Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

06.02.2017 19:16 Версия для печати

Бесценная сокровищница

Когда Мохичехра Шомуродова исполняет песню на газель Навои "Муножот" ее слушают, затаив дыхание. Молодая исполнительница считает, что притягательная сила классических песен, особенно на газели Навои, заключается в мелодичности, красоте и глубине содержания.

В Государственной консерватории Узбекистана уделяется большое внимание приобщению молодого поколения к творческому наследию Навои посредством музыки.

– Творчество Навои – бесценная сокровищница, – говорит проректор данного высшего учебного заведения Равшан Нигматов. – В этом году педагоги и студенты консерватории провели особую подготовку к большой концертной программе, состоящей из песен на газели Навои и Бабура, классических произведений, музыкально-просветительским мероприятиям "Поэзия и мелодия", "Наследие Навои", "Сад Навои".

– Большая часть музыкальных образцов Шашмакома исполняется на стихи Алишера Навои, – говорит заведующий кафедрой восточного музыковедения Сойибжон Бегматов. – В философских произведениях Навои, в поэмах, вошедших в "Пятерицу", представлены широкие сведения о музыкальном искусстве, его истории и представителях музыкального творчества, музыкальных инструментах и терминах. К примеру, Навои приводит несколько вариантов терминов "композитор", "исполнитель". В процессе учебы студенты обращаются к творчеству великого мыслителя, его газелям. Наследие Навои имеет огромное значение как для студентов, так и для преподавателей.

– Творчество Навои пронизано мудростью, призывает людей к совершенству и спустя века не утрачивает своей художественной, воспитательной значимости, – говорит декан факультета восточной музыки Набижон Кадыров. – В нашем образовательном учреждении уделяется особое внимание изучению этого наследия посредством музыкального искусства. В частности, наследие поэта изучается по ряду образовательных направлений – традиционному исполнению и традиционному музыкальному исполнению, академическому пению и другим, а также на учебных предметах "Введение в восточную поэзию", "Аруз и классическая музыка", "Основы узбекской классической поэзии", "Анализ газелей Шашмакома" и в процессе изучения предметов по специальностям "Класс ансамбля", "История искусства традиционного исполнения", "Традиционное исполнение".

По мнению наставников, исполнение классических музыкальных произведений требует от исполнителя глубоких знаний, мастерства и тщательной подготовки, поэтому обучению молодежи исполнению произведений такого жанра уделяется пристальное внимание.

В консерватории проводится тщательная подготовка к ежегодной научно-практической конференции "Навои и музыка". Ученые и преподаватели, молодые соискатели Ташкентского государственного института востоковедения, Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы имени Алишера Навои, Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами, Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода, Государственного института искусств и культуры Узбекистана будут всестороннее обсуждать бесценные мнения поэта о музыкальном образовании, композиторах, исполнителях и музыкантах, музыкальных жанрах и другие.

Старший научный сотрудник-соискатель Лайло Жураева ведет научные изыскания на тему "Алишер Навои и музыкальное искусство: история и анализ". Она отмечает, что в ряде произведений великого мыслителя можно встретить определения, комментарии и оценки, связанные с историей музыки, музыкальных инструментов, сочинением музыки, музыкальным исполнением. Это исследование, связанное с вопросами литературы, языковедения, истории, направлено на изучение значения музыкального искусства в развитии и совершенствовании человека.

Вместе с тем республиканский конкурс молодых макомистов, различные концерты, творческие проекты, фестивали искусств также способствуют росту мастерства молодых дарований.

Назокат Усманова, УзА
3 109






Все о погоде - Pogoda.uz