О мерах по дальнейшему развитию сферы туризма в Республике Узбекистан
Указ Президента Республики Узбекистан
Указ
Президента Республики Узбекистан
В целях повышения эффективности проводимых реформ в сфере туризма и кардинального увеличения въезжающих иностранных граждан в республику путем решения имеющихся проблем туристической инфраструктуры, повышения качества предоставляемых услуг и активного продвижения национального туристского продукта на мировых рынках, усиления кадрового потенциала туристской отрасли, а также в соответствии с основными направлениями Концепции развития сферы туризма в Республике Узбекистан в 2019-2025 годах:
1. Одобрить предложения Министерства транспорта и Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма о введении с 1 октября 2019 года согласно международным правовым нормам режима «Открытое небо» в международных аэропортах «Карши», «Нукус» и «Термез» с применением «пятой свободы воздуха», а также «Бухара» с применением «пятой свободы воздуха» при перевозке граждан иностранных государств.
Министерству транспорта совместно с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан в двухмесячный срок обеспечить информирование авиационных властей иностранных государств и зарубежных авиаперевозчиков, в том числе по дипломатическим каналам, о перечне международных аэропортов Узбекистана, в которых вводится режим «Открытое небо».
2. Установить порядок, в соответствии с которым:
а) с 1 января 2020 года:
часть затрат субъектов туристской деятельности или авиаперевозчиков по организации чартерных рейсов из зарубежных стран в Узбекистан компенсируется в равных долях за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и внебюджетного Фонда поддержки туристской сферы при Государственном комитете по развитию туризма в размере 20 долларов США, а в период зимнего сезона (с 20 ноября по 20 февраля) в размере 50 долларов США за каждого иностранного туриста при условии продолжительности его пребывания на территории республики не менее пяти ночевок;
часть затрат («rebate») зарубежных кинокомпаний при создании аудиовизуальной продукции (кино-, теле- и видеофильмов, клипов, мультфильмов, аниме) на территории Республики Узбекистан компенсируется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан в размере до 20 процентов от затрат, произведенных на территории Республики Узбекистан, но не более 300 тысяч долларов США за единицу продукции;
за счет средств внебюджетного Фонда поддержки туристской сферы при Государственном комитете по развитию туризма выделяются гранты для съемок художественных полнометражных, художественных короткометражных, документально-хроникальных фильмов об исторических и легендарных личностях Узбекистана в размере 30 процентов от стоимости проекта, но не более 3 миллиардов сумов;
часть затрат субъектов предпринимательства на организацию в регионах республики (за исключением города Ташкента) тематических пунктов питания, специализирующихся на зарубежной кухне или отдельном направлении, а также залов «караоке» и других туристских развлекательных учреждений компенсируется за счет средств внебюджетного Фонда поддержки туристской сферы при Государственном комитете по развитию туризма в размере 10 миллионов сумов на каждый проект;
вводится ограничение на въезд крупногабаритных автотранспортных средств массой свыше 5 тонн на территорию объектов материального культурного наследия по перечню, утверждаемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
на территории объектов культурного наследия, внесенных в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, и памятников истории или культуры, взятых под охрану государства, реализуется сувенирная продукция исключительно отечественного производства;
б) с 1 ноября 2019 года Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма:
формирует перечень сходов граждан (поселков, кишлаков, аулов, а также махаллей городов, поселков, кишлаков и аулов), обладающих наибольшим туристским потенциалом;
при создании на территории таких сходов граждан не менее 20 семейных гостевых домов и оказании не менее пяти видов услуг для туристов (за исключением услуг по проживанию и/или питанию) присваивает им статус «Туристская махалля», «Туристский кишлак» или «Туристский аул»;
в) с 2020 года сходы граждан, которым присвоен статус «Туристская махалля», «Туристский кишлак» или «Туристский аул», приоритетно включаются в государственные программы «Обод кишлок» и «Обод махалла»;
г) АО «Uzbekistan Airports» предоставляется право по предложениям международных аэропортов республики:
определять и устанавливать ставки и сборы за услуги, оказываемые аэропортом (за исключением услуг, оказываемых для авиакомпаний–резидентов Республики Узбекистан);
расширять и модернизировать инфраструктуру, необходимую для хранения авиационного топлива и горюче-смазочных материалов аэропорта;
заключать на конкурсной основе договоры с местными или иностранными юридическими лицами на поставку авиационного топлива и горюче-смазочных материалов, а также договоры на их реализацию местным или иностранным авиакомпаниям, осуществляющим рейсы в международные аэропорты страны, в том числе транзитные.
3. Согласиться с предложениями Координационного совета по развитию туризма (далее – Координационный совет), образованного постановлением Президента Республики Узбекистан от 16 августа 2017 года № ПП-3217, о предоставлении Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма следующих полномочий:
внесение в Координационный совет предложений по организации территорий развития объектов туристской инфраструктуры в регионах на основе изучения на местах потенциальных территорий;
организацию планирования и проектирования на потенциальных территориях для размещения объектов туристской инфраструктуры;
проведение переговоров с инвесторами по привлечению инвестиций в сферу туризма, подписание с инвесторами инвестиционных соглашений и контрактов, а также инициирование вопроса предоставления им земельных участков через электронную торговую площадку «E-IJRO AUKSION» в установленном порядке с принятием инвесторами обязательств по реализации проекта.
4. Установить с 1 января 2020 года безвизовый режим сроком на 30 дней со дня въезда на территорию Республики Узбекистан для граждан стран согласно приложению № 1.
5. Согласиться с предложениями Государственного комитета по развитию туризма и Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан о создании туристского транспортного коридора «Туристская магистраль Узбекистана» от города Ханабада Андижанской области до города Муйнака Республики Каракалпакстан с ответвлением до города Термеза Сурхандарьинской области, предусматривающего развитие придорожной инфраструктуры и организацию туристских услуг вдоль автомагистральных дорог.
6. Образовать Рабочую группу по изучению состояния автомагистральных дорог и придорожной инфраструктуры вдоль туристского транспортного коридора «Туристская магистраль Узбекистана» (далее – Рабочая группа) в составе согласно приложению № 2 с предоставлением полномочий по:
выявлению участков дорог, подлежащих капитальному и текущему ремонту, а также определению месторасположения создаваемых объектов придорожной инфраструктуры;
содействию предпринимателям в прохождении разрешительных процедур для организации предпринимательской деятельности, связанной с развитием придорожной инфраструктуры (отводе земельных участков, получении разрешений на строительство);
контролю за исполнением соответствующими государственными органами поручений по решению проблемных вопросов, входящих в их компетенцию (установке дорожных указателей, строительстве санитарно-гигиенических узлов и других).
7. Определить, что за счет средств внебюджетного Фонда поддержки туристской сферы при Государственном комитете по развитию туризма инициаторам проектов выделяются гранты на реализацию инновационных бизнес-идей и стартапов для туризма в размере 30 процентов от стоимости проекта, но не более 100 миллионов сумов.
Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма в месячный срок утвердить перечень рекомендуемых к реализации инновационных бизнес-идей и стартапов для туризма.
8. Утвердить «Дорожную карту» по созданию благоприятных условий для развития туристского потенциала Республики Узбекистан согласно приложению № 3.
9. Освободить сроком до 1 января 2023 года:
а) юридические лица, оказывающие туристские услуги по организации кемпингов и сафари-туризма в труднодоступных отдаленных местностях (не менее 10 километров от населенных пунктов или 5 километров от автомобильных дорог с твердым покрытием), от уплаты налога на прибыль, земельного налога и налога на имущество, а также единого налогового платежа по данному виду деятельности при условии создания автономной инфраструктуры;
б) юридические лица, их проектные организации, генеральные подрядные и субподрядные организации в рамках реализации проекта по созданию соответствующих мировым стандартам и включающих необходимую культурно-развлекательную инфраструктуру гольф-комплексов от уплаты:
налога на прибыль, земельного налога и налога на имущество;
единого социального платежа – с фонда оплаты труда иностранных специалистов, привлекаемых для реализации проекта;
таможенных пошлин и акцизного налога при ввозе товаров, необходимых для реализации проекта, в том числе в таможенном режиме «временный ввоз»;
в) юридические лица, осуществляющие строительство и (или) организацию деятельности современных санитарно-гигиенических узлов по типовым проектам, от уплаты налога на прибыль, земельного налога и налога на имущество, а также единого налогового платежа по данному виду деятельности;
г) ввозимое на территорию Республики Узбекистан оборудование для строительства канатных дорог и аттракционов «банджи-джампинг», «зиплайн», управляемые (дирижабль, воздушный шар) и неуправляемые (свободного полета) аэростаты, гондолы, оборудование для «рафтинга» и «флайбординга», а также «buggy car», фаэтоны, наземные транспортные средства, преобразованные под средства размещения для ночлега (дома на колесах) или в кафе-фургоны («фудтрак»), от таможенных пошлин и акцизного налога.
10. Принять к сведению, что Государственным комитетом Республики Узбекистан по развитию туризма разработаны проекты по развитию специальных туристских зон в Джизакской, Наманганской и Сурхандарьинской областях.
Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма, Министерству инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан совместно с хокимиятами Джизакской, Наманганской, Сурхандарьинской и других областей в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан детальный план развития туристских зон и привлечения инвестиций.
Контроль за своевременной и качественной реализацией инвестиционных проектов в туристских зонах:
«Зомин» возложить на министра инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан Умурзакова С.У.;
«Нанай» – на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж.;
«Байсун» – на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.
11. Создать в пределах установленной общей штатной численности управленческого персонала в структуре центрального аппарата Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма Управление по развитию туристских зон и кластеров со штатной численностью 15 единиц, состоящее из архитекторов, картографов, градостроителей и инженеров-строителей, с возложением на него задач по организации работ по планированию и проектированию размещения объектов туристской инфраструктуры.
12. Согласиться с предложениями Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма о:
учреждении нагрудного знака «За вклад в развитие сферы туризма», вручаемого представителям общественных структур и соотечественникам за рубежом, внесшим достойный вклад в развитие и популяризацию сферы туризма в стране, по результатам оценки их деятельности соответствующими негосударственными некоммерческими организациями;
создании на базе ГУП «Учебно-консалтинговый центр туризма» Института развития туризма при Государственном комитете Республики Узбекистан по развитию туризма (далее – Институт).
13. Определить основными направлениями деятельности Института:
осуществление научно-исследовательской деятельности в сфере туризма, координацию научных исследований и научно-прикладных разработок в данной сфере, выявление системных проблем и разработку предложений по их решению;
разработку и внедрение новых образовательных программ и форм обучения, направленных на совершенствование системы подготовки кадров для туристской отрасли;
организацию переподготовки и повышения квалификации работников сферы туризма с привлечением зарубежных специалистов и преподавателей;
научно-методическую координацию деятельности образовательных учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для туристской отрасли, поддержку деятельности консалтинговых и учебных центров;
выдачу квалификационного сертификата гидам, экскурсоводам и инструкторам-проводникам на основе единой системы тестирования.
14. Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма в двухмесячный срок разработать и утвердить:
Устав Института с обеспечением его государственной регистрации;
структуру и штатное расписание Института.
Определить источниками финансирования деятельности Института средства внебюджетного Фонда поддержки туристской сферы при Государственном комитете по развитию туризма и других источников, не запрещенных законодательством.
Приравнять уровень оплаты труда работников Института к работникам Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма.
Разместить Институт по адресу: город Ташкент, Мирзо- Улугбекский район, улица Буюк Ипак йули, дом 115а.
15. Установить персональную ответственность председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента за отвод субъектам предпринимательства земельных участков для строительства современных санитарно-гигиенических узлов по типовым проектам в размере 80–100 квадратных метров в течение 5 рабочих дней с момента поступления ходатайства Государственного комитета по развитию туризма без выставления на электронном аукционе.
16. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок:
разработать и утвердить инвестиционные проекты по ускоренной реконструкции объектов электро-, газо-, водоснабжения и канализации, а также автомобильных дорог в Ахангаранском, Бостанлыкском и Паркентском районах Ташкентской области, Зааминском районе Джизакской области с последующим их включением в Инвестиционную программу Республики Узбекистан на 2020–2022 годы;
принять меры по направлению средств, выделяемых в рамках государственных программ «Обод кишлок» и «Обод махалла», на приоритетной основе на благоустройство сходов граждан со статусом «Туристская махалля», «Туристский кишлак» или «Туристский аул», в том числе на ремонт внутренних автомобильных дорог, обеспечение стабильной работы системы электро-, газо-, водоснабжения, канализации, установку дополнительных базовых станций для улучшения мобильной связи и интернета.
17. Министерству транспорта Республики Узбекистан:
а) совместно с АО «Uzbekistan Airports», хокимиятами Бухарской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской областей и Советом Министров Республики Каракалпакстан обеспечить реконструкцию взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, командно-диспетчерских пунктов, аэронавигационного оборудования и стационарных наземных узлов связи в международных аэропортах Узбекистана, в которых вводится режим «Открытое небо»;
б) совместно с Министерством иностранных дел, Министерством инвестиций и внешней торговли и Государственным комитетом Республики Узбекистан по развитию туризма в течение 2020–2022 годов принять меры по поэтапному налаживанию авиарейсов с городами зарубежных стран, перспективными для привлечения национальных и зарубежных авиакомпаний, согласно приложению № 4;
в) в срок до 1 января 2020 года обеспечить инвентаризацию и пересмотр межправительственных соглашений Республики Узбекистан о воздушном сообщении в целях расширения сотрудничества и увеличения географии полетов;
г) в срок до 1 января 2020 года разработать программу поэтапной модернизации радиотехнического оборудования и увеличения объема предоставляемых аэронавигационных услуг;
д) совместно с АО «Uzbekistan Airways», АО «Uzbekistan Airports» и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок разработать устойчивую бизнес-модель развития АО «Uzbekistan Airways» и АО «Uzbekistan Airports», предусматривающую:
внедрение международного опыта оптимизации стоимости авиаперевозок путем использования невозвратных и безбагажных тарифов;
программу строительства, реконструкции, расширения и модернизации аэропортовой инфраструктуры;
увеличение объема предоставляемых услуг по техническому обслуживанию воздушных судов с привлечением ведущих зарубежных компаний-производителей воздушных судов;
меры по обеспечению бесперебойности поставок авиационного топлива и горюче-смазочных материалов;
расширение возможностей онлайн-продажи авиабилетов и внедрение системы оформления электронных грузовых авианакладных;
развитие авиаперевозок по периферийным направлениям внутри Республики Узбекистан, в том числе за счет эксплуатации ближне- и среднемагистральных воздушных судов;
практическое внедрение механизма субсидирования авиаперевозчиков при выполнении нерентабельных рейсов внутри республики;
е) совместно с Министерством финансов и Антимонопольным комитетом Республики Узбекистан в месячный срок утвердить методику расчета дифференцированных ставок и сборов за услуги, оказываемые аэропортами, и принять меры по пересмотру ставок и сборов за оказываемые услуги в разрезе каждого аэропорта республики;
ж) совместно с Министерством обороны, Министерством строительства и Государственным комитетом Республики Узбекистан по развитию туризма в трехмесячный срок принять меры по внедрению порядка предоставления юридическими лицами авиационных услуг с использованием вертолетной техники на основе инвентаризации нормативно-правовой базы в сфере перевозки пассажиров на вертолетах, пролета территории, а также проектирования и строительства вертолетных площадок;
з) совместно с АО «Узбекистон темир йуллари» в срок до 1 сентября 2019 года принять меры по запуску и функционированию прозрачной системы онлайн-продажи билетов «E-ticket», в том числе предусматривающей возможность оформления групповых проездных документов юридическими лицами через личный кабинет, а также отслеживания наличия билетов и их онлайн-бронирования через мобильные приложения;
и) совместно с АО «Узбекистон темир йуллари» в срок до 1 декабря 2019 года разработать план по обеспечению транспортных связок (автобусного и железнодорожного сообщения) между городами страны и сопредельных государств для создания удобной логистики пассажирам международных аэропортов;
к) совместно со Службой государственной безопасности Республики Узбекистан в срок до 1 декабря 2019 года разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Положения о порядке предоставления международными перевозчиками подразделениям Пограничных войск Службы государственной безопасности Республики Узбекистан предварительной информации о пассажирах.
18. Министерству экономики и промышленности совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан в двухмесячный срок обеспечить включение в Инвестиционную программу Республики Узбекистан на 2020–2022 годы инвестиционных предложений, предусмотренных в приложении № 5 к настоящему Указу.
19. Центральному банку Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять меры по интеграции национальной платежной системы с международными платежными системами для создания иностранным туристам возможности осуществлять платежи на территории республики с помощью международных платежных карт.
20. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан в месячный срок пересмотреть нормативно-правовые акты по оформлению въездных и выездных виз иностранным гражданам, лицам без гражданства в Республику Узбекистан, предусмотрев упрощение процедуры оформления виз, оптимизацию сроков рассмотрения заявлений и сокращение излишних документов, а также внедрение электронного документооборота.
21. Службе государственной безопасности Республики Узбекистан в срок до 1 января 2020 года обеспечить учет регистрации туристов, а также контроль за их пребыванием на территории республики и своевременностью выезда из страны с возможностью проверки регистрации. За счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан разработать соответствующее программное обеспечение.
22. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан обеспечить строгий контроль за недопущением проведения работ по благоустройству и строительных работ на территории объектов материального культурного наследия, внесенных в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, за исключением случаев согласования вопроса с Национальной комиссией Республики Узбекистан по делам ЮНЕСКО.
23. Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма:
а) на постоянной основе организовывать подготовку и обучение местного населения сходов граждан со статусом «Туристская махалля», «Туристский кишлак» или «Туристский аул» по оказанию качественных услуг туристам;
б) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Положения о порядке присвоения сходу граждан статуса «Туристская махалля», «Туристский кишлак» или «Туристский аул»;
в) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию механизма взимания туристского сбора, предусматривающие:
внедрение порядка оплаты туристского сбора в зависимости от вида транспорта при въезде иностранных граждан и лиц без гражданства в страну;
расширение способов оплаты туристского сбора с внедрением механизмов оплаты сбора туристами самостоятельно через филиалы коммерческих банков, информационные туристские центры и электронные информационные системы;
г) совместно с Министерством транспорта, Министерством финансов в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан Положение о порядке выделения средств для компенсации затрат субъектов предпринимательства;
д) совместно с Министерством финансов, Национальным агентством «Узбеккино» в трехмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан Положение о порядке компенсации зарубежным кинокомпаниям части затрат («rebate») при создании аудиовизуальной продукции на территории Республики Узбекистан;
е) совместно с Национальным агентством «Узбеккино» и Союзом молодежи Узбекистана обеспечить ежегодное выделение средств Национальной кинокомиссии Узбекистана для:
реализации задач по оказанию на безвозмездной основе организационного и производственно-технического содействия зарубежным кинокомпаниям за счет средств внебюджетного Фонда поддержки туристской сферы при Государственном комитете по развитию туризма;
покрытия расходов, связанных с организацией национальных павильонов на международных киномероприятиях и ежегодным проведением международной выставки отечественных кинолокаций «LocationEXPOuz» в рамках Международного кинофестиваля «PROlogue», с целью продвижения отечественной кинематографии, кинолокации, кинотуризма и системы «rebate» за счет средств Фонда развития национальной кинематографии при Национальном агентстве «Узбеккино», Союза молодежи Узбекистана и других источников, не запрещенных законодательством;
ж) в месячный срок разработать и утвердить Положение о порядке выдачи грантов за счет средств внебюджетного Фонда поддержки туристской сферы при Государственном комитете по развитию туризма;
з) совместно с Ассоциацией частных туристских организаций
на постоянной основе обеспечивать изучение и продвижение уникального туристского потенциала регионов страны и потенциальных объектов туристского показа для дальнейшего формирования туристскими операторами различных туристских маршрутов.
24. Утвердить план подробных практических мероприятий по реализации настоящего Указа согласно приложению № 6.
Государственному комитету по развитию туризма обеспечить внесение каждые 15 дней в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров Республики Узбекистан информации о ходе исполнения настоящего Указа.
25. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 7.
26. Государственному комитету по развитию туризма совместно с Министерством транспорта и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
27. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Национальному информационному агентству Узбекистана организовать в средствах массовой информации публикации и тематические передачи по разъяснению целей и задач настоящего Указа.
28. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А.А.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ