Постановление Президента Республики Узбекистан
Постановление
Президента Республики Узбекистан
Высокая инвестиционная и внешнеторговая активность оказала стимулирующее влияние на рост объемов производства промышленной продукции в 1,24 раза, строительства – в 1,44 раза, а их доля в структуре валового внутреннего продукта выросла с 24,1 до 33,2 процента.
Вместе с тем глобальная коронавирусная пандемия продолжает оказывать ограничительное воздействие на производственную активность предприятий в ряде отраслей и секторов экономики вследствие нарушения кооперационных связей, сокращения спроса на продукцию и рынков их сбыта.
В целях дополнительной поддержки отечественных производителей в увеличении объемов и номенклатуры отечественной промышленной продукции, углублении межотраслевой кооперации и развитии цепочек добавленной стоимости, а также создания условий для развития конкурентной среды и расширения участия отечественных производителей в системе государственных закупок:
1. Согласиться с предложением Кабинета Министров об установлении порядка, согласно которому:
а) с 1 ноября 2020 года:
для юридических лиц с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более, а также юридических лиц, в уставном фонде (капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более (далее – корпоративные заказчики), вводится порядок, в соответствии с которым целесообразность закупки импортных товаров (работ, услуг) на сумму свыше 50 тысяч базовых расчетных величин подлежит обязательному рассмотрению наблюдательными советами (общими собраниями учредителей) с утверждением перечня на ежеквартальной основе;
по продукции, не включенной в Перечень товаров иностранного происхождения, а также работ (услуг), выполняемых иностранными лицами, в отношении которых вводятся временные запрет и ограничения в допуске к государственным закупкам, в соответствии с международной практикой при оценке предложений участников тендера (конкурса) товарам местного производства предоставляется преференция в размере не более 15 процентов от цены CIP (Узбекистан) на импортируемые товары;
в состав закупочных комиссий по государственным закупкам, осуществляемым территориальными бюджетными заказчиками, в обязательном порядке включаются помощники председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента по вопросам локализации производства и расширения кооперационных связей в промышленности;
б) с 1 января 2021 года отменяются отдельные порядки закупок товаров (работ, услуг) для хозяйственных обществ и предприятий стратегического значения.
Кабинету Министров в срок до 1 января 2021 года обеспечить внедрение в хозяйственных обществах и на предприятиях стратегического значения внутренних правил проведения закупок товаров (работ, услуг) в соответствии с требованиями законодательства о государственных закупках и современных принципов корпоративного управления.
2. Определить, что:
а) Перечень товаров иностранного происхождения, а также работ (услуг), выполняемых иностранными лицами, в отношении которых вводятся временные запрет и ограничения в допуске к государственным закупкам, формируется и утверждается Кабинетом Министров на основе:
совместных предложений Министерства экономического развития и сокращения бедности, Министерства инвестиций и внешней торговли, Министерства финансов и Торгово-промышленной палаты, согласованных с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента;
данных о товарах (работах, услугах) и их производителях, размещаемых на электронном кооперационном портале Министерства экономического развития и сокращения бедности (далее – Портал cooperation.uz) и обладающих соответствующими сертификатами;
б) положения подпункта «а» пункта 1 настоящего постановления не распространяются на закупочные процедуры и контракты:
финансируемые за счет средств международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций;
заключаемые в соответствии с отдельными решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, которыми установлен иной порядок закупок товаров (работ, услуг);
осуществляемые в целях обеспечения обороноспособности, безопасности и поддержания внутреннего порядка, а также связанные с государственными секретами.
3. Министерству экономического развития и сокращения бедности, Министерству инвестиций и внешней торговли, Министерству финансов и Торгово-промышленной палате в срок до 1 октября 2020 года на основе детального изучения производимой в республике продукции внести в Кабинет Министров на утверждение Перечень товаров иностранного происхождения, а также работ (услуг), выполняемых иностранными лицами, в отношении которых вводятся временные запрет и ограничения в допуске к государственным закупкам.
4. Ввести с 1 октября 2020 года порядок, в соответствии с которым:
руководители бюджетных и корпоративных заказчиков при формировании перечня товаров (работ, услуг), предусматриваемых к закупу, в обязательном порядке изучают возможность их приобретения у местных производителей, зарегистрированных на Портале cooperation.uz;
руководители предприятий – корпоративных заказчиков обосновывают наблюдательным советам (общим собраниям учредителей) целесообразность осуществления корпоративных закупок товаров (работ, услуг) по импорту в случае отсутствия возможности закупки у местных производителей (по техническим параметрам, объемам и срокам производства);
представители государства в наблюдательных советах (общих собраниях учредителей) предприятий обеспечивают рассмотрение на заседаниях органов управления вопросов обоснованности предлагаемых к закупу по импорту товаров (работ, услуг) на сумму свыше 50 тысяч базовых расчетных величин, при этом проводят анализ складских остатков импортных товаров в производственных запасах с принятием мер по их вовлечению в деятельность предприятия;
Агентство по управлению государственными активами на ежеквартальной основе проводит анализ соблюдения представителями государства в наблюдательных советах (общих собраниях учредителей) требований настоящего постановления, по результатам которого вносит предложения в Кабинет Министров;
министерства и ведомства – распорядители бюджетных средств обеспечивают осуществление в подведомственных организациях мер по оптимизации импортных закупок, а также организацию системного контроля за эффективным и целевым использованием выделяемых средств в рамках государственных закупок;
Министерство инвестиций и внешней торговли на ежемесячной основе проводит анализ объема и номенклатуры завозимых по импорту товаров (работ, услуг), а также оценку результативности принимаемых руководителями отраслей, предприятий и регионов мер по оптимизации импорта и, по результатам, вносит их в Кабинет Министров;
Министерство экономического развития и сокращения бедности на ежеквартальной основе разрабатывает в разрезе отраслей промышленности и регионов предложения по развитию цепочек добавленной стоимости по востребованной на внутреннем рынке продукции и вносит их в Кабинет Министров;
Центральный банк обеспечивает предоставление коммерческими банками на ежемесячной основе в Счетную палату и Кабинет Министров данных о валютных операциях, осуществленных корпоративными заказчиками в пользу компаний, зарегистрированных на территории оффшорных юрисдикций;
Министерство финансов при согласовании смет расходов бюджетных организаций на предстоящий период контролирует формирование расходов, в том числе путем определения стоимости товаров исходя из данных Портала cooperation.uz;
Счетная палата на ежеквартальной основе проводит анализ целевого и эффективного использования средств государственного бюджета, внебюджетных фондов, а также собственных и привлеченных средств корпоративных заказчиков при осуществлении импортных закупок;
помощники председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента по вопросам локализации производства и расширения кооперационных связей в промышленности на основе статистических сведений об объемах и номенклатуре импорта товаров в республику принимают меры по развитию в регионах производства востребованной продукции, а также обеспечивают полноценное размещение производимой в соответствующих регионах продукции на Портале cooperation.uz;
Кабинет Министров ежемесячно рассматривает в разрезе своих комплексов результативность мер по оптимизации закупок, развитию цепочек добавленной стоимости и расширению кооперации между отечественными производителями, принимаемых руководителями органов государственного и хозяйственного управления – государственных заказчиков и представителями государства в органах управления предприятий.
5. Кабинету Министров в месячный срок:
внести в Олий Мажлис проект Закона «О государственных закупках» (в новой редакции), предусмотрев в нем нормы по отмене понятия «стратегический субъект государственных закупок», применению запрета и ограничений в допуске к государственным закупкам товаров (работ, услуг) иностранного происхождения, расширению способов государственных закупок и повышению их прозрачности, в том числе путем публикации в открытом доступе результатов тендерных (конкурсных) торгов, а также усилению ответственности государственных заказчиков и наблюдательных советов за нарушение законодательства о государственных закупках;
утвердить Положение о порядке формирования Перечня товаров иностранного происхождения, а также работ (услуг), выполняемых иностранными лицами, в отношении которых вводятся временные запрет и ограничения в допуске к государственным закупкам;
утвердить Положение о порядке предоставления преференции товарам (работам, услугам) местного производства при государственных закупках.
6. Утвердить График проведения аудита системы закупок субъектами государственных закупок согласно приложению с привлечением международных аудиторских компаний.
Счетной палате совместно с Министерством финансов обеспечить взаимодействие с международными аудиторскими компаниями при проведении аудита импортных поставок в соответствии с утвержденным графиком и внесение в Кабинет Министров предложений по результатам аудита.
7. Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством финансов, Государственным комитетом по статистике и Государственным таможенным комитетом в срок до 1 ноября 2020 года обеспечить:
размещение и последующее постоянное обновление на Портале cooperation.uz технических параметров всех производимых в республике товаров (работ, услуг) с 10-значными кодами ТН ВЭД и контактными данными производителей;
интеграцию Портала cooperation.uz с Единой электронной информационной системой внешнеторговых операций (ЕЭИСВО) и Специальным электронным порталом государственных закупок (xarid.uz).
8. Государственному таможенному комитету:
усилить мониторинг за ценами импортных товаров, поставляемых в рамках государственных закупок, с использованием методов «риск-анализа», а также на основе данных «зеркальной статистики» с ежемесячным представлением в Кабинет Министров, Счетную палату и Министерство финансов информации о фактах существенного искажения;
на ежемесячной основе представлять в Кабинет Министров и Агентство по управлению государственными активами, а также публиковать на своем официальном сайте сведения о номенклатуре и объемах товаров на таможенных складах со сроком хранения, превышающим три месяца, в разрезе государственных заказчиков;
обеспечить эффективное выполнение возложенных функций и задач по недопущению завоза товаров по заниженным ценам.
9. Агентству «Узстандарт»:
в двухмесячный срок внедрить информационную систему о производстве и ввозе некачественной, несертифицированной и поддельной продукции, в том числе продукции, включенной в информационные системы быстрого оповещения опасной продукции в ЕС и ЕАЭС, запрещенной для ввоза в страны ЕС и ЕАЭС;
совместно с Государственным таможенным комитетом ввести с 1 января 2021 года запрет на оформление в таможенный режим «выпуск для свободного обращения» продукции, включенной в информационную систему быстрого оповещения опасной продукции зарубежных стран;
в срок до 1 января 2021 года обеспечить отмену с использованием метода «регуляторной гильотины» 5 236 стандартов, утвержденных до 1995 года, с принятием международных, межрегиональных и зарубежных стандартов в идентичном виде без изменений требований на продукцию на языке оригинала;
направлять информацию органам сертификации о продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, стандартов и норм страны-производителя, с установлением государственного контроля за недопущением обращения данной продукции на внутреннем рынке;
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по усилению контроля за соблюдением импортерами и производителями действующих стандартов, технических регламентов и требований к качеству выпускаемой продукции с использованием методов «риск-анализа», а также повышению их ответственности за импорт, производство и реализацию товаров, не отвечающих соответствующим требованиям.
10. Правительственной комиссии по вопросам развития экспорта и инвестиций:
совместно с наблюдательными советами акционерных обществ и компаний, доля государства в уставном фонде которых составляет 50 процентов и более, в месячный срок провести инвентаризацию инвестиционных проектов на предмет их приостановления или отмены при отсутствии подтвержденных источников финансирования и социально-экономической целесообразности;
в двухмесячный срок изучить действующие долгосрочные импортные контракты, заключенные корпоративными заказчиками, на предмет возможного снижения цен в условиях коронавирусной пандемии или изменения условий контрактов;
в месячный срок обеспечить утверждение конкретных индикаторов оценки результативности мер (KPI), принимаемых руководителями министерств, ведомств, регионов и предприятий по вопросам эффективной реализации инвестиционных проектов и оптимизации импорта, с ежеквартальным внесением в Кабинет Министров информации о достижении индикаторов по каждому руководителю.
11. Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Министерством финансов, Министерством инвестиций и внешней торговли:
при разработке адресной части Инвестиционной программы на 2021 год провести тщательную экспертизу вновь начинаемых инвестиционных проектов, финансируемых за счет централизованных источников, на предмет социально-экономической целесообразности их реализации;
в срок до 1 января 2021 года на основе общепринятых принципов оценки управления государственными инвестициями (PIMA) обеспечить разработку и внедрение целостной и непрерывной системы мониторинга инвестиционных проектов, финансируемых за счет централизованных источников, в том числе предусматривающей мониторинг в постинвестиционный период (в течение 3–5 лет после ввода объекта в эксплуатацию) на основе ежегодного проведения анализа достижения целевых параметров и оценки влияния проектов на социально-экономическое развитие страны, отраслей, регионов.
комплексные предложения по внедрению нового порядка регулирования внешней торговли, в том числе предусматривающего применение более гибких механизмов по принятию оперативных решений в части оптимизации импорта посредством тарифных и нетарифных мер, включая тарифное квотирование;
13. Возложить персональную ответственность на:
руководителей бюджетных и корпоративных заказчиков – за обеспечение эффективного и целевого использования средств, а также соблюдение принципов открытости и прозрачности при осуществлении государственных закупок;
председателя Государственного таможенного комитета Азимова М.Б. – за недопущение импорта в рамках государственных закупок товаров, включенных в Перечень товаров иностранного происхождения, а также работ (услуг), выполняемых иностранными лицами, в отношении которых вводится временный запрет в допуске к государственным закупкам;
председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента – за полноценное выполнение утвержденных параметров по производству локализуемой продукции, реализации инвестиционных проектов, а также расширение кооперационных связей между малыми региональными и крупными отраслевыми предприятиями;
заместителя Премьер-министра Кучкарова Д.А. – за оптимизацию импорта в рамках государственных закупок, эффективность мер по развитию цепочек добавленной стоимости в отраслях и регионах страны;
заместителя Премьер-министра Умурзакова С.У. – за эффективность привлекаемых инвестиций в создание производств по выпуску востребованной на внутреннем и внешнем рынках продукции с высокой добавленной стоимостью;
заместителей и советников Премьер-министра Барноева У.И., Мусаева Б.А., Абдухакимова А.А., Умарова О.М. – за организацию качественного исполнения руководителями курируемых министерств, ведомств, хозяйственных обществ и предприятий требований законодательства о государственных закупках, а также эффективное использование бюджетных средств в соответствующих отраслях;
первого заместителя Премьер-министра Раматова А.Ж. – за оптимизацию импорта в рамках реализации инфраструктурных проектов, финансируемых за счет централизованных средств;
Премьер-министра Арипова А.Н. – за конечные результаты исполнения заместителями Премьер-министра, председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента, руководителями министерств, отраслевых ведомств и хозяйственных объединений, а также представителями государства в наблюдательных советах (общих собраниях учредителей) возложенных на них настоящим постановлением задач с принятием, при необходимости, мер дисциплинарной ответственности, в том числе внесением предложений по освобождению от занимаемой должности.
14. Министерству экономического развития и сокращения бедности в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
21 августа 2020 года.