразднении АО «Узпахтасаноат».

Утвердить состав комиссии по ликвидации АО «Узпахтасаноат» согласно приложению №2.

Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок утвердить «дорожную карту» по упразднению АО «Узпахтасаноат».

8. Министерству водного хозяйства совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан и Центром «Узгидромет» создать и обеспечить регулярное функционирование специальной электронной страницы, позволяющей в режиме онлайн получать сведения об имеющихся либо прогнозируемых водных ресурсах в реках и регионах республики, а также метеорологических, гидрологических и агрометеорологических данных с целью организации современных сервисных услуг в сфере сельского хозяйства.

9. Принять к сведению, что по импорту хлопкового волокна на территорию Республики Узбекистан ограничения не установлены.

10. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившими силу абзац четвертый пункта 1 постановления Кабинета Министров от 12 декабря 2019 года №985 «О сортовом размещении хлопчатника и прогнозируемых объемах производства хлопка-сырца в 2020 году», а также приложение №3 к данному постановлению.

11. Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации сути и содержания, а также целей и задач настоящего постановления.

12. Министерству финансов, Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

             Президент

Республики Узбекистан                                                                       Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

6 марта 2020 года.


15 985
УзА