Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

07.08.2017 21:12 Версия для печати

Сцена выше зала - и надо доказать эту истину на практике

Делясь впечатлениями от доклада Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева "Развитие литературы и искусства, культуры – важный фактор повышения духовности нашего народа"...

Как и все сферы, искусство не может развиваться само по себе. Для этого нужны внимание и стимулирование представителей творчества. Внимание - это создание необходимых условий для творчества, а стимул - достойная оценка труда артиста в каждой его роли. На состоявшейся 3 августа этого года встрече Президента нашей страны Шавката Мирзиёева с представителями творческой интеллигенции мы еще раз глубоко осознали эту истину.

Это была действительно историческая встреча. Собрались представители всех сфер, относящихся к нашей национальной культуре, литературе и искусству. Состоялся искренний и открытый диалог.

Слушая мнения главы нашего государства о дальнейшем развитии национального театрального искусства, в какой-то момент смущался, в какие-то моменты мое сердце наполнялось гордостью.

Обратите внимание: только в этом году для действующих в стране 37 театров из Государственного бюджета было выделено более 81 миллиарда сумов. Кроме того, наряду с другими творческими организациями за каждым театром закреплены спонсоры. Национальная холдинговая компания “Узпахтасаноатэкспорт” будет оказывать поддержку в восстановлении деятельности Союза театральных деятелей, а акционерная компания «Узкимёсаноат» будет спонсором Узбекского Национального академического драматического театра. Хокимияты для усиления деятельности театров на своих территориях будут выделять по 1 миллиарду сумов, достигшие творческой зрелости артисты театра пенсионного возраста будут получать в полном объеме и заработную плату, и пенсию, и гонорар — чего еще можно пожелать? И это происходит в то время, когда даже в развитых государствах театральное искусство уступает место шоу-бизнесу, а значит, в Узбекистане от сценического искусства ждут многого, и в первую очередь - практических результатов.

Оправдывают ли актеры такое внимание и заботу? Об этом нужно хорошенько подумать. С тех пор в голове крутится одна мысль: как на деле доказать, что сцена, действительно, выше зала?..

В период, предшествовавший достижению независимости, здания наших театров заметно обветшали, резко снизились заработная плата и гонорар. Сегодня может показаться смешным — в то время было проблематично соорудить даже простейшие декорации. Еще немного - и узбекский театр мог бы кануть в Лету. Первый Президент нашей страны Ислам Каримов не допустил этого, в сложное время формирования нашего независимого государства он последовательно поддерживал театральное искусство — был определен статус узбекского театра, созданы новые театры, построены здания ряда театров.

Следуя законам рыночной экономики, чтобы вернуть людей в театр, постоянно ставили комедийные спектакли, что тоже было признаком времени. Однако, в угоду публике, мы погрязли в бытовой тематике, сценой завладели легковесные, не дающие духовного и эстетического удовлетворения постановки. К счастью, это время прошло, и сегодня уровень жизни людей значительно вырос, изменились потребности и мышление, а от представителей творческого цеха требуется одно — создавать высокохудожественные произведения.

Почему мало по-настоящему высокоидейных произведений? Основная причина в ослаблении национальной драматургии и режиссуры. К сожалению, можно по пальцам пересчитать хороших драматургов и режиссеров. Почему-то они не подготовили достойных учеников. Тот факт, что сегодня Узбекский Национальный академический драматический театр работает без главного режиссера, свидетельствует о том, насколько актуальна эта проблема.

Отображение в спектаклях дыхания сегодняшнего дня, серьезных социальных проблем, тревожащих и волнующих людей, имеет важное значение в борьбе с пороками в жизни общества. Так, недостатки можно искоренить только бескомпромиссным отношением к ним народа.

Именно поэтому Президент нашей страны еще раз на повестку дня поставил вопрос о современном герое: искусство не должно следовать за массами, напротив, оно должно вдохновлять народ на достижение великих целей.

Вместе с коллегами из Самарканда в течение девяти месяцев я играл в спектакле «Мирзо Улугбек». Мы многому научились друг у друга, и такой опыт нужно наращивать, это позволяет актеру творчески развиваться.

Сегодня создаются новые сценические произведения, но почему наши специалисты, зритель не анализирует их, не выражает свое отношение? Театр — действующий процесс, сегодняшний спектакль будет отличаться от вчерашнего. Любые недостатки можно переиграть, исправить, а для этого нужны новые мысли, объективная оценка.

По этому вопросу у меня есть одно предложение. Сегодня для наших национальных телеканалов созданы большие возможности: увеличивается количество прямых трансляций. Пользуясь такой возможностью, давайте показывать спектакли в «живом» эфире. После спектакля можно организовать его обсуждение с участием специалистов, критиков, творческих работников. Хорошо бы создавать возможность, чтобы люди из различных уголков нашей страны могли бы, позвонив на телеканал или в социальных сетях, выразить свое отношение к спектаклю, сразу же сказать, что им понравилось, а что — нет. Это было бы диалогом представителей творчества с народом. Главное - состоится обмен мнениями, артисты будут больше работать над собой.

Жизнь диктует свои правила: тот, кто бескомпромиссно борется с недостатками, не всегда нравится людям, всегда найдутся те, кто выступает против. Значит, возникнет противоборство. Истинный гражданин, пусть даже только в своем сердце, но обязательно будет бороться с различными пороками. И зритель должен видеть в сценическом герое, его трагедии или успехе собственные переживания, себя самого. Герой времени должен пробуждать желание анализировать себя, свои поступки, очищать свое сердце.

Много лет мы говорим еще об одной проблеме: некоторые актеры и актрисы относятся к театру, как к хобби. Их основное занятие — обслуживание свадебных церемоний. И при этом, однако, они удивляются: «Почему у меня до сих пор нет звания?» Чтобы завоевать признание, творчество должно стать судьбой, жизнью артиста - вот тогда придут и слава, и успех.

Президент нашей страны, рассуждая о необходимости сохранять авторитет высоких званий, напомнил одну горькую истину: искусство беспощадно отомстит тому, кто променял талант на деньги и богатство. И это действительно так. Хотелось бы, чтобы мои молодые коллеги хорошо усвоили эту жизненную истину. Наши учителя говорили, что «нож, не использованный во время репетиции, на сцене может поранить руку». В театре работаю уже 51 год. От своего наставника Шукура Бурханова мне приходилось слушать немало критических замечаний. А сейчас же некоторые молодые актеры нетерпимы к критике.

Для того чтобы театр стал для наших актеров смыслом жизни, нужно усилить школу «Мастер-ученик». Недавно мы организовали специальный учебный центр искусства, что позволяет открывать новые дарования. Вместе с тем встречаются молодые люди, которые хотят стать артистом только ради материального благополучия или славы. Доходит до смешного: на днях я беседовал с одним юношей и спросил у него, какую книгу он прочитал за последнее время? Он ответил: «Вы не понимаете, я хочу стать актером, а для этого необязательно читать книги». Другой случай: пришла симпатичная девушка, которая на мой вопрос «Что вы знаете о Мирзо Улугбеке?» ничего не смогла ответить. Я ей объяснил: «Сцену завоевывают не красивыми глазами, для этого нужны талант, труд и знания. Приходите, когда научитесь читать книги».

Может, эти юноша и девушка найдут свое призвание в другой профессии, разве обязательно всем быть артистами?! Но кто-то же должен объяснить им это!

От встречи Президента Шавката Мирзиёева с представителям творческой интеллигенции Узбекистана мы испытали прилив сил и энергии. Это вдохновляет нас на новые творческие поиски. Наша дальнейшая задача — тщательно проанализировать допущенные ошибки в сфере искусства, укреплять нашу национальную гордость и достоинство, национальные традиции и лучшие человеческие качества. Уверен, тогда будут создаваться высокохудожественные спектакли, которые станут лучшими образцами узбекской драматургии и искусства. Ответственные за сферу культуры наши руководители тогда смогут пригласить на спектакль и самого Президента нашей страны.

Эркин Комилов,
актер Узбекского Национального академического
драматического театра,
народный артист Узбекистана.

УзА
1 145






Все о погоде - Pogoda.uz