Постановление Президента Республики Узбекистан

   Постановление

Президента Республики Узбекистан

В стране проводится последовательная работа по внедрению современных механизмов совершенствования диалога государственных органов с населением, обеспечению надежной защиты прав и свобод граждан, а также решению их проблем.

Вместе с тем современный этап реформ в данной сфере свидетельствует о необходимости создания единой системы досудебного рассмотрения споров в государственных органах, превращения медиации, третейских судов и международных арбитражей в эффективные альтернативные институты разрешения споров, заслуживающие доверия граждан и предпринимателей.

В целях совершенствования системы защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, расширения альтернативных возможностей разрешения споров, а также кардинального повышения роли института медиации, третейских судов и международных арбитражей в оптимизации объема работы
в судах:

1. Принять к сведению, что:

в соответствии с Экономическим процессуальным кодексом
и Гражданским процессуальным кодексом Республики Узбекистан судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет
у сторон возможность заключения мирового соглашения
или использования альтернативных методов разрешения спора
и разъясняет их правовые последствия;

создание альтернативных механизмов разрешения споров
в правовом обществе рассматривается в качестве эффективного средства восстановления нарушенных прав физических
и юридических лиц.

2. Согласиться с предложениями Министерства юстиции Республики Узбекистан, предусматривающими с 1 августа 2020 года в порядке эксперимента:

создание Апелляционных советов по досудебному урегулированию споров между физическими и юридическими лицами и государственными органами (далее – Апелляционный совет) при Государственном таможенном комитете, Государственном комитете по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Внебюджетном пенсионном фонде при Министерстве финансов Республики Узбекистан, а также хокимиятах Наманганской, Бухарской и Ташкентской областей;

установление порядка рассмотрения Апелляционным советом обращений о нарушении прав и свобод, а также охраняемых законом интересов физических и юридических лиц в результате незаконных действий (решений) либо бездействия государственных органов или должностных лиц.

Определить, что настоящий порядок не исключает права обращения физических и юридических лиц по таким делам непосредственно в другие уполномоченные государственные органы.

3. Определить основными задачами Апелляционного совета:

принятие мер по разрешению споров, возникающих между физическими и юридическими лицами и государственным органом, путем досудебного рассмотрения и принятия заключений;

принятие мер по организации в установленном порядке официального толкования норм законодательства в случае выявления разночтений или неправильной либо противоречивой практики их применения при рассмотрении обращений;

внесение предложений об устранении пробелов
в законодательстве, выявленных при рассмотрении обращений.

4. Установить, что:

состав Апелляционного совета утверждается решением руководителя соответствующего государственного органа
на два с половиной года;

состав Апелляционного совета может состоять из 7–11 членов;

в члены Апелляционного совета принимаются руководители
и работники структурных подразделений центрального аппарата государственных органов, имеющие практический опыт
и пользующиеся авторитетом, а также авторитетные граждане, имеющие большой практический опыт или научный потенциал
в данной сфере. При этом число членов Апелляционного совета,
не являющихся руководителями или работниками структурных подразделений центрального аппарата государственного органа,
не должно превышать одной пятой части общей численности членов Апелляционного совета;

Апелляционный совет по рассматриваемым вопросам принимает заключение, имеющее рекомендательный характер. Заключение, принятое Апелляционным советом, в трехдневный срок направляется руководителю государственного органа для рассмотрения, другим заинтересованным сторонам для сведения;

руководитель государственного органа или его заместитель, принявший заключение Апелляционного совета, может учесть
либо отклонить его в письменной обоснованной форме. При этом руководитель государственного органа или его заместитель
в трехдневный срок в письменной или электронной форме уведомляет Апелляционный совет и стороны о принятом решении.

5. Утвердить Положение об Апелляционном совете
по досудебному урегулированию споров между физическими
и юридическими лицами и государственными органами согласно приложению.

6. Министерству юстиции Республики Узбекистан (Давлетов Р., Икрамов М.):

вести мониторинг деятельности государственных органов,
при которых создаются Апелляционные советы в соответствующем направлении на постоянной основе, оказывать им практическое
и методическое содействие с целью обеспечения эффективного функционирования системы;

до 1 июля 2021 года на основе всестороннего анализа результатов эксперимента, проводимого в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления, внести в Кабинет Министров обоснованные предложения о целесообразности его распространения в дальнейшем и на другие государственные органы.

7. Установить, что разрешается создание и осуществление деятельности в качестве негосударственной некоммерческой организации:

Центра медиации, основанного на объединении профессиональных медиаторов, занимающихся альтернативными методами разрешения споров;

Центра разрешения споров альтернативными методами, основанного на объединении профессиональных медиаторов, третейских судов и международных арбитражей.

8. Определить основными задачами Центра медиации и Центра разрешения споров альтернативными методами (далее – Центры):

создание условий для внедрения процедур разрешения споров альтернативными методами в медиацию, деятельность третейских судов и международных арбитражей;

ведение производства на основе принципа невмешательства
в деятельность, связанную с рассмотрением дел в медиации, третейских судах и международных арбитражах;

организацию учебных курсов для подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере медиации, третейских судов
и международного арбитража. При этом подготовка медиаторов ведется на учебных курсах, не превышающих 72 часов, с выдачей сертификата слушателям, успешно окончившим данные курсы;

оказание содействия развитию и широкому распространению медиации и других методов альтернативного разрешения споров
с организацией семинаров, тренингов и конференций в данной сфере.

9. Установить, что Центры:

а) в целях организации обучения слушателей вправе:

привлекать квалифицированных педагогов высших образовательных учреждений, отечественных и зарубежных медиаторов, третейских судей и арбитров, а также квалифицированных специалистов министерств и ведомств
на договорной основе;

налаживать сотрудничество и обмениваться опытом в сфере альтернативных методов разрешения споров с ведущими зарубежными центрами медиации и арбитража, а также привлекать
к разрешению споров зарубежных медиаторов и арбитров;

б) освобождаются от представления отчетов в органы юстиции
о деятельности медиации, третейских судов и международных арбитражей;

в) должны иметь не менее пяти работников, включая руководителя с высшим образованием.

10. Министерству юстиции Республики Узбекистан (Давлетов Р., Икрамов М.):

а) проводить среди профессиональных медиаторов,
в третейских судах и международных арбитражах пропагандистскую работу о положительных аспектах образования Центров и осуществлять мониторинг деятельности в данном направлении на постоянной основе, ежеквартально вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан информацию о проводимой работе;

б) в двухмесячный срок исходя из передового зарубежного опыта:

разработать типовую программу учебных курсов по подготовке медиаторов;

совместно с Генеральной прокуратурой внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения о целесообразности внедрения института медиации в уголовный процесс.

11. Одобрить предложение Ташкентского государственного юридического университета и Центра повышения квалификации юристов об образовании под их учредительством Ташкентского центра медиации.

12. Министерству юстиции Республики Узбекистан (Давлетов Р., Икрамов М.) совместно с Ташкентским государственным юридическим университетом и Центром повышения квалификации юристов принять меры по организации деятельности Ташкентского центра медиации, в срок до 1 января 2021 года – по обеспечению Ташкентского центра медиации готовым зданием и оборудованием, исходя из опыта стран мира с развитым институтом медиации.

13. Агентству государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан совместно с хокимиятом города Ташкента:

с 1 июля 2020 года, в порядке эксперимента, выделить
в зданиях центров государственных услуг города Ташкента отдельные помещения для пользования конфликтующими гражданами услуг медиатора;

на основе положительных результатов эксперимента
в срок до 1 апреля 2021 года внести в Кабинет Министров обоснованные предложения о распространении данной практики на все здания центров государственных услуг.

14. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в месячный срок в установленном порядке включить в Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих профессиональное медиаторство в качестве профессии.

15. Высшему судейскому совету, Верховному суду совместно
с Министерством юстиции Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять необходимые меры по обеспечению размещения
в зданиях всех судов информации о профессиональных медиаторах
и судьях третейских судов, включенных в реестры профессиональных медиаторов и третейских судов.

16. Министерству юстиции Республики Узбекистан (Давлетов Р., Икрамов М.) на постоянной основе:

совместно с Верховным судом, Министерством иностранных дел и Фондом «Эл-юрт умиди» по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками при Агентстве развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан – организовывать изучение работниками, ответственными
за подготовку, переподготовку и повышение квалификации профессиональных медиаторов и третейских судей, передового опыта досудебного урегулирования споров в зарубежных государствах;

совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана – принимать меры по трансляции в средствах массовой информации и доведению до сведения населения и субъектов предпринимательства социальных роликов, передач и вещаний о преимуществах института медиации, третейских судов и международных арбитражей в разрешении споров.

17. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров обоснованные предложения о введении начиная
с 2021/2022 учебного года в соответствующих высших образовательных учреждениях специальностей магистратуры
по альтернативным направлениям разрешения споров для сферы медиации, третейских судов и международного арбитража на основе передового зарубежного опыта.

18. Министерству юстиции Республики Узбекистан
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения
об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих
из настоящего постановления.

19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и заместителя советника Президента Республики Узбекистан Ташходжаева У.Ш.

          Президент

Республики Узбекистан                    Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

17 июня 2020 года.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
О мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов альтернативного разрешения споров

Постановление Президента Республики Узбекистан

   Постановление

Президента Республики Узбекистан

В стране проводится последовательная работа по внедрению современных механизмов совершенствования диалога государственных органов с населением, обеспечению надежной защиты прав и свобод граждан, а также решению их проблем.

Вместе с тем современный этап реформ в данной сфере свидетельствует о необходимости создания единой системы досудебного рассмотрения споров в государственных органах, превращения медиации, третейских судов и международных арбитражей в эффективные альтернативные институты разрешения споров, заслуживающие доверия граждан и предпринимателей.

В целях совершенствования системы защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, расширения альтернативных возможностей разрешения споров, а также кардинального повышения роли института медиации, третейских судов и международных арбитражей в оптимизации объема работы
в судах:

1. Принять к сведению, что:

в соответствии с Экономическим процессуальным кодексом
и Гражданским процессуальным кодексом Республики Узбекистан судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет
у сторон возможность заключения мирового соглашения
или использования альтернативных методов разрешения спора
и разъясняет их правовые последствия;

создание альтернативных механизмов разрешения споров
в правовом обществе рассматривается в качестве эффективного средства восстановления нарушенных прав физических
и юридических лиц.

2. Согласиться с предложениями Министерства юстиции Республики Узбекистан, предусматривающими с 1 августа 2020 года в порядке эксперимента:

создание Апелляционных советов по досудебному урегулированию споров между физическими и юридическими лицами и государственными органами (далее – Апелляционный совет) при Государственном таможенном комитете, Государственном комитете по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Внебюджетном пенсионном фонде при Министерстве финансов Республики Узбекистан, а также хокимиятах Наманганской, Бухарской и Ташкентской областей;

установление порядка рассмотрения Апелляционным советом обращений о нарушении прав и свобод, а также охраняемых законом интересов физических и юридических лиц в результате незаконных действий (решений) либо бездействия государственных органов или должностных лиц.

Определить, что настоящий порядок не исключает права обращения физических и юридических лиц по таким делам непосредственно в другие уполномоченные государственные органы.

3. Определить основными задачами Апелляционного совета:

принятие мер по разрешению споров, возникающих между физическими и юридическими лицами и государственным органом, путем досудебного рассмотрения и принятия заключений;

принятие мер по организации в установленном порядке официального толкования норм законодательства в случае выявления разночтений или неправильной либо противоречивой практики их применения при рассмотрении обращений;

внесение предложений об устранении пробелов
в законодательстве, выявленных при рассмотрении обращений.

4. Установить, что:

состав Апелляционного совета утверждается решением руководителя соответствующего государственного органа
на два с половиной года;

состав Апелляционного совета может состоять из 7–11 членов;

в члены Апелляционного совета принимаются руководители
и работники структурных подразделений центрального аппарата государственных органов, имеющие практический опыт
и пользующиеся авторитетом, а также авторитетные граждане, имеющие большой практический опыт или научный потенциал
в данной сфере. При этом число членов Апелляционного совета,
не являющихся руководителями или работниками структурных подразделений центрального аппарата государственного органа,
не должно превышать одной пятой части общей численности членов Апелляционного совета;

Апелляционный совет по рассматриваемым вопросам принимает заключение, имеющее рекомендательный характер. Заключение, принятое Апелляционным советом, в трехдневный срок направляется руководителю государственного органа для рассмотрения, другим заинтересованным сторонам для сведения;

руководитель государственного органа или его заместитель, принявший заключение Апелляционного совета, может учесть
либо отклонить его в письменной обоснованной форме. При этом руководитель государственного органа или его заместитель
в трехдневный срок в письменной или электронной форме уведомляет Апелляционный совет и стороны о принятом решении.

5. Утвердить Положение об Апелляционном совете
по досудебному урегулированию споров между физическими
и юридическими лицами и государственными органами согласно приложению.

6. Министерству юстиции Республики Узбекистан (Давлетов Р., Икрамов М.):

вести мониторинг деятельности государственных органов,
при которых создаются Апелляционные советы в соответствующем направлении на постоянной основе, оказывать им практическое
и методическое содействие с целью обеспечения эффективного функционирования системы;

до 1 июля 2021 года на основе всестороннего анализа результатов эксперимента, проводимого в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления, внести в Кабинет Министров обоснованные предложения о целесообразности его распространения в дальнейшем и на другие государственные органы.

7. Установить, что разрешается создание и осуществление деятельности в качестве негосударственной некоммерческой организации:

Центра медиации, основанного на объединении профессиональных медиаторов, занимающихся альтернативными методами разрешения споров;

Центра разрешения споров альтернативными методами, основанного на объединении профессиональных медиаторов, третейских судов и международных арбитражей.

8. Определить основными задачами Центра медиации и Центра разрешения споров альтернативными методами (далее – Центры):

создание условий для внедрения процедур разрешения споров альтернативными методами в медиацию, деятельность третейских судов и международных арбитражей;

ведение производства на основе принципа невмешательства
в деятельность, связанную с рассмотрением дел в медиации, третейских судах и международных арбитражах;

организацию учебных курсов для подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере медиации, третейских судов
и международного арбитража. При этом подготовка медиаторов ведется на учебных курсах, не превышающих 72 часов, с выдачей сертификата слушателям, успешно окончившим данные курсы;

оказание содействия развитию и широкому распространению медиации и других методов альтернативного разрешения споров
с организацией семинаров, тренингов и конференций в данной сфере.

9. Установить, что Центры:

а) в целях организации обучения слушателей вправе:

привлекать квалифицированных педагогов высших образовательных учреждений, отечественных и зарубежных медиаторов, третейских судей и арбитров, а также квалифицированных специалистов министерств и ведомств
на договорной основе;

налаживать сотрудничество и обмениваться опытом в сфере альтернативных методов разрешения споров с ведущими зарубежными центрами медиации и арбитража, а также привлекать
к разрешению споров зарубежных медиаторов и арбитров;

б) освобождаются от представления отчетов в органы юстиции
о деятельности медиации, третейских судов и международных арбитражей;

в) должны иметь не менее пяти работников, включая руководителя с высшим образованием.

10. Министерству юстиции Республики Узбекистан (Давлетов Р., Икрамов М.):

а) проводить среди профессиональных медиаторов,
в третейских судах и международных арбитражах пропагандистскую работу о положительных аспектах образования Центров и осуществлять мониторинг деятельности в данном направлении на постоянной основе, ежеквартально вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан информацию о проводимой работе;

б) в двухмесячный срок исходя из передового зарубежного опыта:

разработать типовую программу учебных курсов по подготовке медиаторов;

совместно с Генеральной прокуратурой внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения о целесообразности внедрения института медиации в уголовный процесс.

11. Одобрить предложение Ташкентского государственного юридического университета и Центра повышения квалификации юристов об образовании под их учредительством Ташкентского центра медиации.

12. Министерству юстиции Республики Узбекистан (Давлетов Р., Икрамов М.) совместно с Ташкентским государственным юридическим университетом и Центром повышения квалификации юристов принять меры по организации деятельности Ташкентского центра медиации, в срок до 1 января 2021 года – по обеспечению Ташкентского центра медиации готовым зданием и оборудованием, исходя из опыта стран мира с развитым институтом медиации.

13. Агентству государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан совместно с хокимиятом города Ташкента:

с 1 июля 2020 года, в порядке эксперимента, выделить
в зданиях центров государственных услуг города Ташкента отдельные помещения для пользования конфликтующими гражданами услуг медиатора;

на основе положительных результатов эксперимента
в срок до 1 апреля 2021 года внести в Кабинет Министров обоснованные предложения о распространении данной практики на все здания центров государственных услуг.

14. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в месячный срок в установленном порядке включить в Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих профессиональное медиаторство в качестве профессии.

15. Высшему судейскому совету, Верховному суду совместно
с Министерством юстиции Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять необходимые меры по обеспечению размещения
в зданиях всех судов информации о профессиональных медиаторах
и судьях третейских судов, включенных в реестры профессиональных медиаторов и третейских судов.

16. Министерству юстиции Республики Узбекистан (Давлетов Р., Икрамов М.) на постоянной основе:

совместно с Верховным судом, Министерством иностранных дел и Фондом «Эл-юрт умиди» по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками при Агентстве развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан – организовывать изучение работниками, ответственными
за подготовку, переподготовку и повышение квалификации профессиональных медиаторов и третейских судей, передового опыта досудебного урегулирования споров в зарубежных государствах;

совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана – принимать меры по трансляции в средствах массовой информации и доведению до сведения населения и субъектов предпринимательства социальных роликов, передач и вещаний о преимуществах института медиации, третейских судов и международных арбитражей в разрешении споров.

17. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров обоснованные предложения о введении начиная
с 2021/2022 учебного года в соответствующих высших образовательных учреждениях специальностей магистратуры
по альтернативным направлениям разрешения споров для сферы медиации, третейских судов и международного арбитража на основе передового зарубежного опыта.

18. Министерству юстиции Республики Узбекистан
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения
об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих
из настоящего постановления.

19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и заместителя советника Президента Республики Узбекистан Ташходжаева У.Ш.

          Президент

Республики Узбекистан                    Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

17 июня 2020 года.