УзА Русский

18.07.2016 22:48:49 Версия для печати

Символ экономической и духовной мощи нашего народа

20 лет назад в Узбекистане с конвейера сошел первый автомобиль

Поверил бы человек, который четверть века назад считал, что село - это хлопковое поле, работник - это хлопкороб, а машиностроение - это производство хлопкоуборочных комбайнов, словам о том, что через несколько лет Узбекистан войдет в ряд государств, занимающихся производством автомобилей? Конечно, не поверил бы. Потому что освоение автомобилестроения - самой сложной современной промышленной отрасли - всего через пять лет после достижения независимости в аграрной республике, которая в свое время была вынуждена ввозить зерно, было неожиданным событием для всего мира.

Каждый проходящий день приближает нас к самой великой дате в истории нашей страны - 25-летию независимости. И естественно, что в дни подготовки к празднику каждый наш соотечественник глубже осмысливает свою жизнь и ищет ответ на вопрос о том, кем мы были вчера и кем стали сегодня. Ведь осуществленные за исторически короткий срок под руководством Президента Ислама Каримова реформы по строительству демократически-правового государства, формированию сильного гражданского общества, коренному преобразованию экономики и занятию нашей страной достойного места в ряду развитых государств позволили мобилизовать огромный созидательный и интеллектуальный потенциал народа на путь развития страны, повышения уровня жизни людей и реализацию больших надежд.

Ведущие аналитики мира пытаются разгадать секрет экономического развития нашей страны. Для международной общественности неожиданными реалиями были и отказ в начале 90-х годов от стандартных форм перехода к рыночной экономике, и достижение всего через несколько лет в Узбекистане - первом среди государств СНГ - роста валового внутреннего продукта, и внедрение системы сильной социальной защиты малообеспеченных слоев населения, и самообеспечение продукцией стратегического значения - нефтепродуктами и зерном.

Двадцать лет назад пущен в эксплуатацию Асакинский автомобильный завод. 19 июля 1996 года в городе Асака состоялось торжественное открытие завода.

В те торжественные минуты Президент Ислам Каримов сказал: «Наши сограждане, дальние и близкие соседи хорошо понимают, что для строительства такого крупного современного завода нужны не только экономический и финансовый потенциал, но и большая нравственная сила, наконец, воля и смелость».

Автомобилестроение - одна из лидирующих отраслей мировой промышленности. Эта сфера, составляющая почти десять процентов всего мирового валового внутреннего продукта, способна воздействовать на глубокие структурные преобразования в экономике. Вместе с тем широкое внедрение самых передовых и сложных технологий в автомобилестроение, стимулирование формирования отраслей воспроизводства, обеспечивающих большую добавочную стоимость продукции служат обеспечению конкурентоспособности экономики.

Каждое организуемое в отрасли новое рабочее место обеспечивает создание в других отраслях от семи до пятнадцати рабочих мест, повышение востребованности в стране высококвалифицированных специалистов.

1.jpg

Более ста видов

До обретения нашей страной независимости не каждый гражданин мог иметь легковой автомобиль. Появление на дорогах нашей страны машин «Damas», «Nexia» и «Tico» - первых ласточек национального автомобилестроения, основанного на абсолютно новых технологиях и в соответствии с самыми передовыми требованиями, практически полностью изменили и даже, можно сказать, стали причиной революции в нашем представлении об автомобилях.

В результате уделяемого главой нашего государства особого внимания развитию сферы, процессам модернизации, внедрению в производство современных технологий национальное автомобилестроение стало динамично развивающейся отраслью промышленности. Так, за прошедший период в городе Ташкенте, Андижанской, Самаркандской и Хорезмской областях построены современные предприятия, и теперь в нашей стране выпускаются более ста видов легковых и грузовых автомобилей, специальных транспортных средств!

Из года в год расширяется масштаб деятельности Асакинского автомобильного завода. В национальном автомобилестроении разрабатываются новые модели. В августе 2001 года состоялась презентация хэтчбека «Matiz», в сентябре 2002 года - седана «Nexia DOHC» новой модификации.

Практически каждый год компания радует потребителей своими новшествами. В 2003 году было освоено производство автомашин марки «Lacetti». В декабре 2004 года было начато производство автомашины «Matiz Best» с двигателем объемом один литр и автоматической коробкой передач, в феврале 2006 года - новой автомашины «Damas II».

В 2008 году на первом предприятии отрасли ― Асакинском автомобильном заводе начался новый период. На его базе под учредительством акционерной компании «Узавтосаноат» и компании «General Motors» образовано совместное предприятие «GM Uzbekistаn». Парк узбекских автомобилей расширился за счет новых, современных, качественных автомобилей. Началось производство усовершенствованных и технологически компактных автомобилей, в 2010 году - «Chevrolet Spark», в 2011 году - модернизированных «Chevrolet Captiva», в 2012 году - «Chevrolet Malibu», в 2013 году - «Chevrolet Cobalt». В последние годы ряд автомобилей в национальном автомобилестроении пополнился машинами новых модификаций. В частности, это обновленная «Lacetti», а в начале 2014 года состоялась презентация семейного автомобиля «Orlando».

– В июле 2015 года АО «GM Uzbekistаn» представило населению новый автомобиль «Labo», - говорит заместитель начальника управления АК «Узавтосаноат» Алишер Комилов. – Этот автомобиль класса Compact LCV удобен для перевозки грузов малого объема. Это транспортное средство - результат успешного очередного проекта завода «Хоразм авто», в короткие сроки освоившего производство автомобилей «Damas» и «Orlando».

Безусловно, одним из успешных проектов нашего автомобилестроения является «Nexia». Только в нашей стране реализовано более одного миллиона автомобилей этой марки первого и второго поколений. 27 мая нынешнего года автомобилестроители страны представили общественности третье поколение автомобиля «Nexia». Эта машина не только по дизайну, но и по возможностям двигателя, безопасности и удобствам является практически новым автомобилем.

Этот автомобиль – одинадцатая по счету модель, сходящая с конвейеров завода «GM Uzbekistan» - стал достойным подарком к 25-летию независимости.

Автомобили нашей страны пользуются большим спросом не только на внутреннем, но и на зарубежном рынках. Эти машины, дизайном и техническими возможностями завоевавшие доверие потребителей, сегодня можно видеть во многих странах мира.

4.JPG

Результаты программы локализации

Локализация - приоритетное направление развития автомобилестроения и повышения его производственного потенциала. Она способствует последовательному и стабильному развитию экономики, созданию новых рабочих мест, активизации внедрения в производство современных эффективных технологий. Главное, локализация служит широкому использованию местного сырья и производственных ресурсов, экономии валюты за счет стимулирования производства конкурентоспособной продукции и сокращения импорта запасных частей.

Сегодня в нашей стране действует множество предприятий, на которых производят бамперы, автоэмали, герметики, промышленные краски, выхлопные трубы, баки для горючего, пожарные насосы, автомобильные стекла и сиденья, аккумуляторы, жгуты для электропроводки, чехлы для салона автомобилей, средства внешнего освещения, масляные и воздушные фильтры, капсулированные стекла, генераторы, компрессоры, диски для колес, узлы для шасси и другую продукцию. В первые годы образовано почти десять совместных предприятий, среди которых - «Уз-ДонгЖу», «Уз-ДонгВон», «Уз-ТонгХонг», «Уз-СэМюнг», в настоящее время в системе АК «Узавтосаноат» действует более 35 крупных субъектов производства.

Стоит особо отметить, что в 2011 году в сотрудничестве с компанией «General Motors» налажена деятельность совместного предприятия «General Motors Powertrain Uzbekistan», специализирующегося на выпуске двигателей. Это предприятие, созданное на основе программы локализации, располагает мощностью производства более 225 тысяч двигателей в год. Заслуживает внимания то, что двигатели, производимые на основе международного экологического стандарта «Евро-5», доставляются и на Асакинский автомобильный завод, и экспортируются.

Утвержденная постановлением Президента Ислама Каримова от 11 февраля 2015 года Программа локализации производства готовой продукции, комплектующих и материалов на 2015-2019 годы предоставляет широкие возможности для предприятий сферы. В соответствии с этой программой на предприятиях «Узавтосаноат» предусмотрена локализация производства амортизаторов, спидометров, резинотехнических изделий для автомобилей, малых и стационарных батарей, радиаторов, кондиционеров, звукоизоляционных материалов - в целом более 30 видов промышленной продукции.

Автомобилестроение нашей страны, оказывая позитивное воздействие на другие сферы общества, играет важную роль в обеспечении занятости населения. В настоящее время в системе компании трудятся более 27 тысяч человек.

2.JPG

В поддержку малого бизнеса

Развитие производственных отраслей в нашей стране способствовало резкому увеличению востребованности в транспортных услугах. Это, в свою очередь, наряду с развитием дорожно-транспортных коммуникаций вызвало необходимость обновления парка и увеличения видов грузовых автомобилей.

В 90-е годы из-за того, что большинство грузовых транспортных средств устарело, и в результате определения цен в зависимости от грузоподъемности автомобилей затраты на перевозку стали фактором, негативно воздействующим на конкурентоспособность продукции. Все это в материальном плане было невыгодно для представителей малого бизнеса и частного предпринимательства.

Этим аспектам было уделено особое внимание в процессе развития автомобильной отрасли нашей страны, что было отражено в начале производства трех видов грузовых машин в 2007 году на Самаркандском автомобильном заводе.

На заводе, образованном совместно с японскими компаниями «Isuzu Motors Ltd» и «Itochu Corporation», освоено производство малых, средних и тяжелогрузных автомобилей и автобусов. Здесь производят кузовы более двадцати модификаций, в частности, бортовые, легковые и изотермические фургоны, рефрижераторы, машины для перевозки продовольствия, самосвалы, автомобили, мобильные станции переливания крови, серийные передвижные аптеки, газоспасательные, специальные транспортные средства.

Налаживание производства грузовых автомобилей, работающих на сжиженном газе, способствует сокращению затрат на эксплуатацию транспорта, расширению масштаба использования экологически чистого топлива.

В соответствии с постановлением Президента Ислама Каримова о мерах по развитию в перспективе производства большегрузных автотранспортных средств от 16 февраля 2011 года в нашей стране заложена основа строительства комплекса производства большегрузных автомобилей «MAN» и их обслуживания.

В настоящее время на узбекско-германском совместном предприятии «JV MAN Auto Uzbekistan» выпускают более 50 видов современных, надежных грузовых автомобилей мощностью подъема от 15 до 40 тонн груза. Вместе с прицепами, производимыми на предприятии «UzAuto Trailer», они доставляются потребителям.

3.JPG

В каждом доме

Автомобиль - средство передвижения, позволяющее экономить время, повышать качество жизни. Один лишь этот аспект свидетельствует о повышении уровня жизни народа в годы независимости. Сегодня 42 из каждых 100 семей в нашей стране владеют автомобилем.

- Ранее под понятием "жилье" подразумевался дом с несколькими комнатами, - говорит житель Бахмальского района Бахриддин Турсунов. - Теперь строительство дома начинается с определения места под гараж для автомобилей.

В целом автомобильная сфера нашей страны, являющаяся ярким отражением «узбекской модели» развития, динамично развиваясь в течение двадцати лет, стала стабильной промышленной отраслью независимости. Сегодня наша страна, одна из 52 автомобильных держав, по мощности производства занимает место в ряду тридцати лидирующих стран, что свидетельствует о возрастающем международном престиже национальной автомобильной промышленности. Все это является практическим подтверждением реализации высшей цели - "Узбекистан - государство с великим будущим", выдвинутой Президентом нашей страны в первые годы независимости.