Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

25.09.2017 20:34 Версия для печати

О мерах по дальнейшему совершенствованию системы охраны водных объектов

Постановление Президента Республики Узбекистан


В стране уделяется особое внимание улучшению экологической обстановки, в том числе охране водных объектов, рациональному использованию природных ресурсов, а также предупреждению чрезвычайных ситуаций при паводковых и селевых явлениях.

Вместе с тем имеющиеся пробелы в законодательстве создают условия для несанкционированной добычи песчано-гравийных материалов при проведении работ по расчистке русел и водоохранных зон рек, озер, водохранилищ, каналов, коллекторов и других водных объектов, а также укреплению их берегов (далее – расчистка русел рек и укрепление их берегов).

В свою очередь, несанкционированная добыча песчано-гравийных материалов зачастую приводит к истощению поверхностных и подземных вод, заболачиванию и загрязнению водоохранных зон, разрушению их берегов, систем орошения, объектов транспортной и гидротехнической инфраструктуры, а также снижению эффективности мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций.

Только в 2017 году выявлено 228 фактов незаконного осуществления работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов, добыче нерудных полезных ископаемых, в том числе 176 субъектами, не имеющими заключения государственной экологической экспертизы или лицензии на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые.

В целях недопущения незаконного осуществления работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов, добыче нерудных полезных ископаемых, предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду, а также обеспечения безопасного функционирования объектов транспортной и гидротехнической инфраструктуры, улучшения экологической обстановки:

1. Установить, что:

работы по расчистке русел рек и укреплению их берегов осуществляются специализированными инженерно-техническими отрядами по проведению берегоукрепительных, защитных и восстановительных работ в селе-, паводко- и оползнеопасных районах Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан (далее – специализированные отряды МЧС) и другими организациями на основании решений Правительственной комиссии по обеспечению безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков, снижению угроз снеголавинных и оползневых явлений, образованной постановлением Президента Республики Узбекистан от 19 февраля 2007 года № ПП–585 (далее – Комиссия), исключительно для предотвращения негативных последствий невозможности пропуска паводковых вод и селевых потоков;

решения Комиссии о проведении работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов принимаются на основании совместных заключений Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства сельского и водного хозяйства и Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды по результатам обследования русел рек и оценки возможностей безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков;

проектная документация на проведение работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов подлежит государственной экологической экспертизе, проводимой органами Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством;

финансирование работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов осуществляется в соответствии с постановлениями Президента Республики Узбекистан от 19 февраля 2007 года № ПП–585 и Кабинета Министров от 29 мая 2014 года № 135;

добыча нерудных полезных ископаемых в руслах рек осуществляется строго в соответствии с лицензией на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые, при условии наличия утвержденных запасов и исключения негативного воздействия на водный режим;

разработка месторождения нерудных полезных ископаемых осуществляется по согласованной с Государственной инспекцией «Саноатгеоконтехназорат», Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан системе разработки, обеспечивающей рациональное использование недр и охрану окружающей среды;

специализированные отряды МЧС и другие организации в установленном порядке уплачивают налог за пользование недрами в случае переработки и реализации нерудных полезных ископаемых. При этом финансирование работ по расчистке русел рек и укреплению берегов уменьшается на сумму доходов, полученных от реализации нерудных полезных ископаемых.

2. Создать постоянно действующие межведомственные группы по выявлению и пресечению нарушений порядка расчистки русел рек и укрепления их берегов, добычи нерудных полезных ископаемых (далее – межведомственные группы) и утвердить их типовой состав согласно приложению.

Установить, что:

межведомственные группы Республики Каракалпакстан и областей образуются совместным решением Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Службы национальной безопасности, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства сельского и водного хозяйства и Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, межведомственные группы районов и городов – совместным решением их территориальных подразделений с учетом месторасположения водных объектов;

руководство деятельностью межведомственных групп осуществляется органами прокуратуры.

3. Основными задачами межведомственных групп определить:

проведение изучения состояния работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов, добыче нерудных полезных ископаемых на предмет соответствия решениям Комиссии, проектной документации, условиям, предусмотренным в лицензии на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые, а также другим требованиям законодательства;

организацию и проведение мероприятий по выявлению и пресечению фактов незаконного осуществления работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов, добыче нерудных полезных ископаемых;

принятие мер по привлечению виновных лиц к ответственности за нарушение порядка расчистки русел рек и укрепления их берегов, добычи нерудных полезных ископаемых;

участие в организации и проведении профилактических мероприятий среди населения по вопросам соблюдения требований законодательства в данной сфере;

внесение на регулярной основе в Комиссию информации о проведенных мероприятиях и выявленных правонарушениях, а также предложений по совершенствованию порядка расчистки русел рек и укрепления их берегов, добычи нерудных полезных ископаемых.

4. Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды, Министерству сельского и водного хозяйства, Государственному комитету Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, Государственной инспекции «Саноатгеоконтехназорат», Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, районов и городов установить системный контроль за проведением работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов, добыче нерудных полезных ископаемых в соответствии с требованиями настоящего постановления.

При этом установить, что проводимые в ходе данного контроля проверки осуществляются без согласования с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов.

5. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан установить надзор за надлежащим выполнением государственными органами контрольных функций, указанных в пункте 4 настоящего постановления.

6. Министерству по чрезвычайным ситуациям совместно с Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект постановления Правительства о создании специализированных отрядов МЧС.

7. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, районов и городов в недельный срок отменить ранее принятые решения по отводу земельных участков для проведения работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов, а также впредь не допускать отвод земельных участков без соответствующих решений Комиссии.

8. Государственному комитету Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, районов и городов оказывать содействие субъектам предпринимательства в выявлении альтернативных сырьевых источников нерудных полезных ископаемых за пределами водных объектов для организации производства.

9. Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством юстиции, Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров:

проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности», направленный на усиление ответственности за нарушение порядка расчистки русел рек и укрепления их берегов, добычи нерудных полезных ископаемых, вплоть до конфискации предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения;

проект постановления Правительства, предусматривающий утверждение Положения о порядке проведения работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов;

предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

10. Министерствам и ведомствам в месячный срок привести принятые ведомственные акты в соответствие с настоящим постановлением.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б.



Президент
Республики Узбекистан                                          Ш.МИРЗИЁЕВ




Город Ташкент,

25 сентября 2017 года

* * *


КОММЕНТАРИЙ

к постановлению Президента Республики Узбекистан
«О мерах по дальнейшему совершенствованию системы охраны водных объектов»

В последнее время участились случаи неконтролируемой добычи песчано-гравийных материалов, осуществляемой под видом проведения работ по расчистке русел рек, озер, водохранилищ, каналов, коллекторов и других водных объектов, а также укреплению их берегов (далее – расчистка русел рек и укрепление их берегов).

Данная деятельность становится причиной размывания дна рек, обрушения берегов, что, в свою очередь, создает условия для возникновения чрезвычайных ситуаций и нанесения ущерба жизни, здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде.

Так, только за истекший период 2017 года выявлено 228 фактов незаконного осуществления работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов, добыче нерудных полезных ископаемых. По данным фактам органами прокуратуры возбуждены уголовные дела.

В целях принятия безотлагательных мер по устранению негативных последствий сложившейся ситуации, а также предупреждения правонарушений в данной сфере принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы охраны водных объектов».

Данным постановлением предусмотрена реализация комплекса мер по недопущению незаконного проведения работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов, добыче нерудных полезных ископаемых.

Кроме того, определены конкретные задачи в области обеспечения безопасного функционирования объектов транспортной и гидротехнической инфраструктуры.

В частности, установлено, что работы по расчистке русел рек и укреплению их берегов будут осуществляться исключительно для предотвращения негативных последствий невозможности пропуска паводковых вод и селевых потоков.

Для выполнения данных работ в системе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан будут созданы специализированные инженерно-технические отряды по проведению берегоукрепительных, защитных и восстановительных работ в селе-, паводко- и оползнеопасных районах. Данной деятельностью также могут заниматься другие организации.

Основанием для проведения таких работ будут являться решения Правительственной комиссии по обеспечению безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков, снижению угроз снеголавинных и оползневых явлений, образованной постановлением Президента Республики Узбекистан от 19 февраля 2007 года № ПП–585.

При этом такие решения Комиссии принимаются на основании совместных заключений Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства сельского и водного хозяйства и Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды по результатам обследования русел рек и оценки возможностей безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков.

Проектная документация на проведение работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов подлежит государственной экологической экспертизе, проводимой органами Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.

Финансирование работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов будет осуществляться за счет бюджетных средств, лимитов централизованных капитальных вложений, средств внебюджетных фондов министерств и ведомств, Республиканского дорожного фонда при Кабинете Министров Республики Узбекистан и других источников.

В целях упорядочения добычи нерудных полезных ископаемых, исключения ее отрицательного воздействия на экологию данная деятельность, осуществляемая при расчистке русел рек и укреплению их берегов, подлежит лицензированию.

Лицензии на право добычи нерудных полезных ископаемых в руслах рек выдаются Комиссией Кабинета Министров по выдаче лицензий на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые, в порядке, установленном постановлением Президента Республики Узбекистан от 2 мая 2011 года № ПП–1524, при условии наличия утвержденных запасов и исключения негативного воздействия на водный режим.

Разработка месторождения нерудных полезных ископаемых осуществляется по согласованной с Государственной инспекцией «Саноатгеоконтехназорат», Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан системе разработки, обеспечивающей рациональное использование недр и охрану окружающей среды.

В целях выявления и пресечения нарушений законодательства в данной сфере на областном, районном и городском уровнях создаются постоянно действующие межведомственные группы, в состав которых включаются представители 12 министерств, ведомств и организаций, в том числе органов по охране государственной границы, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, сельского и водного хозяйства, по экологии и охране окружающей среды.

Данные группы будут осуществлять свою деятельность на территории имеющихся в республике 437 рек и других водных объектов общей протяженностью более 12,7 тысячи километров.

Руководство деятельностью межведомственных групп возлагается на органы прокуратуры. Основными задачами межведомственных групп определены:

– изучение состояния работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов, добыче нерудных полезных ископаемых на предмет соответствия проектной документации, условиям лицензии и требованиям законодательства;

– выявление и пресечение фактов незаконного осуществления работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов, добыче нерудных полезных ископаемых, а также привлечение виновных лиц к ответственности;

– проведение профилактических мероприятий по вопросам соблюдения законодательства в данной сфере.

Кроме того, главой государства поручено разработать проект закона, предусматривающего усиление ответственности за нарушение порядка расчистки русел рек и укрепления их берегов, добычи нерудных полезных ископаемых, вплоть до конфискации предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения.

Реализация данного постановления, несомненно, будет способствовать упорядочению проведения работ по расчистке русел рек и водоемов и укреплению берегов, добыче нерудных полезных ископаемых, а также устранению негативного влияния на окружающую среду вследствие незаконной добычи песчано-гравийных материалов.

2 398






Все о погоде - Pogoda.uz