УзА Русский

24.05.2017 22:28:04 Версия для печати

О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики в сфере занятости и коренному повышению эффективности деятельности органов по труду

Указ Президента Республики Узбекистан

Отметить, что в результате последовательной реализации целенаправленных мер по реформированию и диверсификации экономики страны, модернизации и технологическому перевооружению ведущих отраслей за счет проведения активной инвестиционной политики, стимулированию ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства ежегодно создаются тысячи новых рабочих мест, что является важным условием решения актуальной проблемы – обеспечения занятости трудоспособного населения, прежде всего молодежи.

Вместе с тем в решении проблем занятости населения все еще используются устаревшие, малоэффективные формы и методы работы, не изжита практика искажения реальной ситуации на рынке труда, продолжают иметь место факты поверхностного подхода к такому важнейшему социальному вопросу, как трудоустройство выпускников высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений. Слабо используются механизмы эффективного взаимодействия и повышения ответственности органов исполнительной власти на местах, органов государственного и хозяйственного управления, образовательных учреждений, органов самоуправления граждан и широкой общественности в вопросах обеспечения занятости населения.

Несоответствие количества создаваемых стационарных новых рабочих мест реальным потребностям рынка труда приводит к нарушению его сбалансированности, высокому уровню безработицы в отдельных регионах республики, росту нелегальной трудовой миграции и неформальной занятости.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2017 года №ПП-2690 усилена персональная ответственность руководителей органов исполнительной власти на местах и территориальных органов экономического комплекса за обеспечение роста занятости населения, повышение результативности и эффективности проводимой работы по его трудоустройству, с введением соответствующих систем материального стимулирования и применением жестких мер дисциплинарного взыскания.

В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере занятости, повышения эффективности мер по трудоустройству незанятого трудоспособного населения, особенно молодежи, усиления защиты трудовых прав и охраны труда, кардинального усиления ответственности органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах за скоординированность и результативность проводимой работы по обеспечению занятости населения:

1. Преобразовать Министерство труда Республики Узбекистан в Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

2. Определить основными задачами и направлениями деятельности Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и его территориальных подразделений:

осуществление на основе тщательного анализа фактического состояния рынка труда в разрезе регионов страны комплекса целевых мер, направленных на обеспечение занятости населения путем разработки и координации реализации территориальных и отраслевых программ занятости населения, установления государственного заказа на создание новых рабочих мест и квот на трудоустройство социально уязвимых слоев населения;

обеспечение трудоустройства обратившихся в органы по труду безработных, привлечение населения к участию в общественных работах, в первую очередь в рамках реализации крупных инвестиционных проектов, осуществления строительства, ремонта и реконструкции объектов дорожной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, благоустройства городов и районов, сезонных сельскохозяйственных работ;

кардинальное совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, нуждающихся в трудоустройстве, особенно незанятой молодежи, лиц с ограниченными возможностями и безработных в соответствии с реальными потребностями экономики и рынка труда;

реализацию совместно с другими министерствами, ведомствами и органами хозяйственного управления мер по обеспечению трудоустройства выпускников высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений в соответствии с полученной ими специальностью;

разработку и реализацию соответствующих рыночным условиям нормативно-правовых актов в сфере регулирования рынка труда, занятости, трудовых отношений, охраны труда, профессиональных и трудовых стандартов, обеспечения соблюдения гендерного равенства, профессиональной подготовки и переподготовки незанятого населения, социальной защиты безработных и осуществление контроля за их исполнением;

активное внедрение передовых информационных технологий в процессы трудоустройства, включая создание и постоянное развитие Национальной базы вакансий;

создание современной инфраструктуры и конкурентной среды на рынке услуг по содействию занятости, формирование эффективных механизмов взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, образовательных учреждений, негосударственных организаций, органов самоуправления граждан и общественности по вопросам обеспечения занятости населения;

обеспечение контроля и надзора за соблюдением требований законодательства в области охраны труда и занятости, осуществление экспертизы условий труда, реализацию конкретных мер по дальнейшему совершенствованию трудовых отношений, механизмов материального стимулирования труда;

проведение широкой информационно-разъяснительной работы среди населения и работодателей по вопросам трудовых прав и охраны труда;

осуществление мониторинга за своевременной выплатой пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям и разработку индивидуальных программ по выводу семей из малообеспеченности путем оказания им содействия в обеспечении занятости и активизации частной предпринимательской деятельности трудоспособных членов семей.

3. Возложить на министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, а также его заместителей персональную ответственность за реализацию следующих задач и приоритетов:

обеспечение системной координации разработки и реализации территориальных и отраслевых программ занятости населения, развития эффективных форм занятости, формирования государственного заказа на создание рабочих мест с учетом потребностей рынка труда и отдельных социально-демографических групп населения;

содействие трудоустройству безработных, молодежи, прежде всего выпускников профессиональных колледжей, а также других социально уязвимых категорий населения путем организации и проведения специализированных ярмарок рабочих мест, повышения качества и доступности услуг, оказываемых органами по труду населению и работодателям;

стимулирование и содействие в реализации предпринимательских инициатив представителей молодежи, впервые входящих на рынок труда, желающих организовать собственный бизнес, создание в интересах незанятого населения, нуждающегося в трудоустройстве, эффективной системы профессиональной подготовки и переподготовки, с адекватным увеличением выделяемых на эти цели средств из Государственного фонда содействия занятости населения;

усиление адресности социальной защиты малообеспеченных семей, контроля за соблюдением установленного порядка назначения и выплаты пособий и материальной помощи, с принятием совместно с органами самоуправления граждан практических мер по вовлечению их в семейное предпринимательство и ремесленничество, а также поощрению развития различных форм самозанятости населения.

4. Установить, что:

Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан возглавляет министр, утверждаемый Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан и освобождаемый им от должности;

заместители министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан;

министр занятости и трудовых отношений Республики Каракалпакстан назначается и освобождается от должности Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан по согласованию с министром занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан;

начальники главных управлений занятости областей и города Ташкента назначаются и освобождаются от должности министром занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан по согласованию с хокимами областей и города Ташкента;

директора районных и городских центров содействия занятости населения назначаются и освобождаются от должности министром занятости и трудовых отношений Республики Каракалпакстан, начальниками главных управлений занятости областей и города Ташкента по согласованию с хокимами районов и городов и министром занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

5. Министерству занятости и трудовых отношений, Министерству внутренних дел, Министерству иностранных дел, Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан конкретные предложения по дальнейшему совершенствованию системы организации внешней трудовой миграции населения и деятельности Агентства по внешней трудовой миграции.

6. Одобрить предложения Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, Совета Федерации профсоюзов Узбекистана о:

снижении с 1 января 2018 года на 50 процентов установленной ставки единого социального платежа по доходам от оплаты труда впервые трудоустроенных выпускников профессиональных колледжей, академических лицеев и высших образовательных учреждений при условии, что со дня окончания ими образовательных учреждений прошло не более трех лет, в течение первого года после их трудоустройства, и на 25 процентов – в течение второго и третьего годов их работы, за исключением трудоустроенных лиц в бюджетных организациях, субъектах естественных монополий и организациях с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) более 50 процентов;

внедрении системы «Электронная трудовая книжка» по учету места работы и периодов уплаты взносов работниками по государственному социальному страхованию, предусмотрев прекращение с 1 января 2019 года выдачу впервые трудоустраиваемым работникам трудовых книжек в бумажном виде и поэтапную замену записей в трудовых книжках всех работников учетными записями о месте работы и периодах уплаты взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан на основе индивидуального номера налогоплательщика (ИНН) и номера индивидуального накопительного пенсионного счета (ИНПС) граждан;

постановке с 1 января 2018 года на учет в органах государственной налоговой службы в качестве налогоплательщиков всех учащихся профессиональных колледжей, академических лицеев, с присвоением им индивидуального номера налогоплательщика (ИНН) и выдачей электронной цифровой подписи (ЭЦП) без взимания платы;

предоставлении с 1 июня 2018 года права негосударственным организациям в установленном порядке оказывать на платной основе услуги в сфере трудоустройства граждан на территории Республики Узбекистан, а в случае осуществления деятельности по трудоустройству их за рубежом – на основании лицензии, выдаваемой в установленном порядке;

предоставлении разрешения микрофирмам, малым предприятиям и фермерским хозяйствам заключать с согласия работников трудовые договоры на определенный срок (срочные трудовые договоры), в том числе на временные разовые работы, кроме трудовых договоров, заключаемых с выпускниками высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, поступающих на работу впервые в течение трех лет со дня окончания соответствующего образовательного учреждения;

финансировании начиная с 1 января 2018 года за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан расходов на содержание районных (городских) центров содействия занятости населения, с направлением высвободившихся средств Государственного фонда содействия занятости Республики Узбекистан на реализацию мер по организации профессиональной подготовки, переподготовки и социальной защите безработных, укреплению материально-технической базы органов по труду;

внедрении в Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан прогрессивных форм организации работы, предусматривающих полномасштабный реинжиниринг всех оказываемых государственных услуг, прием на работу на основе конкурса, оказание государственных услуг по принципу «одно окно», расширение точек доступа к услугам органов по труду, оценку качества и эффективности труда работников с применением современных стимулирующих методов оплаты труда на основе ключевых показателей эффективности (КПЭ).

7. Образовать Фонд общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан со статусом юридического лица, определив его основной задачей финансирование участия временно незанятого населения в работах в рамках реализации крупных инвестиционных проектов, осуществления строительства, ремонта и реконструкции объектов дорожной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, проведения благоустройства городов и районов, сезонных сельскохозяйственных работ.

Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан совместно с Министерством финансов, Министерством экономики и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 сентября 2017 года разработать и внести в Кабинет Министров проект правительственного решения по организации деятельности Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, с утверждением его структуры и определением источников формирования средств Фонда, а также порядка их использования.

8. Министерству финансов, Центральному банку Республики Узбекистан совместно с Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством экономики Республики Узбекистан в двухмесячный срок на основе критического анализа эффективности деятельности АКБ «Микрокредитбанк» и в целом банковской системы в части вопросов предоставления финансовых ресурсов для развития малого предпринимательства, надомного труда, индивидуального и семейного предпринимательства, организации занятости на основе личных подсобных хозяйств, обеспечения доступности микрофинансовых услуг широким слоям населения, в первую очередь в сельской местности, разработать и внести в Кабинет Министров проект правительственного решения, предусматривающий:

утверждение Программы мер по расширению точек доступа, спектра и объемов микрофинансовых услуг для начинающих предпринимателей на 2017-2020 годы, включающей в себя мероприятия и механизмы, обеспечивающие усиление целевой направленности выделяемых коммерческими банками микрокредитов на создание новых рабочих мест в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства, первоочередное вовлечение членов малообеспеченных семей, особенно в городах, в активную экономическую деятельность, прежде всего в сферу индивидуального и семейного предпринимательства, надомного труда, а в сельской местности – также на основе личных подсобных хозяйств;

предложения по дополнительной капитализации АКБ «Микрокредитбанк», совершенствованию его структуры, системы управления и оптимизации размещения филиалов с разработкой критериев и показателей оценки эффективности деятельности банка, обеспечивающей кардинальное повышение его роли в вопросах занятости населения.

9. Кабинету Министров Республики Узбекистан в недельный срок в установленном порядке внести проект постановления Президента Республики Узбекистан по организации деятельности Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан с утверждением его структуры.

10. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

11. Признать утратившими силу пункты 3 и 4 Указа Президента Республики Узбекистан от 22 февраля 2016 года №УП-4782 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы социальной поддержки и медико-социальной помощи уязвимым слоям населения».

12. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.


Президент Республики Узбекистан                               Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 24 мая 2017 года


* * *

КОММЕНТАРИЙ

к Указу Президента Республики Узбекистан 
«О мерах по дальнейшему совершенствованию 
государственной политики в сфере занятости и коренному 
повышению эффективности деятельности органов по труду»

Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики в сфере занятости и коренному повышению эффективности деятельности органов по труду» направлен на внедрение новых подходов к реализации государственной политики в сфере занятости, развитие инфраструктуры рынка труда, в том числе на основе государственно-частного партнерства, осуществление эффективных мер по трудоустройству незанятого населения, особенно молодежи.

В результате последовательной реализации целенаправленных мер по реформированию и диверсификации экономики страны, модернизации и технологическому перевооружению ведущих отраслей за счет проведения активной инвестиционной политики, стимулированию ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства ежегодно создаются тысячи новых рабочих мест, что является важным условием решения актуальной проблемы – обеспечения занятости трудоспособного населения, прежде всего молодежи.

Вместе с тем в решении проблем занятости населения все еще используются устаревшие, малоэффективные формы и методы работы, не изжита практика искажения реальной ситуации на рынке труда, продолжают иметь место факты поверхностного подхода к такому важнейшему социальному вопросу, как трудоустройство выпускников высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений.

В соответствии с принятым Указом Министерство труда Республики Узбекистан преобразовано в Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

Указом определены основные задачи и направления деятельности Министерства занятости и трудовых отношений, включая разработку государственного заказа на создание новых рабочих мест, координацию реализации территориальных и отраслевых программ занятости населения, мер по обеспечению трудоустройства выпускников высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, проведение мониторинга за своевременной выплатой пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям и др.

На министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, а также его заместителей возложена персональная ответственность за реализацию возложенных на вновь создаваемое министерство задач и направлений деятельности, включая повышение качества и доступности услуг, оказываемых органами по труду населению и работодателям, содействие в реализации предпринимательских инициатив молодежи, впервые входящей на рынок труда, усиление адресности социальной защиты малообеспеченных семей, с принятием практических мер по вовлечению их в семейное предпринимательство и ремесленничество, а также поощрению развития различных форм самозанятости населения.

Важно отметить, что Указом предусматривается снижение с 1 января 2018 года на 50 процентов установленной ставки единого социального платежа по доходам от оплаты труда впервые трудоустроенных выпускников, со дня окончания которыми образовательных учреждений прошло не более трех лет, в течение первого года после их трудоустройства, и на 25 процентов – в течение второго и третьего годов их работы, за исключением трудоустроенных лиц в бюджетных организациях, организациях-монополистах и организациях с государственной долей в уставном фонде более 50 процентов. Указанная норма позволит повысить заинтересованность работодателей в трудоустройстве выпускников высших и средних специальных, образовательных учреждений, а также направить часть высвобождаемых средств от применения льгот на финансирование мероприятий по повышению профессиональной квалификации выпускников.

Наряду с этим в целях обеспечения постоянного мониторинга занятости выпускников предусматривается обязательное присвоение всем учащимся профессиональных колледжей и академических лицеев индивидуального номера налогоплательщика, что позволит на основе мониторинга выплат по отчислениям социального страхования оперативно выявлять незанятых выпускников и оказывать им эффективную и своевременную помощь в решении проблем занятости.

В целях расширения внедрения современных технологий в сфере трудоустройства населения в соответствии с передовой мировой практикой Указом предусматриваются меры по поэтапному, начиная с 2019 года, введению системы «электронной трудовой книжки», содержащей достоверные сведения о периодах трудовой деятельности работника, специального стажа и размерах отчисленных им взносов по государственному социальному страхованию, а также других сведений о профессиональной карьере работника.

Принятым Указом предусмотрен ряд мер по дальнейшему развитию рынка труда, совершенствованию трудового законодательства и стимулированию занятости, включая:

предоставление с 1 января 2018 года права негосударственным организациям оказывать на платной основе услуги в сфере трудоустройства граждан на территории республики, а в случае осуществления деятельности по трудоустройству их за рубежом – на основании лицензии, выдаваемой в установленном порядке;

предоставление разрешения микрофирмам, малым предприятиям и фермерским хозяйствам заключать с согласия работников трудовые договоры на определенный срок (срочные трудовые договоры), в том числе на временные разовые работы, кроме трудовых договоров, заключаемых с выпускниками высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, поступающих на работу впервые в течение трех лет со дня окончания соответствующего образовательного учреждения;

внедрение в Министерстве занятости и трудовых отношений прогрессивных форм организации работы, предусматривающих полномасштабный функциональный анализ и реинжиниринг всех оказываемых государственных услуг, прием на работу на основе конкурса, оказание государственных услуг по принципу «одно окно», расширение точек доступа к услугам органов по труду, оценку качества и эффективности труда работников с применением современных стимулирующих методов оплаты труда на основе ключевых показателей эффективности (KПЭ).

Важным нововведением принятого Указа является образование Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений со статусом юридического лица, с определением в качестве основных задач Фонда финансирование участия временно незанятого населения в работах в рамках реализации крупных инвестиционных проектов, осуществления строительства, ремонта и реконструкции объектов дорожной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, проведения благоустройства городов и районов, сезонных сельскохозяйственных работ.

В соответствии с Указом предусматривается разработка и утверждение Программы мер по расширению точек доступа, спектра и объемов микрофинансовых услуг для начинающих предпринимателей на 2017-2020 годы, обеспечивающей кардинальное повышение роли банковской системы республики в вопросах занятости населения. В частности, для расширения возможностей микрокредитования населения предусматривается повышение капитализации АКБ «Микрокредитбанк», при этом установлено, что министр занятости и трудовых отношений по должности является председателем наблюдательного совета АКБ «Микрокредитбанк».

Во исполнение вышеназванного Указа Президента Республики Узбекистан принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан».

В принятом документе утверждена новая усовершенствованная организационная структура Министерства занятости и трудовых отношений, структура центрального аппарата, территориальных управлений, районных и городских центров содействия занятости, с формированием современной вертикально-интегрированной схемы управления, обеспечивающей четкое распределение полномочий, функций и ответственности структурных подразделений за реализацию возложенных на министерство задач.

В целях обеспечения качественных и доступных услуг в сфере трудоустройства граждан вышеуказанным постановлением Президента Республики Узбекистан:

внедряется принципиально новая схема оказания услуг органами по труду по принципу «одно окно», предусматривающая оказание всего комплекса в любой точке доступа, в том числе в органах самоуправления граждан, с активным внедрением интернет-услуг в сферу трудоустройства и содействия занятости;

предусматривается проработать вопросы расширения сети филиалов Агентства по внешней трудовой миграции, обеспечивающих организованное трудоустройство граждан нашей страны за рубежом.

В соответствии с постановлением Министерство занятости и трудовых отношений будет ежемесячно публиковать на Портале открытых данных Республики Узбекистан, своем официальном сайте и в центральных средствах массовой информации сведения о состоянии рынка труда и занятости, в том числе о количестве граждан, обратившихся в органы по труду в поисках работы, получающих пособия по безработице, созданных рабочих местах, зарегистрированных вакансиях и другие значимые для населения, работодателей и инвесторов показатели.

Постановлением определены источники формирования и основные направления использования средств Государственного фонда содействия занятости, включая реализацию установленных законодательством гарантий по трудоустройству и материальной поддержке безработных, выпускников высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, финансирование расходов по предоставлению незанятому населению качественных услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и социальной защите, укреплению материально-технической базы органов по труду.

Особо следует отметить, что постановлением поручено Министерству занятости и трудовых отношений при разработке государственного заказа на создание рабочих мест определять перечень наиболее трудоизбыточных городов и районов республики. В свою очередь, Министерство экономики, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г.Ташкента при формировании и утверждении адресных списков инвестиционных проектов должны уделять приоритетное внимание созданию новых производственных мощностей в указанных трудоизбыточных городах и районах республики.

В этой связи постановлением утверждается перечень опорных профессиональных колледжей, осуществляющих профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации незанятого населения в трудоизбыточных районах, в свободное от основного образовательного процесса время, по специальностям и направлениям обучения, востребованным на рынке труда в соответствии с потребностями социально-экономического развития регионов.

В целях проведения широкой разъяснительной работы в средствах массовой информации постановлением предусматривается, что одним из важнейших направлений деятельности телерадиоканала “Mahalla” будет являться широкое и объективное освещение вопросов обеспечения занятости населения, привлечения граждан к частному предпринимательству и семейному бизнесу, рационального использования приусадебных участков и дехканских хозяйств, защиты трудовых прав и охраны труда.

Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан поручено обеспечить осуществление конкретных и действенных мер по проведению активной разъяснительной работы по вопросам занятости населения на телевидении и радио, в том числе на основе широкого использования эфирного времени «прайм тайм».

Важно отметить, что постановлением утверждена Программа комплексных мер по дальнейшему совершенствованию деятельности органов по труду и обеспечению занятости населения, предусматривающая меры по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере занятости и трудовых отношений, внедрению современных подходов к разработке программ занятости, механизмов обеспечения трудоустройства выпускников профессиональных колледжей, академических лицеев и вузов, новых интерактивных услуг, дальнейшее расширение сотрудничества с международными организациями и другие меры.

Реализация принятого Указа и постановления Президента Республики Узбекистан позволит:

во-первых, создать отвечающую современным требованиям организационную структуру органов по труду, способную последовательно и эффективно выполнять поставленные задачи, особенно усилить работу в таких важных направлениях, как развитие инфраструктуры рынка труда, формирование государственного заказа на создание новых рабочих мест, трудоустройство впервые выходящей на рынок труда молодежи и социально уязвимых категорий населения;

во-вторых, кардинально повысить качество оказываемых государственных услуг в сфере занятости путем проведения полномасштабного функционального анализа, реинжиниринга предоставляемых услуг, внедрения прогрессивных форм организации работы, включая применение стимулирующих методов оплаты труда на основе ключевых показателей эффективности (KПЭ);

в-третьих, усилить за счет Государственного фонда содействия занятости, Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений финансовое обеспечение реализации комплексных мер по обеспечению устойчивого и сбалансированного развития рынка труда, повышению уровня занятости населения и рациональному использованию трудовых ресурсов;

в-четвертых, создать необходимые условия по выводу семей из малообеспеченности путем разработки и реализации индивидуальных программ, включающих вовлечение членов малообеспеченных семей и других социально уязвимых категорий населения в сферу индивидуального и семейного предпринимательства, развития личных подсобных хозяйств на основе предоставления микрокредитов и обучающих услуг.