Постановление Президента Республики Узбекистан
Постановление
Президента Республики Узбекистан
Ташкентским государственным институтом востоковедения принимаются последовательные меры по подготовке квалифицированных специалистов, служащих развитию двусторонних и многосторонних политических, экономических и культурных связей Узбекистана со странами Востока, удовлетворению потребности в кадрах, обладающих аналитическим мышлением, способных правильно интерпретировать процессы, происходящие в мире, а также подготовке переводчиков-синхронистов по восточным языкам.
Вместе с тем в институте остаются нерешенными актуальные проблемы в организации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов с высшим образованием в области востоковедения на уровне международных стандартов, укреплении научно-педагогического потенциала, улучшении учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, обновлении материально-технической базы в соответствии с современными требованиями.
В целях кардинального улучшения качества подготовки квалифицированных кадров, обладающих комплексными знаниями в области востоковедения в соответствии с международными стандартами, ускоренного развития науки, непрерывного повышения потенциала и педагогического мастерства профессоров-преподавателей, а также совершенствования воспитания студенческой молодежи на основе восточных ценностей:
1. Образовать Ташкентский государственный университет востоковедения (далее – Университет) на базе Ташкентского государственного института востоковедения.
2. Определить основными задачами и направлениями деятельности Университета:
подготовку конкурентоспособных кадров для рынка труда, в совершенстве овладевших современными знаниями в области языка, истории, культуры, материального и духовного наследия, экономики, политики, авторитета на международной арене стран Востока, современной антропологии, этнологии, переводоведения, туризма и гид-сопровождения;
изучение с научной точки зрения факторов развития, современных общественно-политических и экономических процессов, восточной культуры и наследия, древних памятников и рукописей стран Востока, подготовку научно-педагогических работников и проведение научно-исследовательских работ совместно с отечественными и зарубежными партнерами в данном направлении;
совместно с соответствующими государственными органами зарубежных государств разработку и внедрение в практику методик оценки уровня знаний восточных языков в качестве базового высшего образовательного учреждения республики по обучению восточным языкам, литературе, истории, культуре, философии, политике и экономике, разработку современных медиапродуктов и электронной учебной литературы, предоставляющих информацию о сфере обучения языкам и странах Востока;
проведение исследований о современных тенденциях и исторических процессах в странах Востока, культурных связях и наследии народов Востока, подготовку аналитической информации, выпуск научно-популярной литературы, изданий, учебников и монографий в данной сфере;
реализацию мер по укреплению у студенческой молодежи и профессоров-преподавателей чувства любви к Родине, сопричастности к ее судьбе, преданности профессии, повышение эффективности образовательно-воспитательных процессов и духовно-просветительской работы;
организацию на регулярной основе деятельности по прохождению стажировки и повышению квалификации профессоров-преподавателей в республике и зарубежных странах в области востоковедения и восточного культурного наследия;
организацию в сотрудничестве с зарубежными высшими образовательными учреждениями совместных образовательных программ по новым направлениям и специальностям, перспективным для республики, а также реализацию международных проектов.
3. Установить, что, начиная с 2020/2021 учебного года:
Университету предоставляется право разработки образовательных стандартов, разработки и утверждения квалификационных требований, учебных планов и программ, а также с учетом передового международного опыта системы оценки знаний студентов и обеспечения интеграции учебного процесса с практикой;
образовательный процесс в Университете осуществляется поэтапно на основе кредитно-модульной системы;
учебные планы и программы предметов совместных образовательных программ, организуемых в сотрудничестве с зарубежными высшими образовательными учреждениями, утверждаются Университетом самостоятельно по согласованию с зарубежными партнерами;
в Университете организуются постоянно действующие курсы переподготовки и повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений, на которых осуществляется обучение по восточным языкам, и педагогическим работникам, успешно прошедшим данные курсы, выдается сертификат установленного образца.
4. Согласиться с предложениями Министерства высшего и среднего специального образования и Государственного центра тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан об:
организации проведения, начиная с 2020/2021 учебного года, тестовых испытаний вместо экзаменов по многобалльной системе по восточным языкам (турецкому, арабскому, фарси, дари, индийскому, урду, китайскому, корейскому, уйгурскому, японскому) при приеме на учебу в Университет;
распространении, начиная с 2021/2022 учебного года, данной практики на другие языки (испанский, итальянский, таджикский, казахский, туркменский, кыргызский и другие) при приеме на учебу во все государственные высшие образовательные учреждения республики.
Государственному центру тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан совместно с Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством народного образования принять меры по своевременному и качественному формированию базы тестовых испытаний и необходимой инфраструктуры.
5. Университету, учитывая переход на систему самофинансирования, начиная с 2020/2021 учебного года:
пересмотреть учебную нагрузку профессоров-преподавателей на основе зарубежного опыта, направить их трудовую деятельность на качественную подготовку к занятиям и укрепление научного потенциала;
расширить привлечение одаренных студентов, магистрантов и докторантов к процессу реализации научных проектов;
принять меры по финансированию на конкурсной основе научных, инновационных и стартап-проектов одаренных студентов, магистрантов и докторантов;
пересмотреть состав факультетов и направления кафедр, усовершенствовать их деятельность на основе опыта ведущих зарубежных высших образовательных учреждений;
проводить на регулярной основе онлайн-курсы, лекции и мастер-классы с участием профессоров-преподавателей престижных зарубежных высших образовательных учреждений в целях повышения качества образования, а также организации учебной и научной деятельности на основе передового зарубежного опыта;
провести при необходимости цикл семинаров-тренингов о переходе на кредитно-модульную систему для профессоров-преподавателей и ответственных работников с участием опытных отечественных и зарубежных специалистов;
внедрить систему стимулирования профессоров-преподавателей, опубликовавших значимые научные издания в сотрудничестве с профессорами-преподавателями престижных зарубежных высших образовательных учреждений, а также издавших научные статьи в международных журналах с высоким импакт-фактором в соавторстве с одаренными студентами, магистрантами, докторантами или молодыми профессорами-преподавателями на основе принципа «устоз – шогирд».
6. Утвердить:
а) Программу комплексного развития Ташкентского государственного университета востоковедения на 2020–2023 годы (далее – Программа) согласно приложению № 1, в том числе предусматривающую:
увеличение доли часов, отведенных на предметы, направленные на развитие практических компетенций у студентов, расширение практических и выездных занятий в учебных планах;
обогащение содержания образования образовательными технологиями, способствующими креативному мышлению, формированию инновационных идей и разработок;
создание системы материального стимулирования на основе индикаторов комплексной оценки деятельности управленческого персонала и профессоров-преподавателей в соответствии с передовым зарубежным опытом;
увеличение квоты приема в докторантуру Университета, организацию подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации по новым специализациям с целью поэтапного повышения потенциала Университета;
расширение возможности пользования профессорами-преподавателями, исследователями и студентами электронными каталогами художественной, научной и учебной литературы, а также мировыми образовательными ресурсами;
развитие сотрудничества с зарубежными высшими образовательными учреждениями, обеспечение конкурентоспособности Университета на международном уровне;
б) Целевые показатели (индикаторы) развития Ташкентского государственного университета востоковедения до 2023 года (далее – целевые показатели) согласно приложению № 2.
7. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:
в срок до 1 июля 2020 года критически изучить деятельность академического лицея при Университете, утвердить программу мер, включающую в себя совершенствование его деятельности и пересмотр требований, предъявляемых к процессу приема;
предусмотреть в программе мер прием учащихся в академический лицей в зависимости от уровня знания иностранного языка, а также закрепление заведующих кафедрами и ведущих ученых Университета за учебными группами академического лицея.
8. Принять к сведению, что в целях подготовки профессиональных кадров среднего звена в области восточных языков, а также проведения селекции одаренной молодежи в городах Наманган и Хива создаются техникумы по обучению восточным языкам.
Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в срок до 1 августа 2020 года принять соответствующие меры по приспособлению техникумов по обучению восточным языкам, создаваемых в городах Наманган и Хива, к обучению восточным языкам, их укомплектованию квалифицированными педагогическими кадрами, укреплению материально-технической базы, разработке учебных планов и программ, а также квалификационных требований, предъявляемых к выпускникам.
9. В целях повышения качества образования и внедрения инновационных методов в подготовку кадров образовать в структуре Университета без статуса юридического лица:
Лабораторию синхронного перевода, направленную на подготовку квалифицированных переводчиков по восточным языкам на основе современных методов во взаимоувязке с практикой;
Мультимедийный центр, оснащенный современными техническими средствами, служащий формированию электронных образовательных ресурсов по восточным языкам и самостоятельных образовательных компетенций у студентов.
10. Согласиться с предложением Министерства высшего и среднего специального образования, Академии наук, Министерства инновационного развития и Министерства культуры Республики Узбекистан об образовании при Университете Научно-исследовательского центра по исследованию восточной культуры и наследия, а также Научно-аналитического центра по исследованию развития стран Востока (далее – центры), не имеющих статуса юридического лица.
Определить основными задачами и направлениями деятельности:
Научно-исследовательского центра по исследованию восточной культуры и наследия – проведение научных исследований по всестороннему и углубленному изучению культуры восточных народов, литературных, исторических и философских источников по восточным языкам, пропаганду ценностей и национального культурного наследия нашей страны в мировом масштабе;
Научно-аналитического центра по исследованию развития стран Востока – проведение комплексного исследования истории, этапов, моделей и особенностей общественно-политического и экономического развития стран Востока, изучение взаимоотношений Республики Узбекистан с государствами Востока с точки зрения их дальнейшего развития.
Определить источниками финансирования деятельности данных центров поступления от услуг, оказываемых на договорной основе, бюджетные средства, выделенные на научно-технические программы, внебюджетные средства Университета, а также иные источники, не запрещенные законодательством.
11. Согласиться с предложениями Академии наук и Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан о:
безвозмездном обеспечении Университета факсимильными, фото- и отсканированными копиями рукописных и литографических источников, хранящихся в фонде Института востоковедения имени Абу Райхана Беруни Академии наук Республики Узбекистан, для проведения целевых научных исследований по письменным памятникам;
образовании при научно-исследовательских институтах и музеях Академии наук филиалов кафедр Университета, подготавливающих кадры по направлениям литературного и исторического источниковедения.
12. Министерству инновационного развития совместно с Академией наук и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан при формировании ежегодных государственных программ по научной деятельности предусматривать реализацию целевых научно-исследовательских проектов в области востоковедения.
13. Академии наук Республики Узбекистан совместно с Университетом реализовать научно-исследовательские проекты по изучению:
письменных источников о языках, культуре, истории и общественно-политической жизни стран Востока, созданных Амиром Темуром, Алишером Навои, Захириддином Мухаммадом Бабуром, Махмудом Замахшари и другими великими предками;
истории, антропологии, языка, литературы, общественно-политических процессов, внутренней и внешней политики стран Востока и Северной Африки.
14. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Министерством финансов и Министерством иностранных дел в трехмесячный срок внести в установленном порядке проект постановления Президента Республики Узбекистан «О создании в городе Ташкенте филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет».
15. Одобрить предложение Министерства высшего и среднего специального образования и Министерства иностранных дел Республики Узбекистан о проведении зарубежными специалистами, квалифицированными сотрудниками дипломатических представительств и международных организаций, аккредитованных в Республике Узбекистан, лекций и практических занятий в Университете в целях укрепления международного авторитета, расширения сотрудничества с зарубежными организациями, привлечения инвестиций, внедрения передового опыта в учебный и научный процесс Университета.
16. Министерству иностранных дел и Министерству внутренних дел Республики Узбекистан обеспечить по заявкам Университета выдачу и продление многократных въездных виз и временную прописку по месту временного проживания в Республике Узбекистан зарубежным профессорам-преподавателям, ученым и специалистам, приглашенным для преподавания, проведения научно-исследовательских работ и научно-теоретических лекций.
17. Передать Университету на безвозмездной основе здания и сооружения Ташкентского института по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог с соответствующей территорией, расположенных по адресу: город Ташкент, Мирабадский район, проспект Амира Темура, 20 «а», на праве оперативного управления.
Министерству экономического развития и сокращения бедности, Министерству финансов, Министерству строительства, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и хокимияту города Ташкента в срок до 1 августа 2021 года принять меры по строительству и сдаче в эксплуатацию нового 9-этажного здания и спортивного комплекса Университета на территории, переданной Университету в соответствии с настоящим пунктом.
18. Министерству финансов Республики Узбекистан:
совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности и Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан привлечь и своевременно выделить средства, необходимые для строительства и оснащения нового здания и спортивного комплекса Университета;
совместно со Счетной палатой установить постоянный контроль за рациональным и целевым использованием средств, выделенных на строительство и оснащение нового здания и спортивного комплекса Университета.
19. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и Фонду «Эл-юрт умиди» на основе обоснованных предложений Университета в целях подготовки высококвалифицированных кадров принять меры по организации прохождения практики и стажировки за рубежом профессоров-преподавателей, руководящих работников и исследователей.
20. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
21. Установить следующий порядок организации исполнения настоящего постановления:
советнику Президента Республики Узбекистан Абдувахитову А.А. – организовать эффективную и скоординированную деятельность ответственных министерств, ведомств и организаций по обеспечению качественного, полноценного, своевременного исполнения настоящего постановления и реализации установленных мер, ежеквартально принимать отчеты их руководителей о проведенной работе со своевременным устранением выявленных недостатков;
министру высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан Маджидову И.У. – обеспечить принятие всех необходимых мер по улучшению качества подготовки квалифицированных кадров, обладающих достаточными знаниями в области востоковедения, организации на должном уровне деятельности Университета, внедрению системы оценки уровня владения восточными языками, достижению целевых показателей, выполнению Программы, оказывать методическую и практическую помощь ответственным организациям по своевременной и качественной реализации задач, определенных настоящим постановлением, ежемесячно вносить в Кабинет Министров информацию о ходе его исполнения;
руководителям ответственных министерств, ведомств и организаций – реализовать все меры по своевременному, качественному и полноценному выполнению мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, совершенствованию подготовки квалифицированных кадров и улучшению научного потенциала в области востоковедения;
генеральному директору Национального информационного агентства Узбекистана Кучимову А.К., председателю Национальной телерадиокомпании Узбекистана Хаджаеву А.Д. – организовать опубликование статей, проведение брифингов и пресс-конференций, демонстрацию тематических телепередач по освещению сути и содержания, а также практического значения настоящего постановления.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
16 апреля 2020 года.