Указ Президента Республики Узбекистан

Указ

Президента Республики Узбекистан

За последние годы в стране осуществлен ряд мероприятий, направленных на сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия, обеспечение безопасности среды обитания и охраны здоровья человека, совершенствование системы службы санитарно-эпидемиологического надзора, подготовки квалифицированных специалистов в данной сфере.

Вместе с тем концентрация в рамках одного государственного органа функций по управлению государственным санитарно-эпидемиологическим благополучием с одновременным осуществлением разрешительных и надзорных функций в данной сфере привела к формированию системных проблем, препятствующих обеспечению эффективной деятельности санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, внедрения эффективных механизмов управления и координации деятельности санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан, повышения ее институционального потенциала, налаживания действенного мониторинга и надзора в сфере соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, а также в соответствии с задачами, определенными в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах и Концепции административной реформы в Республике Узбекистан:

1. Одобрить предложения Кабинета Министров Республики Узбекистан:

а) о создании на базе организаций службы санитарно- эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и их территориальных подразделений (далее – служба санитарно-эпидемиологического надзора):

Государственной инспекции санитарно-эпидемиологического надзора при Кабинете Министров Республики Узбекистан и ее территориальных подразделений (далее – Государственная инспекция);

Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан (далее – Агентство);

б) об упразднении Главного управления санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Узбекистан с передачей его штатной численности Агентству;

в) об организации Лабораторного комплекса при Агентстве на базе лабораторной службы реорганизуемого Республиканского центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора с сохранением действующего порядка финансирования.

2. Определить основными задачами:

а) Государственной инспекции:

обеспечение эффективной координации и взаимодействия с органами государственного и хозяйственного управления в области санитарно-эпидемиологического надзора;

проведение в установленном порядке проверок по соблюдению юридическими и физическими лицами санитарных правил, норм и гигиенических нормативов (СанПиН) и применение в установленном порядке мер административного взыскания за нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия;

участие в подготовке и внедрении методологии надзора за деятельностью объектов, осуществляющих деятельность по производству, транспортировке, хранению и реализации пищевого сырья и продуктов питания, а также соблюдением требований стандартов, основанных на опыте применения международных надлежащих практик;

внедрение системы национального мониторинга и надзора за болезнями пищевого происхождения в целях обеспечения раннего выявления, оценки и устранения рисков;

внедрение на системной основе передовых методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом текущей и перспективной потребности отрасли в профильных кадрах;

б) Агентства:

проведение единой государственной политики, разработку и реализацию государственных и иных программ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

обеспечение эффективной координации и взаимодействия с органами государственного и хозяйственного управления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

разработку и внедрение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов (СанПиН) с учетом их актуального совершенствования и гармонизации в соответствии с международными стандартами и нормами;

разработку и реализацию противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения неинфекционных, инфекционных, паразитарных заболеваний;

организацию, координацию и контроль проведения профилактических дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;

содействие в реализации политики в области пищевой безопасности на основе анализа рисков и научно обоснованных подходов в процессе выявления, оценки и управления потенциальными рисками в сфере обеспечения общественного здоровья;

организацию, координацию и контроль за осуществлением эпизоотологического мониторинга природных очагов чумы на территории Республики Узбекистан, эпидемиологического надзора и комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по чуме и особо опасным инфекциям;

определение перспективных направлений и координацию проведения фундаментальных и прикладных научных исследований по актуальным вопросам санитарии, гигиены, эпидемиологии, паразитологии, микробиологии, вирусологии;

повышение уровня санитарной культуры населения посредством разработки и реализации практических мер, направленных на организацию санитарно-гигиенического обучения и воспитание граждан с охватом всех социальных групп;

внедрение на системной основе передовых методов образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом текущей и перспективной потребности отрасли.

3. Утвердить:

организационную структуру Государственной инспекции санитарно-эпидемиологического надзора при Кабинете Министров Республики Узбекистан согласно приложению № 1;

структуру центрального аппарата Государственной инспекции санитарно-эпидемиологического надзора при Кабинете Министров Республики Узбекистан с предельной численностью управленческого персонала в количестве 28 единиц согласно приложению № 2;

предельную численность работников территориальных управлений Государственной инспекции в количестве 4 179 единиц;

типовую структуру управлений государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента согласно приложению № 3;

типовую структуру районного (городского) филиала управления государственного санитарно-эпидемиологического надзора согласно приложению № 4;

организационную структуру Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан согласно приложению № 5;

структуру центрального аппарата Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан с предельной численностью управленческого персонала в количестве 45 единиц согласно приложению № 6;

перечень организаций (лабораторий и подразделений) государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан, деятельность которых оптимизируется путем присоединения, слияния, преобразования и ликвидации, согласно приложению № 7;

перечень изменений, вносимых в постановление Президента Республики Узбекистан от 7 декабря 2018 года № ПП-4055 «О мерах по организации деятельности Министерства здравоохранения Республики Узбекистан», согласно приложению № 8.

Предоставить право:

начальнику Государственной инспекции вносить при необходимости изменения в структуру центрального аппарата Государственной инспекции и его территориальных управлений в пределах установленной общей численности их управленческого персонала;

директору Агентства по согласованию с министром здравоохранения Республики Узбекистан вносить при необходимости изменения в структуру центрального аппарата Агентства в пределах установленной общей численности управленческого персонала.

4. Установить, что:

а) начальник Государственной инспекции одновременно является Главным государственным санитарным инспектором Республики Узбекистан, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан;

заместитель начальника Государственной инспекции назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

начальник Государственной инспекции и его заместитель по статусу, условиям медицинского и транспортного обслуживания приравниваются соответственно к министру и заместителю министра;

б) директор Агентства одновременно является Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан;

заместители директора Агентства назначаются на должность
и освобождаются от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению министра здравоохранения Республики Узбекистан;

директор Агентства по статусу, условиям бытового, медицинского и транспортного обслуживания приравнивается к заместителю министра здравоохранения Республики Узбекистан;

в) на работников Государственной инспекции и Агентства распространяются условия оплаты труда и материального стимулирования, установленные для соответствующих должностей Министерства здравоохранения Республики Узбекистан;

г) финансирование расходов по содержанию Государственной инспекции и Агентства, а также их территориальных подразделений и подведомственных организаций осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.

5. Образовать при Государственной инспекции и Агентстве внебюджетные фонды материального стимулирования и развития (далее – фонд Государственной инспекции и фонд Агентства соответственно) без образования юридического лица.

Установить, что все средства, находящиеся на внебюджетных счетах упраздняемых центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, полностью передаются фонду Агентства.

6. Определить источниками формирования средств:

а) фонда Государственной инспекции:

50 процентов средств поступлений от суммы примененных штрафов за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства и начисленных пеней за просрочку оплаты штрафов;

доходы от размещения средств фонда на депозиты в коммерческих банках;

привлекаемые в установленном порядке грантовые средства
и благотворительные пожертвования международных финансовых институтов и организаций, юридических и физических лиц;

другие источники, не запрещенные законодательством;

б) фонда Агентства:

15 процентов суммы поступлений от реализации подведомственными организациями профильных платных услуг физическим и юридическим лицам после восполнения совокупных затрат на их реализацию;

доходы от размещения средств фонда на депозиты в коммерческих банках;

привлекаемые в установленном порядке грантовые средства
и благотворительные пожертвования международных финансовых институтов и организаций, юридических и физических лиц;

другие источники, не запрещенные законодательством.

7. Установить, что:

а) средства фонда Государственной инспекции используются на:

покрытие затрат, связанных с осуществлением распорядительных и управленческих функций Государственной инспекции, в том числе на расходы по формированию и ведению электронных баз данных проверок;

материальное стимулирование и социальное обеспечение работников Государственной инспекции, а также организацию подготовки, переподготовки и повышения их квалификации;

расходы по привлечению зарубежных и отечественных специалистов в рамках реализации поставленных перед Государственной инспекцией задач;

б) средства фонда Агентства используются на:

покрытие затрат, связанных с осуществлением распорядительных и управленческих функций Агентства, в том числе на расходы по формированию и ведению электронных баз данных санитарно-эпидемиологического благополучия;

материальное стимулирование и социальное обеспечение работников Агентства, а также организацию подготовки, переподготовки и повышения их квалификации;

расходы по привлечению зарубежных и отечественных специалистов для реализации поставленных перед Агентством задач.

Определить, что Государственная инспекция вправе на безвозмездной основе размещать свои организации на свободных площадях зданий Агентства и пользоваться услугами его лабораторий.

8. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок принять правительственное решение по организации деятельности Государственной инспекции и Агентства, а также утверждению Комплекса мер по дальнейшему совершенствованию службы санитарно-эпидемиологического благополучия на 2019–2026 годы.

9. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан:

а) в срок до 1 ноября 2019 года внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в Закон Республики Узбекистан «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с учетом положений настоящего Указа;

б) в срок до 1 декабря 2019 года по согласованию с Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством финансов Республики Узбекистан утвердить нормативы штатной численности работников организаций Агентства с учетом:

внедрения современного лабораторного оборудования, изучения штатного расписания и должностных обязанностей, анализа служебной нагрузки, рационального распределения объема работы между работниками, основанного на хронометражном обследовании;

поэтапной оптимизации до 1 апреля 2020 года численности работников служб санитарно-эпидемиологического надзора на 7 тысяч штатных единиц и передачи части штатной численности Государственной инспекции;

в) в трехмесячный срок внести критерии оценки эффективности деятельности Агентства и Государственной инспекции;

г) в двухмесячный срок:

внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа;

совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить приведение принятых ими нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Указом.

10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.

Президент

Республики Узбекистан                      Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

9 сентября 2019 года

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по коренному совершенствованию системы санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан

Указ Президента Республики Узбекистан

Указ

Президента Республики Узбекистан

За последние годы в стране осуществлен ряд мероприятий, направленных на сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия, обеспечение безопасности среды обитания и охраны здоровья человека, совершенствование системы службы санитарно-эпидемиологического надзора, подготовки квалифицированных специалистов в данной сфере.

Вместе с тем концентрация в рамках одного государственного органа функций по управлению государственным санитарно-эпидемиологическим благополучием с одновременным осуществлением разрешительных и надзорных функций в данной сфере привела к формированию системных проблем, препятствующих обеспечению эффективной деятельности санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, внедрения эффективных механизмов управления и координации деятельности санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан, повышения ее институционального потенциала, налаживания действенного мониторинга и надзора в сфере соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, а также в соответствии с задачами, определенными в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах и Концепции административной реформы в Республике Узбекистан:

1. Одобрить предложения Кабинета Министров Республики Узбекистан:

а) о создании на базе организаций службы санитарно- эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и их территориальных подразделений (далее – служба санитарно-эпидемиологического надзора):

Государственной инспекции санитарно-эпидемиологического надзора при Кабинете Министров Республики Узбекистан и ее территориальных подразделений (далее – Государственная инспекция);

Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан (далее – Агентство);

б) об упразднении Главного управления санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Узбекистан с передачей его штатной численности Агентству;

в) об организации Лабораторного комплекса при Агентстве на базе лабораторной службы реорганизуемого Республиканского центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора с сохранением действующего порядка финансирования.

2. Определить основными задачами:

а) Государственной инспекции:

обеспечение эффективной координации и взаимодействия с органами государственного и хозяйственного управления в области санитарно-эпидемиологического надзора;

проведение в установленном порядке проверок по соблюдению юридическими и физическими лицами санитарных правил, норм и гигиенических нормативов (СанПиН) и применение в установленном порядке мер административного взыскания за нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия;

участие в подготовке и внедрении методологии надзора за деятельностью объектов, осуществляющих деятельность по производству, транспортировке, хранению и реализации пищевого сырья и продуктов питания, а также соблюдением требований стандартов, основанных на опыте применения международных надлежащих практик;

внедрение системы национального мониторинга и надзора за болезнями пищевого происхождения в целях обеспечения раннего выявления, оценки и устранения рисков;

внедрение на системной основе передовых методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом текущей и перспективной потребности отрасли в профильных кадрах;

б) Агентства:

проведение единой государственной политики, разработку и реализацию государственных и иных программ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

обеспечение эффективной координации и взаимодействия с органами государственного и хозяйственного управления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

разработку и внедрение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов (СанПиН) с учетом их актуального совершенствования и гармонизации в соответствии с международными стандартами и нормами;

разработку и реализацию противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения неинфекционных, инфекционных, паразитарных заболеваний;

организацию, координацию и контроль проведения профилактических дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;

содействие в реализации политики в области пищевой безопасности на основе анализа рисков и научно обоснованных подходов в процессе выявления, оценки и управления потенциальными рисками в сфере обеспечения общественного здоровья;

организацию, координацию и контроль за осуществлением эпизоотологического мониторинга природных очагов чумы на территории Республики Узбекистан, эпидемиологического надзора и комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по чуме и особо опасным инфекциям;

определение перспективных направлений и координацию проведения фундаментальных и прикладных научных исследований по актуальным вопросам санитарии, гигиены, эпидемиологии, паразитологии, микробиологии, вирусологии;

повышение уровня санитарной культуры населения посредством разработки и реализации практических мер, направленных на организацию санитарно-гигиенического обучения и воспитание граждан с охватом всех социальных групп;

внедрение на системной основе передовых методов образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом текущей и перспективной потребности отрасли.

3. Утвердить:

организационную структуру Государственной инспекции санитарно-эпидемиологического надзора при Кабинете Министров Республики Узбекистан согласно приложению № 1;

структуру центрального аппарата Государственной инспекции санитарно-эпидемиологического надзора при Кабинете Министров Республики Узбекистан с предельной численностью управленческого персонала в количестве 28 единиц согласно приложению № 2;

предельную численность работников территориальных управлений Государственной инспекции в количестве 4 179 единиц;

типовую структуру управлений государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента согласно приложению № 3;

типовую структуру районного (городского) филиала управления государственного санитарно-эпидемиологического надзора согласно приложению № 4;

организационную структуру Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан согласно приложению № 5;

структуру центрального аппарата Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан с предельной численностью управленческого персонала в количестве 45 единиц согласно приложению № 6;

перечень организаций (лабораторий и подразделений) государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан, деятельность которых оптимизируется путем присоединения, слияния, преобразования и ликвидации, согласно приложению № 7;

перечень изменений, вносимых в постановление Президента Республики Узбекистан от 7 декабря 2018 года № ПП-4055 «О мерах по организации деятельности Министерства здравоохранения Республики Узбекистан», согласно приложению № 8.

Предоставить право:

начальнику Государственной инспекции вносить при необходимости изменения в структуру центрального аппарата Государственной инспекции и его территориальных управлений в пределах установленной общей численности их управленческого персонала;

директору Агентства по согласованию с министром здравоохранения Республики Узбекистан вносить при необходимости изменения в структуру центрального аппарата Агентства в пределах установленной общей численности управленческого персонала.

4. Установить, что:

а) начальник Государственной инспекции одновременно является Главным государственным санитарным инспектором Республики Узбекистан, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан;

заместитель начальника Государственной инспекции назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

начальник Государственной инспекции и его заместитель по статусу, условиям медицинского и транспортного обслуживания приравниваются соответственно к министру и заместителю министра;

б) директор Агентства одновременно является Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан;

заместители директора Агентства назначаются на должность
и освобождаются от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению министра здравоохранения Республики Узбекистан;

директор Агентства по статусу, условиям бытового, медицинского и транспортного обслуживания приравнивается к заместителю министра здравоохранения Республики Узбекистан;

в) на работников Государственной инспекции и Агентства распространяются условия оплаты труда и материального стимулирования, установленные для соответствующих должностей Министерства здравоохранения Республики Узбекистан;

г) финансирование расходов по содержанию Государственной инспекции и Агентства, а также их территориальных подразделений и подведомственных организаций осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.

5. Образовать при Государственной инспекции и Агентстве внебюджетные фонды материального стимулирования и развития (далее – фонд Государственной инспекции и фонд Агентства соответственно) без образования юридического лица.

Установить, что все средства, находящиеся на внебюджетных счетах упраздняемых центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, полностью передаются фонду Агентства.

6. Определить источниками формирования средств:

а) фонда Государственной инспекции:

50 процентов средств поступлений от суммы примененных штрафов за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства и начисленных пеней за просрочку оплаты штрафов;

доходы от размещения средств фонда на депозиты в коммерческих банках;

привлекаемые в установленном порядке грантовые средства
и благотворительные пожертвования международных финансовых институтов и организаций, юридических и физических лиц;

другие источники, не запрещенные законодательством;

б) фонда Агентства:

15 процентов суммы поступлений от реализации подведомственными организациями профильных платных услуг физическим и юридическим лицам после восполнения совокупных затрат на их реализацию;

доходы от размещения средств фонда на депозиты в коммерческих банках;

привлекаемые в установленном порядке грантовые средства
и благотворительные пожертвования международных финансовых институтов и организаций, юридических и физических лиц;

другие источники, не запрещенные законодательством.

7. Установить, что:

а) средства фонда Государственной инспекции используются на:

покрытие затрат, связанных с осуществлением распорядительных и управленческих функций Государственной инспекции, в том числе на расходы по формированию и ведению электронных баз данных проверок;

материальное стимулирование и социальное обеспечение работников Государственной инспекции, а также организацию подготовки, переподготовки и повышения их квалификации;

расходы по привлечению зарубежных и отечественных специалистов в рамках реализации поставленных перед Государственной инспекцией задач;

б) средства фонда Агентства используются на:

покрытие затрат, связанных с осуществлением распорядительных и управленческих функций Агентства, в том числе на расходы по формированию и ведению электронных баз данных санитарно-эпидемиологического благополучия;

материальное стимулирование и социальное обеспечение работников Агентства, а также организацию подготовки, переподготовки и повышения их квалификации;

расходы по привлечению зарубежных и отечественных специалистов для реализации поставленных перед Агентством задач.

Определить, что Государственная инспекция вправе на безвозмездной основе размещать свои организации на свободных площадях зданий Агентства и пользоваться услугами его лабораторий.

8. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок принять правительственное решение по организации деятельности Государственной инспекции и Агентства, а также утверждению Комплекса мер по дальнейшему совершенствованию службы санитарно-эпидемиологического благополучия на 2019–2026 годы.

9. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан:

а) в срок до 1 ноября 2019 года внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в Закон Республики Узбекистан «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с учетом положений настоящего Указа;

б) в срок до 1 декабря 2019 года по согласованию с Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством финансов Республики Узбекистан утвердить нормативы штатной численности работников организаций Агентства с учетом:

внедрения современного лабораторного оборудования, изучения штатного расписания и должностных обязанностей, анализа служебной нагрузки, рационального распределения объема работы между работниками, основанного на хронометражном обследовании;

поэтапной оптимизации до 1 апреля 2020 года численности работников служб санитарно-эпидемиологического надзора на 7 тысяч штатных единиц и передачи части штатной численности Государственной инспекции;

в) в трехмесячный срок внести критерии оценки эффективности деятельности Агентства и Государственной инспекции;

г) в двухмесячный срок:

внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа;

совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить приведение принятых ими нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Указом.

10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.

Президент

Республики Узбекистан                      Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

9 сентября 2019 года