УзА Русский

19.03.2020 Версия для печати

Когда танцует мужчина

Когда танцует мужчина Если мужчина занимается танцами, то могут сказать, что это не мужское дело, что танцевальное искусство - женская профессия. Насколько это правильно?

Шухрат ТУХТАСИМОВ, ректор Государственной академии хореографии Узбекистана:

- Из истории известно, что первоначально узбекские народные танцы исполнялись мужчинами. К концу XIХ - началу ХХ веков ведущая роль в национальном танцевальном искусстве перешла к женщинам. В средние века среди придворных музыкантов было много танцоров. Теперь к вопросу о том, нужны ли мужчины-танцоры. По правде говоря, у нас есть десятки танцев, таких как "Дилхирож", "Андижанская полька", "Хоразм лазгиси", которые нельзя представить без мужчин-танцоров. Потому что в этих танцах отражается достоинство, мужество, отвага узбекских мужчин. Да и вообще, сцены об исторических личностях, разные сцены о боевых действиях можно продемонстрировать только при участии танцоров. Танцовщицы с этим не справятся.

Если обратиться к истории узбекского танцевального искусства, то можно увидеть, что его основы создавал наш трудолюбивый народ. Первые танцы отражали процесс труда народа, его печали и радости.

С древних времен до нас дошли такие танцы, как "Катта уйин" под ритмы дойры, бытовые танцы "Хона базм уйин", Хорезмский танец с горящими факелами "Оташ уйин", Бухарский женский танец, который исполняется сидя на коленях, танец "Беш карсак", исполняемый мужчинами горных районов Самаркандской области.

В создании и развитии профессионального сценического искусства узбекского танца важную роль сыграла творческая деятельность таких маститых деятелей узбекского танцевального искусства, как Мухиддин Карыякубов, Уста Олим Комилов, Тамара Ханум, Мукаррама Тургунбаева, Исахор Окилов, Гавхар Рахимова. Благодаря творческой работе, усилиям самоотверженных учителей, работе обученных ими танцоров и танцовщиц элементы народного танца дошли до нас в нынешней сценической форме.

Каждый из этих артистов имеет свой особенный стиль и направление. Ю.Шакаржонов остался в истории как последний исполнитель прославленного танца узбекского национального танцевального искусства "Катта уйин".

Изучив последовательность движений этого танца, У.Комилов и Тамара Ханум создали учебное пособие для танцев под ритмы дойры "Доира зарбига машгулотлар" ("Занятия под ритмы дойры"). В последующем по инициативе Р. Каримова создана книга именно об этих движениях танца. Тамара Ханум, исполняя национальные танцы, одновременно пела песни - лапары. Это правильный творческий подход к национальному танцу, ибо народ очень любит песни. М.Тургунбаева в мир искусства вошла с исполнением в стиле Ферганской школы танца.

В творчестве М.Тургунбаевой мы можем увидеть все танцы, свойственные трем танцевальным школам. Если говорить о мастерах каждой из школ, то И.Окилов и династия Окиловых принадлежат к Бухарской школе танца, Г.Рахимова - к Хорезмской и Е.Петросянц - к Каракалпакской школе танца. Они - первые ласточки узбекского национального танцевального искусства.

Государственная академия хореографии Узбекистана является единственным высшим образовательным учреждением, в котором обучают секретам искусства танца.

Данное образовательное учреждение является базой для сохранения известных и прославленных узбекских народных танцев, таких как "Лазги", "Андижанская полька", "Тановар", "Дилхирож", дальнейшего развития узбекского национального искусства танца.

Сегодня число профессоров-преподавателей составляет всего 43 процента. Вопрос изучения и внедрения научно-теоретических основ искусства танца почти никого не волновал.

Сейчас в стране уделяется особое внимание развитию мужского танцевального искусства. Согласно постановлению Президента страны "Об утверждении Концепции дальнейшего развития национальной культуры в Республике Узбекистан" от 28 ноября 2018 года в целях дальнейшего развития мужского танца и пропаганды высоких духовных качеств узбекских парней намечено создание мужского танцевального ансамбля "Дилхирож" при Государственной филармонии Узбекистана.

В данное время в Государственной академии хореографии Узбекистана обучаются 400 студентов по направлениям "Руководитель хореографического коллектива", "Хореограф-педагог", "Хореограф-искусствовед".

Несомненно, открытие докторантуры в новой академии танцевального искусства будет служить обеспечению глубокого изучения искусства, решению существующих проблем.

В начале 2019/2020 учебного года проведена капитальная реконструкция в Ташкентской государственной высшей школе национального танца и хореографии. В новом шестиэтажном здании имеются 16 просторных, уютных танцевальных залов.

С целью повышения качества образования в высшей школе был изучен опыт аналогичных зарубежных образовательных учреждений Германии, Москвы, Беларуси. В результате определены вопросы по организации обучения по новому образовательному направлению, налаживанию академической мобильности в Государственной академии хореографии Узбекистана.

Налажено дальнейшее совершенствование системы "Учитель-ученик". Начал свою деятельность танцевальный ансамбль "Сарвиноз". Руководители танцевального коллектива Г.Усманова, Э.Саитова, А.Магдиева активно работают в направлении подготовки молодежи к республиканским и международным конкурсам.

Не секрет, что узбекские национальные танцы вызывают большой интерес в мире. Нас переполняет чувство гордости за наше искусство, когда становимся свидетелями того, что представители разных стран мира изучают наши национальные танцы, исполняют их у нас и у себя в стране. Это свидетельствует о внимании и уважении не только к узбекскому национальному искусству, но и ко всему народу Узбекистана.

Студенты академии широко пропагандируют узбекское искусство, постоянно участвуя во всенародных праздниках, международных фестивалях и конкурсах.

Из-за того, что все государственные танцевальные ансамбли, в том числе такие, как «Узбекистон», «Лазги», «Тошкент зеболари», «Тумор», "Навбахор», «Навруз», не обеспечены полным составом, студенты академии регулярно привлекаются для участия в концертных программах на общественных началах.

20 034
Шахноза Маматуропова, УзА​