В электроснабжении и обеспечении природным газом будет обеспечена законность
В соответствии с Указом Президента нашей страны Шавката Мирзиёева "О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства" от 29 мая 2017 года работа в этой сфере кардинально совершенствуется.
В соответствии с Указом Президента нашей страны Шавката Мирзиёева "О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства" от 29 мая 2017 года работа в этой сфере кардинально совершенствуется. Организовано Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.Принимая во внимание интерес широкой общественности к деятельности данной структуры, корреспондент УзА побеседовала с директором Бюро принудительного исполнения Ботиром Кудратхужаевым.
– Ботир Бахромович, расскажите, пожалуйста, вкратце о предпосылках создания Бюро принудительного исполнения.
– Электроэнергия и природный газ являются одними из самых необходимых для повседневной жизни ресурсов. Хотя Узбекистан в этом плане – самодостаточная страна, это не дает нам права расточительно использовать природные богатства. Мы должны понимать, что наши дети, грядущие поколения также вправе ими пользоваться, поэтому необходимо рационально использовать энергоресурсы и своевременно платить за их потребление.
Указ главы нашего государства "О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства" является своевременно принятым решением в целях устранения проблем, накопившихся в сфере. В соответствии с документом разработаны меры по модернизации и технологическому переоснащению топливно-энергетического комплекса, созданы действенные механизмы безусловного соблюдения договорных обязательств в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также исполнения судебных актов и актов иных органов.
Накопившиеся в данных сферах существенные недостатки и проблемы не способствовали кардинальному сокращению дебиторской задолженности за энергоресурсы и, как следствие, дальнейшему развитию электроэнергетической и газовой отраслей, повышению эффективности исполнительного производства.
Ухудшению платежной дисциплины, созданию условий для нерационального потребления электроэнергии и газа "поспособствовали" ответственные лица данной сферы. Многочисленные контролеры в системе акционерного общества "Узбекэнерго" и акционерной компании "Узтрансгаз" не выполняли свои задачи на должном уровне. Наоборот, контролерами массово допускались случаи хищения денежных средств, искажения показателей учетных приборов (в 2016 году и в первом квартале текущего года по данным фактам осуждено более тысячи работников сферы, нанесенный ими ущерб составил 43,3 миллиарда сумов).
Безответственность должностных лиц, затягивание сроков внедрения автоматизированных систем контроля и учета потребления энергоресурсов крайне негативно повлияли на обеспечение достоверного учета объемов их поставки, потребления и осуществления своевременных взаиморасчетов.
В то время как денежные средства целесообразно было направить на модернизацию устаревшей инфраструктуры электро- и газоснабжения, необоснованно сохранялись штатные единицы контролеров. (В год на заработную плату контролеров расходовалось 161,8 миллиарда сумов).
Низкий уровень межведомственного взаимодействия в деятельности Судебного департамента при Министерстве юстиции негативно отразился на обеспечении достоверности учета исполнительных документов, безусловного исполнения судебных актов и актов иных органов.
Появилась необходимость устранения этих проблем, кардинального совершенствования сферы в соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. В целях дальнейшего совершенствования системы управления, механизмов контроля и учета, укрепления платежной дисциплины, усиления ответственности в сфере электро- и газоснабжения, коренного повышения эффективности исполнительного производства было организовано Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.
– Какие задачи возложены на Бюро и как обеспечивается их исполнение на практике?
– Основные задачи Бюро заключаются в обеспечении безусловного исполнения судебных актов и актов иных органов, ведении достоверного учета исполнительных документов, взысканных средств. Вместе с тем Бюро обеспечивает предупреждение фактов волокиты и злоупотреблений в исполнительном производстве, выявление, пресечение и предупреждение фактов хищений, незаконных подключений к электрическим, газотранспортным и газораспределительным сетям, полноту и своевременность платежей за энергоресурсы.
Обеспечение сокращения задолженности потребителей, проведение мониторинга за процессами внедрения современных автоматизированных систем контроля и учета потребления энергоресурсов, а также альтернативных источников энергии, участие в осуществлении учета сбыта и потребления энергоресурсов, принятие мер по повышению ответственности и правовой культуры потребителей энергоресурсов, проведение комплексного анализа, выявление системных проблем, выработка предложений по совершенствованию системы принудительного исполнения, обеспечение расчетов за энергоресурсы, ведение производства по делам об административных правонарушениях, осуществление дознания и оперативно-розыскной деятельности в порядке, установленном законодательством, также входят в число основных задач Бюро.
В соответствии с указом задачи, функции и полномочия действовавшего при Министерстве юстиции Судебного департамента переданы Бюро. Теперь принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляется государственными исполнителями Бюро.
Бюро разработало план комплексных организационно-правовых мероприятий. Согласно плану разрабатываются проекты 29 нормативно-правовых актов. В рамках организационных мероприятий совместно с Центральным банком завершается работа по открытию единых банковских расчетных счетов для средств, поступающих от реализации электроэнергии и газа, а также взыскания долгов по судебным актам.
Ежедневная выручка от реализации электроэнергии и газа изучается путем сопоставления данных компаний "Узбекэнерго" и "Узтрансгаз" с данными банков. Заместители Генерального прокурора и ответственные сотрудники закреплены за конкретными регионами. Разработана и доведена до исполнителей соответствующая программа мер.
Для предотвращения искажения данных в электронных базах расчетов по энергоресурсам из них получены выписки. К работе по строгому контролю за ведением электронных баз, соблюдением законодательства привлечено 423 сотрудника прокуратуры.
Сформирована и анализируется электронная база задолженности по платежам за энергоресурсы и судебным актам. От сетей отключены 48 376 потребителей, имеющих задолженности по электроэнергии, 22 146 потребителей, задолжавших за газ.
Наряду с исполнительными документами, находящимися в производстве судебных исполнителей, проводится инвентаризация исполнительных документов судов на период с 1991 года по настоящее время. В течение 18 дней в процессе инвентаризации уже выявлено 48 239 судебных актов (на сумму 41,7 миллиарда сумов), не обращенных на принудительное исполнение.
– Какие нарушения закона в ходе контрольных мероприятий выявляются чаще всего?
– В ходе системного изучения состояния дел в сфере потребления энергоресурсов (за 40 дней после принятия указа) выявлено 432 нарушения закона. По ним возбуждено 67 уголовных дел и 365 дел об административном правонарушении.
Основное внимание в ходе контрольных мероприятий уделяется работе должностных лиц предприятий по поставкам электроэнергии и природного газа, допустивших халатное отношение к своим обязанностям, злоупотребивших своей должностью. Их безответственному бездействию по сокращению дебиторской задолженности будет дана законная оценка. За минувший период ими допущено возникновение задолженности на 44,8 миллиарда сумов (40,4 миллиарда сумов – за электроэнергию, остальная сумма – за газ). По этим фактам возбуждено 12 уголовных дел.
К примеру, руководитель Акалтынского районного предприятия электросетей поставил электроэнергию на 286,6 миллиона сумов 186 юридическим лицам, не осуществившим установленную 50-процентную предоплату. Возникла задолженность на 888 миллионов сумов, но меры по ее взысканию не принимались.
Злоупотребляя своей должностью, ответственные лица допустили возникновение искусственной задолженности. В базу различными уловками вносились не соответствующие действительности суммы задолженности, чтобы "закрыть" долги, их распределяли среди населения. К примеру, из-за халатности и слабого контроля ответственных лиц Юнусабадского и Шайхантахурского районных предприятий газоснабжения за осуществлением расчетов в установленном порядке возникла задолженность на 3,4 миллиарда сумов. Чтобы покрыть недостачу, эта сумма была переложена на население.
Ответственные лица Чимбайского филиала Каракалпакского регионального предприятия электросетей разработали преступную схему, для реализации которой возникшая задолженность в размере 1 миллиарда сумов была "распределена" между 118 физическими лицами. Возбуждены соответствующие иски по их взысканию. Однако не обеспечено выполнение исполнительных документов.
Некоторые преступления, совершенные в сфере, это – мошенничество, взяточничество и хищение средств, поступивших от уплаты за потребление энергоресурсов.
Необходимо особо отметить, что основная часть таких преступлений была совершена контролерами, ответственными за взыскание платежей. В целом по этим фактам возбуждено 40 уголовных дел, 18 из которых в отношении контролеров (5 уголовных дел по фактам хищения платежей за электроэнергию, 15 уголовных дел – за хищение платежей за газ). В 13 случаях от потребителей получены взятки за "устранение" задолженности. Так, один из контролеров Бухарского районного предприятия газоснабжения получил от двух потребителей 400 долларов США и 2 миллиона сумов, чтобы "закрыть" их долг в размере 4,6 миллиона сумов. Потребителям были выданы поддельные документы, подтверждающие уплату платежей.
Один из работников Мирзаабадского районного предприятия электросетей получил от потребителя 700 тысяч сумов, чтобы "закрыть" долг на 1,2 миллиона сумов. В ходе проверки выяснилось, что он совершил еще 417 подобных незаконных действий и нанес государству ущерб в размере 31,3 миллиона сумов.
Работник Яшнабадского районного предприятия электросетей был задержан при получении от потребителя 200 долларов США. Он обещал потребителю снизить сумму задолженности.
Главный бухгалтер Хорезмского регионального предприятия электросетей, вступив в сговор с членами своего коллектива, продал предприятию "Элсус" трансформатор за 754,8 миллиона сумов при фактической стоимости 1,1 миллиарда сумов. В результате государству нанесен ущерб на 331,2 миллиона сумов. К сожалению, перечень таких случаев можно долго продолжать.
В ходе контрольных мероприятий выявлены случаи незаконного использования энергоресурсов, в том числе 15 фактов подключения к сетям энерго- и газоснабжения. К примеру, житель Чиназского района У.Абдуллаев организовал в своем доме холодильный склад площадью 159 квадратных метров и незаконно пользовался электроэнергией для его эксплуатации, чем нанес ущерб в размере 290,3 миллиона сумов.
Ответственные лица Касансайского районного предприятия "Сувокова" в течение двух лет пользовались насосами, незаконно подключив их к электросети. Ущерб от их действий составил 223 миллиона сумов.
Работа по выявлению и пресечению подобных незаконных действий последовательно продолжается.
– Какие, по вашему мнению, меры необходимы для укрепления платежной дисциплины?
– Наш народ издревле считает порочным посягательство на чужое добро. Потребление энергоресурсов, бесспорно, должно оплачиваться, ведь, отказываясь от своевременной оплаты, мы вредим самим себе. Поэтому необходимо усилить работу, направленную на разъяснение того, что ресурсы не безграничны, формирование ответственного отношения населения к их потреблению, повышение платежной культуры.
Наши соотечественники не должны забывать, что с 1 июля 2017 года потребители – физические лица обязаны до 10 числа каждого месяца осуществлять полный расчет за энергоресурсы, потребленные в предыдущем месяце. При наличии задолженности по истечении этого срока потребители – физические лица подлежат обязательному отключению от электрических и газораспределительных сетей в установленном порядке.
Поставка энергоресурсов потребителям – юридическим лицам осуществляется на основе 100-процентной предоплаты. В случае неосуществления предоплаты к данным потребителям применяются меры, вплоть до полного отключения от электрических и газораспределительных сетей.
При повторном подключении ранее отключенных от электрических и газовых сетей потребителей-физических лиц взимается плата в размере 2 минимальных размеров заработной платы, потребителей-юридических лиц – 10 минимальных размеров заработной платы с зачислением средств на счета организации, осуществившей повторное подключение.
Потребитель несет ответственность за надлежащую эксплуатацию и исправность приборов учета потребления энергоресурсов.
Работодателям будут направляться обязательные для исполнения требования об удержании с заработной платы работников – потребителей задолженности за поставленные энергоресурсы в сумме, не превышающей двух минимальных размеров заработной платы.
В целом система контроля и учета потребления энергоресурсов, взыскания задолженности будет коренным образом усовершенствована. Будет внедрен четкий порядок определения потерь при поставке, транспортировке, распределении и сбыте энергоресурсов. Приборы контроля и учета потребления электроэнергии и газа будут установлены в местах их распределения – махаллях. Будет создана Единая биллинговая система жилищно-коммунального обслуживания, услуг электро- и газоснабжения, предоставляющая достоверную информацию о состоянии взаиморасчетов с потребителями, интегрированная с электронными платежными системами.
Эти меры создадут условия для обеспечения законности в сфере, позволят эффективно пресекать уклонение потребителей от внесения платежей за электроэнергию и газ.