Указ
Президента Республики Узбекистан
Указ
Президента Республики Узбекистан
За последние годы в стране реализован ряд конкретных мер по совершенствованию системы юридического образования, предусматривающих внедрение в учебно-педагогический процесс инновационно-передовых и международных образовательных стандартов, повышение кадрового потенциала и стимулирование труда профессоров-преподавателей, а также укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.
Вместе с тем эффективность отечественного юридического образования остается относительно низкой, что обусловлено наличием ряда системных проблем и недостатков, которые препятствуют подготовке высококвалифицированных специалистов-юристов и развитию юридической науки в стране.
Отсутствие конкуренции в сфере подготовки юридических кадров негативно сказывается на формировании отечественной научной школы юриспруденции, ограничивает равный доступ
к получению образования одаренной молодежи, особенно из регионов.
Не уделяется должное внимание практическому внедрению результатов научных исследований в сфере права, широкому использованию современных методик преподавания, а также модернизации образовательных стандартов и пересмотру учебных программ с учетом современных требований, что приводит к снижению качества юридического образования и научного потенциала.
В целях кардинального совершенствования системы юридического образования и науки, обеспечения их конкурентоспособности на международном образовательном пространстве, повышения качества подготовки юридических кадров, а также реализации задач, определенных в Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года:
1. Одобрить предложение Министерства юстиции, Верховного суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства высшего и среднего специального образования, Национального центра Республики Узбекистан по правам человека,
а также широкой юридической общественности о:
определении Ташкентского государственного юридического университета (далее – ТГЮУ) базовым высшим образовательным и научно-методическим учреждением по подготовке, переподготовке юридических кадров по специальности «юриспруденция»;
создании юридических факультетов в Самаркандском, Наманганском и Термезском государственных университетах (далее – юридические факультеты) с осуществлением приема по направлению «юриспруденция» по квотам, включая дополнительный прием по дифференцированному платному контракту, формируемым и утверждаемым в установленном порядке по согласованию с Министерством юстиции Республики Узбекистан;
образовании Института государства и права Академии наук Республики Узбекистан, осуществляющего фундаментальные
и прикладные исследования в области государства, права и политико-правовых учений.
2. Определить приоритетными направлениями дальнейшего развития юридического образования и правовой науки:
обеспечение подготовки высококвалифицированных, творчески мыслящих и честных кадров на основе современных требований, передового международного юридического опыта
и потребностей рынка труда;
совершенствование кредитно-модульной системы обучения и способов оценки знаний студентов, широкое применение современных информационно-коммуникационных технологий
в учебном процессе и модернизацию учебной базы;
обеспечение тесной связи учебного процесса и правоприменительной практики путем развития клинического юридического обучения;
активизацию сотрудничества, совместных правовых исследований, обмена профессорско-преподавательским составом и студентами с ведущими образовательными
и научными учреждениями развитых зарубежных государств;
проведение научных и инновационных исследований
в сфере государства и права с разработкой информационных правовых технологий и систем (LegalTech);
реализацию с зарубежными партнерами совместных образовательных программ по подготовке юридических кадров (doubledegree), активное вовлечение в учебно-образовательный процесс зарубежных ученых и специалистов;
создание открытой, прозрачной, свободной от субъективизма
и злоупотреблений образовательной среды с внедрением системы «Электронный университет» (E-University);
повышение конкурентоспособности отечественного юридического образования путем реализации мер по включению ТГЮУ и юридических факультетов в рейтинги международно признанных образовательных учреждений.
3. Внедрить порядок формирования заказа на подготовку юридических кадров, в соответствии с которым:
параметры приема в ТГЮУ, юридические факультеты
и юридические техникумы формируются с учетом текущей
и перспективной потребности в юридических кадрах в органах государственной власти и управления, организациях различных форм собственности, в том числе субъектах предпринимательства,
на основе анализа в разрезе каждого региона, отраслей
экономики и социальной сферы с созданием электронной платформы мониторинга и прогнозирования потребностей
в юридических кадрах;
органы государственной власти и управления, органы государственной власти на местах, Торгово-промышленная палата
и Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана ежегодно в установленные сроки представляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан информацию о потребностях работодателей в юридических кадрах;
организации всех форм собственности, включая субъекты предпринимательства, вправе участвовать в формировании заказа
на подготовку юридических кадров, в том числе осуществлять оплату стоимости обучения кадров в ТГЮУ, юридических факультетах и юридических техникумах с принятием
ими обязательств о непрерывной работе после окончания обучения
в организации-заказчике в течение срока, определяемого в договоре;
внедряется конкурсный отбор образовательных учреждений, осуществляющих подготовку юридических кадров, для размещения заказа на подготовку юридических кадров с организацией подготовки специалистов на договорной основе совместно с потенциальными работодателями (образовательные кластеры).
Министерству юстиции Республики Узбекистан:
совместно с Торгово-промышленной палатой и Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных
земель Узбекистана на регулярной основе оказывать содействие
субъектам предпринимательства, в том числе сельскохозяйственным производителям, в организации собственных юридических служб;
совместно с Министерством занятости и трудовых отношений
и Министерством экономического развития и сокращения бедности
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по пересмотру Классификатора
основных должностей служащих и профессий рабочих
с расширением перечня должностей, для замещения которых необходимо юридическое образование.
4. Утвердить новый состав Попечительского совета Ташкентского государственного юридического университета согласно приложению № 1.
Возложить на Попечительский совет, наряду с задачами, определенными законодательством, обеспечение эффективного формирования заказа на подготовку юридических
кадров на основе глубокого анализа текущей и перспективной потребностей в юридических кадрах в органах государственной власти и управления, органах государственной власти на местах, организациях различных форм собственности, в том числе субъектах предпринимательства.
5. Принять к сведению, что:
в ТГЮУ функционирует Центр исследования японского права, созданный совместно с Нагойским университетом (Япония), содействующий подготовке квалифицированных юридических кадров со знанием японского языка и права, академическому обмену и проведению совместных научных правовых исследований;
достигнута договоренность с Регенсбургским университетом (Федеративная Республика Германия) об открытии в ТГЮУ
в 2020 году Центра немецкого права и сравнительно-правовых исследований, направленного на подготовку высококвалифицированных юридических кадров со знанием немецкого языка и права;
ведутся переговоры с высшими образовательными учреждениями Великобритании и Китайской Народной Республики о создании в ТГЮУ центров исследования английского и китайского права.
Министерству юстиции совместно с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан оказывать всестороннее содействие ТГЮУ в организации деятельности центров исследования зарубежного права.
6. Согласиться с предложениями Министерства юстиции Республики Узбекистан и ТГЮУ о:
а) создании в ТГЮУ Факультета международного права
и сравнительного правоведения (далее – Факультет) с возложением на него следующих основных задач:
подготовка высококвалифицированных юридических кадров
на основе глубокого изучения международного частного права,
в том числе права международного арбитража, а также сравнительного исследования отечественного и японского, немецкого права и правовых систем развитых зарубежных государств;
выработка предложений по имплементации норм международного права и совершенствованию национального законодательства с учетом результатов сравнительных исследований права и правовых систем Японии, Германии и других развитых зарубежных государств;
организация на системной основе стажировок, обмена профессорско-преподавательским составом и студентами с ведущими высшими образовательными учреждениями зарубежных государств с целью сравнительного исследования зарубежного права и правовых систем;
участие в разработке проектов нормативно-правовых актов
в области конституционного, гражданского, административного, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права;
б) определении в качестве основных партнеров Факультета
со стороны Японии – Нагойского университета, со стороны Федеративной Республики Германия – Регенсбургского университета.
Установить, что:
центры исследования зарубежного права функционируют
в структуре Факультета;
на базе Факультета создается площадка по организации
с зарубежными образовательными учреждениями и международными организациями совместных исследовательских, учебно-образовательных и иных проектов в области права;
к учебному процессу на Факультете активно привлекается профессорско-преподавательский состав зарубежных высших образовательных учреждений.
7. Министерству юстиции Республики Узбекистан
в трехмесячный срок обеспечить проведение переговоров
с представителями Нагойского и Регенсбургского университетов
и других высших образовательных учреждений зарубежных государств, международных организаций с утверждением по итогам:
Программы мер по организации перевода
на государственный язык и публикации серии учебной литературы по юридическим дисциплинам ведущих японских, немецких и других зарубежных ученых на 2020–2025 годы;
Графика обмена профессорско-преподавательским составом и студентами с ведущими высшими образовательными учреждениями зарубежных государств, а также организации стажировок на 2021–2022 годы.
Предусмотреть, что финансирование расходов, связанных
с реализацией мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется за счет внебюджетных средств органов и учреждений юстиции, а также средств спонсоров и доноров.
8. Хокимияту города Ташкента совместно с Министерством строительства, Министерством юстиции, Министерством высшего
и среднего специального образования, а также Министерством финансов Республики Узбекистан в трехмесячный срок изучить возможности возведения в городе Ташкенте современного кампуса ТГЮУ, включающего инфраструктуру, необходимую для организации инновационного учебного процесса, с внесением обоснованных предложений в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
9. Одобрить предложения Министерства юстиции, Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, предусматривающие начиная с 2020/2021 учебного года:
осуществление приема в магистратуру ТГЮУ граждан Республики Узбекистан путем тестовых испытаний, проводимых Государственным центром тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее – Государственный центр тестирования), внедрив программы дистанционного, заочного
и вечернего обучения для лиц с базовым высшим юридическим образованием без отрыва от производства;
осуществление приема без вступительных тестовых
испытаний на платно-контрактной основе, вне параметров
приема, руководящих работников, имеющих базовое высшее юридическое образование и не менее пяти лет стажа работы
по юридическому направлению в центральных органах государственной власти и управления, на основе рекомендации первого руководителя соответствующего государственного органа
в магистратуру для обучения по программе дистанционного,
заочного и вечернего обучения без отрыва от производства;
внедрение порядка приема в магистратуру ТГЮУ выпускников, окончивших с отличием бакалавриат по направлению «юриспруденция», без вступительных тестовых испытаний на платно-контрактной основе с оплатой 50 процентов стоимости обучения, вне параметров приема, с принятием обязательства о непрерывной работе не менее трех лет в ТГЮУ, юридических факультетах, юридических техникумах и академическом лицее при ТГЮУ после окончания обучения;
организацию в ТГЮУ, юридических техникумах и академическом лицее при ТГЮУ на платной основе подготовительных и других курсов, летних и зимних школ, в том числе для иностранных граждан.
10. Предоставить право ректору ТГЮУ за счет внебюджетных средств (платно-контрактных, в том числе дифференцированного платного контракта):
привлекать зарубежных специалистов в качестве консультантов, лекторов и преподавателей с установлением
им размеров заработной платы и иных выплат с учетом фактической конъюнктуры на рынке труда;
осуществлять оплату стоимости обучения и связанных с ним расходов перспективных выпускников бакалавриата, магистратуры
и работников ТГЮУ в магистратуре и докторантуре зарубежных образовательных и научных учреждений с условием принятия
ими обязательства о непрерывной работе не менее трех лет
в ТГЮУ после окончания обучения;
выделять стипендии и гранты одаренным студентам ТГЮУ
и учащимся академического лицея при ТГЮУ.
11. Принять к сведению, что с 1 января 2020 года ТГЮУ переведен на систему самофинансирования с учетом его финансовой устойчивости и повышенной востребованности на рынке образовательных услуг.
Определить, что ТГЮУ, наряду с правами, предоставленными высшим образовательным учреждениям, перешедшим на систему самофинансирования, также самостоятельно осуществляет:
координацию учебно-методического процесса академического лицея при ТГЮУ, разработку и утверждение его структуры,
учебных планов и программ, определение параметров приема
и направления образования с учетом обеспечения непрерывности
и преемственности образования;
нормирование труда педагогических работников юридических техникумов и академического лицея при ТГЮУ;
реализацию совместных образовательных программ и создание совместных факультетов в ТГЮУ, юридических техникумах и академическом лицее при ТГЮУ на основе соглашений с зарубежными партнерами;
определение параметров дополнительного приема
в бакалавриат и магистратуру ТГЮУ по дифференцированному платному контракту с установлением стоимости оплаты за обучение;
определение блоков предметов тестовых испытаний
при поступлении в бакалавриат и магистратуру, а также сроков обучения и порядка посещения студентами учебных занятий;
организацию на условиях аутсорсинга преподавания непрофильных дисциплин и проведения факультативных занятий
в ТГЮУ и академическом лицее при ТГЮУ;
заключение и реализацию всех видов соглашений
о государственно-частном партнерстве, в том числе по строительству и использованию зданий, сооружений ТГЮУ и академического лицея при ТГЮУ;
создание коммерческих и некоммерческих организаций (стартапы, фонды и другие) для коммерциализации инновационной
и научной деятельности, а также привлечения финансовых ресурсов, в том числе на условиях государственно-частного партнерства;
утверждение сметы доходов и расходов, штатного расписания, бизнес-плана на финансовый год, внесение в них изменений
и дополнений, а также осуществление капитального ремонта, реконструкции зданий и сооружений, установление системы и порядка оплаты труда работников ТГЮУ и академического лицея при ТГЮУ по согласованию с Министерством юстиции Республики Узбекистан.
12. Утвердить «Дорожную карту» по дальнейшему совершенствованию деятельности Ташкентского государственного юридического университета согласно приложению № 2.
13. Министерству юстиции Республики Узбекистан
в трехмесячный срок обеспечить:
утверждение Антикоррупционной программы, кодекса этики работников и студентов (учащихся), прозрачного порядка уведомления о фактах обращения в целях склонения работников
к совершению коррупционных правонарушений, а также создание Комиссии по противодействию коррупции;
разработку и утверждение комплексного плана мер по вхождению ТГЮУ в перечень лучших высших образовательных учреждений в рейтингах международно признанных организаций до 2030 года, а также повышению его позиции в национальном рейтинге;
разработку совместно с Палатой адвокатов, Нотариальной палатой Республики Узбекистан и иными заинтересованными ведомствами и внесение в Кабинет Министров проекта правительственного решения по совершенствованию системы повышения квалификации адвокатов, нотариусов, работников органов ЗАГСа, юрисконсультов и иных работников
с учетом современных требований и международных стандартов;
создание публикуемого на регулярной основе реферируемого студенческого юридического журнала;
оказание содействия в образовании при ТГЮУ общественного объединения молодых юристов, объединяющего на добровольных началах студентов ТГЮУ и других высших образовательных учреждений республики, осуществляющих подготовку юридических кадров;
разработку комплекса мер по подготовке серии учебников
и учебных пособий нового поколения с учетом проводимых правовых реформ и с привлечением зарубежных ученых
и специалистов, а также обновлению и пересмотру учебных планов и программ с учетом потребностей современного этапа реформ в стране и передового зарубежного опыта.
14. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:
реализовать комплексные меры по организации деятельности юридических факультетов в Самаркандском, Наманганском
и Термезском государственных университетах;
обеспечить укомплектование юридических факультетов педагогическими кадрами высокой квалификации, владеющими современными формами и методами обучения, научным потенциалом и практическим опытом работы;
организовать на юридических факультетах учебный процесс
на основе кредитно-модульной системы, широкого внедрения
и использования современных образовательных технологий, новейшего информационного и учебно-лабораторного оборудования;
обеспечить подготовку и реализацию на ежегодной основе программ стажировки преподавателей юридических факультетов
в ведущих образовательных учреждениях, научно-исследовательских центрах, законодательных, судебных, правоохранительных и других органах Узбекистана, а также зарубежных государств;
в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров обоснованные предложения по укреплению материально-технической базы юридических факультетов.
Предоставить право ректорам высших образовательных учреждений, в которых создаются юридические факультеты, устанавливать дополнительные надбавки профессорско-преподавательскому составу юридических факультетов с учетом конкретных результатов работы за счет внебюджетных средств высших образовательных учреждений, поступающих от обучения студентов на данных факультетах.
15. Установить, что:
а) начиная с 2020/2021 учебного года в юридических техникумах:
учебный процесс организуется с применением кредитно-модульной системы с сокращением количества непрофильных дисциплин;
прием граждан Республики Узбекистан осуществляется путем тестовых испытаний, проводимых Государственным центром тестирования с внедрением порядка дополнительного приема
по дифференцированному платному контракту;
дипломы установленного образца зарубежных образовательных учреждений (бакалавриат, магистратура), выданные лицам, продолжившим обучение после завершения совместных образовательных программ и совместных факультетов юридических техникумов и академического лицея при ТГЮУ, признаются документом о высшем образовании в Республике Узбекистан
без дополнительных административных процедур;
педагогические и руководящие работники, проработавшие
не менее трех лет в юридических техникумах, имеющие базовое высшее юридическое образование, вправе поступать в магистратуру ТГЮУ без вступительных тестовых испытаний на платно-контрактной основе, вне параметров приема, с принятием обязательства о непрерывной работе не менее трех лет в органах
и учреждениях юстиции, прежде всего в юридических техникумах, после окончания обучения согласно распределению;
б) начиная с 2020/2021 учебного года в академическом лицее
при ТГЮУ вводится порядок дополнительного приема на платно-контрактной основе, в том числе по дифференцированному платному контракту, с самостоятельным определением ТГЮУ порядка и параметров приема, а также стоимости оплаты за обучение;
в) начиная с 2021/2022 учебного года выпускники академического лицея при ТГЮУ, имеющие высокую успеваемость по всем предметам, вправе поступать в ТГЮУ без вступительных тестовых испытаний путем индивидуального собеседования на платно-контрактной основе вне параметров приема.
16. Определить, что:
Государственный образовательный стандарт для области образования «Право» разрабатывается и утверждается Министерством высшего и среднего специального образования
по согласованию с Министерством юстиции Республики Узбекистан;
профессорско-преподавательский состав и другие работники ТГЮУ, юридических факультетов и юридических техникумов не могут привлекаться к другой работе министерств и ведомств,
кроме учебной, научно-исследовательской и духовно-просветительской деятельности, а также оказанию услуг в рамках договоров;
все средства, поступающие от реализации основных средств
и товарно-материальных ценностей, организации платных курсов
и оказания других видов услуг, аккумулируются в фондах развития ТГЮУ и юридических техникумов, которые самостоятельно распоряжаются данными средствами;
начиная с 1 мая 2020 года средства от сдачи имущества ТГЮУ, юридических техникумов и академического лицея при ТГЮУ в аренду полностью направляются в фонды развития данных учреждений за вычетом вознаграждения оператора электронной торговой площадки;
ТГЮУ предоставляется право организовывать дистанционную, заочную и вечернюю формы обучения;
ТГЮУ освобождается от всех отчислений в фонды, формируемые за счет поступлений от обучения на платно-контрактной основе высших образовательных учреждений.
17. Уполномочить Министерство юстиции Республики Узбекистан:
утверждать стоимость платно-контрактного обучения
и сроки его оплаты, а также параметры дополнительного
приема и стоимость обучения в юридических техникумах
по дифференцированному платному контракту;
разрабатывать и утверждать типовые штаты (нормативы) административно-управленческого, учебно-вспомогательного, инженерно-технического, обслуживающего и прочего персонала ТГЮУ, юридических техникумов и академического лицея при ТГЮУ, а также структуры юридических техникумов;
приравнивать размеры оплаты труда работников ТГЮУ, юридических техникумов и академического лицея при ТГЮУ к базовым должностным окладам руководящих работников и преподавателей данных учреждений за счет внебюджетных средств (платно-контрактных, в том числе дифференцированного платного контракта);
определять сроки и форму обучения в юридических техникумах с учетом передового международного опыта;
обсуждать и утверждать годовые и другие финансовые отчеты образовательных учреждений системы Министерства юстиции Республики Узбекистан;
определять полномочия ректора и Совета ТГЮУ, а также систему и порядок оплаты труда работников юридических техникумов;
выделять стипендии и гранты одаренным студентам (учащимся) образовательных учреждений системы Министерства юстиции, а также гранты работникам органов и учреждений юстиции для оплаты обучения, прохождения стажировок и связанных с ними расходов в зарубежных образовательных, научных и иных организациях за счет внебюджетных средств органов и учреждений юстиции.
18. Министерству юстиции, Верховному суду, Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел, Палате адвокатов, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:
а) на постоянной основе оказывать всестороннее содействие ТГЮУ и юридическим факультетам в эффективной организации учебного процесса путем привлечения практических работников министерств и ведомств для проведения лекций, мастер-классов, семинаров-тренингов, направленных на обеспечение тесной связи теоретической подготовки с правоприменительной практикой;
б) в трехмесячный срок:
внести предложения по установлению порядка осуществления адвокатской деятельности педагогическим составом ТГЮУ, юридических факультетов и юридических техникумов без прохождения стажировки в адвокатском формировании и с сохранением основного места работы в ТГЮУ, юридических факультетах и юридических техникумах;
обеспечить совместно с заинтересованными министерствами
и ведомствами организацию кафедр ТГЮУ и юридических
факультетов с созданием необходимых условий для проведения практических занятий и исследований;
предоставить ТГЮУ, юридическим факультетам и юридическим техникумам доступ к статистической, архивной и другой информации в своих ведомствах (за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством), а также обеспечить подключение к системе видеоконференцсвязи, позволяющей проводить образовательные мероприятия.
19. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с министерствами и ведомствами, в ведении которых имеются образовательные учреждения, осуществляющие подготовку юридических кадров, принять меры по совершенствованию порядка приема на учебу и организации учебного процесса с учетом положений настоящего Указа.
20. Кабинету Министров Республики Узбекистан в трехмесячный срок принять постановление Кабинета Министров об организации деятельности Института государства и права Академии наук Республики Узбекистан.
21. Признать утратившим силу постановление Президента Республики Узбекистан от 28 июня 2013 года № ПП–1990
«О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки юридических кадров».
22. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.
23. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно
с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести
в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях
в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
24. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить
на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
29 апреля 2020 года.