Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

11.08.2017 18:57 Версия для печати

О дальнейшем совершенствовании управления в сфере печати и информации

Указ Президента Республики Узбекистан

В годы независимости в нашей стране создана прочная правовая база развития средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности, обеспечения свободы слова и информации, принято более 10 соответствующих законов и свыше 150 подзаконных актов.

В настоящее время по сравнению с 1991 годом количество средств массовой информации в стране увеличилось почти в 4 раза, издательств – в 13 раз и полиграфических предприятий – в 12 раз, значительно улучшилась их материально-техническая база, повысился кадровый потенциал.

Вместе с тем актуальной задачей остается соответствие деятельности средств массовой информации и издательств требованиям времени, превращение количественных показателей в этой сфере в качественные, формирование в национальной медиа-среде здоровой конкуренции, современного рынка информационных услуг, укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала действующих на местах средств массовой информации.

Как показывает изучение ситуации, из-за неполного и неэффективного выполнения возложенных задач Узбекским агентством по печати и информации, которому предоставлены полномочия по осуществлению государственной политики в этой сфере и решению соответствующих вопросов, практически не используются такие действенные механизмы, как оказание средствам массовой информации методической помощи в условиях рыночных отношений, принципиальная оценка, анализ их работы, в необходимых случаях – поддержка или применение экономических, правовых мер.

В результате некоторыми СМИ и издательствами допускаются случаи выпуска не отвечающей требованиям их уставных положений, противоречащей нашим национальным духовным ценностям и низкого полиграфического качества продукции.

Требования и нормативы по регистрации средств массовой информации и полиграфических предприятий, лицензированию издательской деятельности и мониторингу разработаны без учета нынешних реалий информационного рынка.

В вопросах устранения подобных недостатков почти не ощущаются роль и влияние Узбекского агентства по печати и информации.

В целях коренного совершенствования деятельности Узбекского агентства по печати и информации, дальнейшего развития в стране средств массовой информации, издательского и полиграфического дела, формирования современного информационного рынка и подъема на новый уровень информационно-библиотечной деятельности:

1. Определить Узбекское агентство по печати и информации (далее – Агентство) органом государственного управления, осуществляющим единую государственную политику в сфере средств массовой информации, информационного обмена, печати, издательской, полиграфической и информационно-библиотечной деятельности.

2. Основными задачами Агентства определить:

обеспечение исполнения законодательства о независимой деятельности средств массовой информации;

развитие средств массовой информации, издательской, полиграфической и информационно-библиотечной деятельности;

осуществление мониторинга и контроля за соблюдением актов законодательства, государственных и отраслевых стандартов, касающихся средств массовой информации, издательской, полиграфической и информационно-библиотечной деятельности, выполнением законодательных норм, гарантирующих свободу слова и информации;

участие в реализации мер, направленных на обеспечение информационной безопасности, предотвращение угроз в информационной сфере;

повышение культуры чтения в нашем обществе, поддержку и развитие деятельности по изданию и распространению книжной продукции, созданию электронных и аудиокниг;

разработку и выполнение целевых программ по выпуску общественно значимой литературы;

популяризацию за рубежом узбекского языка и литературы, содействие отечественным издательствам в продвижении их продукции на международном книжном рынке;

участие в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц страны в сфере подготовки, распространения и использования информации;

разработку необходимых мер по созданию для средств массовой информации, независимо от их формы собственности, равных условий на медиа-рынке;

разработку и реализацию мер по развитию технико-технологической базы издательского и полиграфического сектора, ее модернизации, стандартизации и сертификации, внедрению инновационных технологий;

организацию национальных и международных конкурсов, выставок-ярмарок и других массовых мероприятий в сфере средств массовой информации, издательской, полиграфической и информационно-библиотечной деятельности;

развитие сотрудничества с соответствующими иностранными, региональными и международными организациями в сфере печати и информации, издательской, полиграфической, информационно-библиотечной деятельности.

3. Одобрить предложения Узбекского агентства по печати и информации, Министерства народного образования, Министерства экономики и Министерства финансов:

о передаче Агентству Национальной библиотеки Узбекистана имени Алишера Навои, подведомственной Кабинету Министров Республики Узбекистан;

о полной передаче газет “Тонг юлдузи” и “Класс!”, а также журналов “Гулхан” и “Гунча”, находящихся под учредительством Министерства народного образования Республики Узбекистан и Узбекского агентства по печати и информации, в ведение Министерства народного образования.

4. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок подготовить и внести в установленном порядке проект постановления Президента Республики Узбекистан об организации деятельности Агентства.

5. Узбекскому агентству по печати и информации совместно с Министерством юстиции и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательные акты, вытекающих из настоящего Указа.

6. Считать утратившим силу Указ Президента Республики Узбекистан "О совершенствовании управления в сфере печати и информации" от 3 июля 2002 года №УП–3103.

7. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н.Арипова и Государственного советника Президента Республики Узбекистан Х.М.Султанова.


Президент Республики Узбекистан                                 Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 11 августа 2017 года.


* * *

КОММЕНТАРИЙ

к Указу Президента Республики Узбекистан
“О дальнейшем совершенствовании управления 
в сфере печати и информации”

В годы независимости в нашей стране принято около 10 законодательных актов, направленных на либерализацию и развитие печати и средств массовой информации, обеспечение свободы слова, полностью соответствующие демократическим требованиям и стандартам, создана прочная правовая база.

Следует особо отметить, что в настоящее время в нашей стране действует более 1500 средств массовой информации. Недавно их ряды пополнились круглосуточным телеканалом "O`zbekiston-24", который обретает свое достойное место в национальном информационном пространстве и завоевывает зрительскую аудиторию, а в глобальной сети Интернет количество веб-сайтов, информационных порталов с доменом Uz составляет более 400.

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев на недавно состоявшейся встрече с творческой интеллигенцией страны обратил особое внимание на то, что одними из актуальных задач сегодняшнего дня являются дальнейшее развитие сферы литературы, искусства, культуры, повышение эффективности работы в этом направлении, отметил, что разрабатываются проекты ряда соответствующих указов и постановлений. Подписан еще один из важных документов, направленных на развитие этой сферы, – Указ Президента Республики Узбекистан “О дальнейшем совершенствовании управления в сфере печати и информации”.

Известно, что в любой стране построение демократического, правового государства и гуманистического общества во многом зависит от уровня развития средств массовой информации, издательской, полиграфической деятельности. В годы независимости в Узбекистане осуществлена направленная на это широкомасштабная работа. Обеспечение свободы слова и информации, возможности для творческих работников свободно мыслить и высказывать свое мнение создало условия для реализации целевых реформ. За прошедшие годы укреплена материально-техническая база сферы, уделено внимание подготовке высококвалифицированных кадров.

Вместе с тем в последнее время стало заметно ощущаться наличие в этой сфере ряда недостатков и проблем. Как показало изучение ситуации, средства массовой информации страны не всегда проявляют активность в укреплении атмосферы духовности в нашем обществе, формировании у наших граждан навыков аналитического осмысления происходящих вокруг событий и явлений, умения делать объективные выводы. Особенно не на должном уровне находится деятельность частных средств массовой информации и издательств, их работа не соответствует высоким духовно-эстетическим потребностям нашего народа.

Публикуемые газетами, выпускаемые в эфир радиостанциями, имеющими частную форму собственности, поверхностные по содержанию, низкие по общественной значимости материалы в духе “массовой культуры”, к сожалению, своевременно не получают квалифицированную оценку, и по отношению к ним не принимаются соответствующие законные меры. Узбекское агентство по печати и информации, ответственное за выполнение столь важной работы, допускает медлительность в реализации возложенных на него задач.

Согласно Указу Президента страны Узбекское агентство по печати и информации определено органом государственного управления, осуществляющим единую государственную политику в сфере средств массовой информации, информационного обмена, печати, издательской, полиграфической и информационно-библиотечной деятельности.

В Указе также определены основные задачи агентства. К ним, прежде всего, относятся обеспечение исполнения законодательства о независимой деятельности СМИ, гарантиях свободы слова и информации, развитие средств массовой информации, издательской, полиграфической и информационно-библиотечной деятельности, а также осуществление мониторинга и контроля за соблюдением законов, государственных и отраслевых стандартов, касающихся сферы.

В то же время особое внимание уделено необходимости активного участия агентства в реализации мер, направленных на обеспечение информационной безопасности и предотвращение угроз в информационной сфере.

Известно, что сегодня в нашей стране для выполнения таких актуальных задач, как рост эффективности системы издания и распространения книжной продукции, повышение культуры чтения, действуют 118 издательств, 1760 полиграфических предприятий, тысячи творческих и технических работников. Их усилиями ежегодно издаются 60 миллионов экземпляров книг на 7 языках.

В Указе также определены задачи агентства по повышению культуры чтения в нашем обществе, поддержке и развитию деятельности по изданию и распространению книжной продукции, созданию электронных и аудиокниг, разработке и выполнению целевых программ по выпуску общественно значимой литературы, а также популяризации за рубежом узбекского языка и литературы, содействию издательствам страны в продвижении их продукции на международном книжном рынке.

Большое значение придается разработке необходимых мер по созданию для средств массовой информации, независимо от их формы собственности, равных условий на медиа-рынке, а также разработке и реализации мер по развитию технико-технологической базы издательской и полиграфической деятельности, ее модернизации, стандартизации и сертификации, внедрению инновационных технологий, организации национальных и международных конкурсов, выставок-ярмарок и других массовых мероприятий в сфере.

Согласно Указу Президента страны Национальная библиотека Узбекистана имени Алишера Навои, подведомственная Кабинету Министров Республики Узбекистан, передана Узбекскому агентству по печати и информации. Газеты “Тонг юлдузи” и “Класс!”, журналы “Гулхан” и “Гунча”, находящиеся под учредительством Министерства народного образования Республики Узбекистан и Узбекского агентства по печати и информации, полностью переданы в ведение Министерства народного образования.

Реализация данного Указа главы нашего государства, безусловно, будет иметь огромное значение в повышении эффективности проводимой в стране государственной политики в сфере печати и информации, формировании здоровой конкурентной среды в национальном медиа-пространстве, оказании методической помощи СМИ, способствовать укреплению духовных ценностей нашего народа, росту социальной активности граждан.

9 064






Все о погоде - Pogoda.uz