УзА Русский

14.08.2019 15:24 Версия для печати

​Реформа ТЭК: повышение эффективности с учетом социальной ответственности

​Реформа ТЭК: повышение эффективности с учетом социальной ответственности

Государство постоянно поддерживает социально значимые отрасли и предприятия, предоставляющие услугив сфере энерго-, тепло- и водоснабжения.Предоставляютсяразличные льготы и субсидии. Но, как показывает мировой опыт, постоянные дотации определенной категории предприятий со стороны государства негативно сказываются на их деятельности.

В течение многих лет отпускные или розничные цены на коммунальные услуги и проезд в общественном транспорте устанавливались ниже их себестоимости. Возникавшие убытки покрывались за счет субсидий или списания задолженности перед бюджетом.

Себестоимость энергоресурсов

Природный газ и нефть играют ключевую роль в производстве энергоресурсов. В структуре себестоимости электричества (начиная от производства и заканчивая реализацией конечному потребителю) 46 процентов приходится на затраты природного газа, 6- угля и мазута, 12 процентов - технологические потери. Поэтому цена газа непосредственно влияет на тарифы на электро- и тепловую энергию, коммунальные услуги. Стоимость таких ресурсов косвенно отражается на большей части потребляемой людьми продукции.

На себестоимость природного газа и нефтепродуктов влияют нехватка отечественного сырья, необходимость их импорта из других стран и закупка у иностранных предприятий по общемировым ценам. При этом открытие новых месторождений и капитальный ремонт действующих скважин тормозит недостаточность финансовых средств, а значит, снижается выработка углеводородов. А ведьнаселение увеличивается, уровеньжизни повышается,число предприятий растет, чтоспособствует все большему потреблению ресурсов.

Перемены – назревшая необходимость

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) играет важнейшую роль в экономике любой страны. Без принятия кардинальных мер по реформированию отечественного ТЭК невозможно обеспечить надежное и эффективное электро- и теплоснабжение, функционирование и развитие других отраслей, нормальную жизнедеятельность всего общества. Чрезмерное вмешательство государства в рыночные условия хозяйствования, в том числе на основе прямого тарифного регулирования и субсидирования отдельных сфер, может привести к катастрофическим последствиям. Кроме того, огромный разрыв между фактической стоимостью ресурсов и установленными ценами нельзя считать оправданным с любой точки зрения. Тем более, как показывает практика, низкие тарифы стимулируют беспечное, бесконтрольное расходование ценных, но дешевых ресурсов, которые кажутся неисчерпаемыми. Граждане не озабочены внедрением современных энергосберегающих технологий - им это невыгодно.

Таким образом, сложившаяся порочная цепочка ценообразования приводит к ухудшению работы предприятий ТЭК и угрожает энергетической безопасности всей страны в перспективе. Следовательно, возникнут препятствия на пути устойчивого развития и улучшения благосостояния народа.

Для сравнения приведены данные по ценам в некоторых странах СНГ. Очевидно, что в большинстве случаев отечественные тарифы отличаются в меньшую сторону, несмотря на их несоответствие реальной рыночной ситуации. Низкие цены на газ в Казахстане объясняются его более богатыми запасами, а на электроэнергию в Кыргызстане и Таджикистане - мощными гидроресурсами на фоне меньшего населения.

Снимок1.JPG

В этих условиях одной из необходимых мер является пошаговое повышение тарифов, без которого не устранить ключевые проблемы. В связи с этим, принимая во внимание необходимость социальной поддержки населения, с 16 ноября 2018 года тарифы на электричество и природный газ для юридических лиц доведены до 331 сума за кВт/ч и 600 сумов за кубический метр, в то время как для населения они возросли лишь на 10 процентов - до 250 сумов за кВт/ч и 320 сумов за кубический метр соответственно. А для сокращения резкого отставания стоимости энергоресурсов для населения от расценок для юридических лиц и выхода на безубыточность сферы было принято решение с 15 августа 2019 года установить тарифы для граждан на уровне 295 сумов за кВт/ч и 380 сумов за кубический метр, для юридических лиц - 450 и 660 сумов соответственно.

В результате тарифы на электроэнергию и природный газ для населения станут ниже цен для юридических лиц в 1,5 и 1,7 раза соответственно. Сравнив лишь эти показатели, можно убедиться в том, что правительство Узбекистанастарается облегчить финансовую нагрузку на соотечественников.

Пропорциональный рост зарплат

Другая мера социальной поддержки - постепенное повышение минимального размера заработной платы, стипендий, пенсий и иных пособий. Согласно информации Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике среднемесячная номинальная начисленная зарплата по стране в первом квартале 2019 года составила 2049,7 миллиона сумов. Это больше, чем годом ранее - 1549,9 миллиона сумов (см. таблицу).

Снимок.JPG

Кроме того, с января 2019 подоходный налог для физических лиц установлен на уровне 12 процентов, тогда как прежде он доходил до 22,5 процента. Также с этого года отменены отчисления в Пенсионный фонд в размере 8 процентов от начисленной заработной платы. Тем самым чистые доходы населения по сравнению с 2018 годом выросли в среднем на 43 процента. При этом тарифы на природный газ и электроэнергию для населения в среднем поднялись в начале года на 22 процента. С 1 августа минимальный размер заработной платы повышен еще на 10 процентов.

Базовая норма потребления

Внедренная с 1 января 2019 года в Юнусабадском районе базовая норма потребления энергоресурсов будет доработана для дальнейшего применения по всей стране. Действующая ныне норма по газу составляет 1000 кубометров на абонента в течение пяти месяцев отопительного сезона и 250 – в остальное время. По электроэнергии - 300 кВт/ч в месяц на абонента. В случае превышения лимита при оплате применяется повышающий коэффициент 1,2.

Для сравнения: в Азербайджане социальная норма составляет 250 кВт/ч наабонента, в России - от 50 до 250 кВт/ч в зависимости от региона, а в Казахстане действует тройная шкала тарифов (до 90, от 90 до 160, свыше 160 кВт/ч). Установлены повышающие коэффициенты: 1,6 - в Азербайджане, 1,26 – в России, 1,35 и 1,69 – в Казахстане.

По результатам пилотного проекта установлено, что в случае с природным газом базовую норму следует использовать после запуска автоматизированной системы контроля и учета этого ресурса (АСКУГ). Так, кроме Юнусабадского районаизучен Янгиюльский район Ташкентской области. Там нормативные потери за первый квартал составили 0,8 процента, а сверхнормативные — 2,7 процента. Последние возникают в связи с изношенностью труб и отсутствием современных приборов учета у всех абонентов. АСКУГ позволит сократить сверхнормативные потери. Ее полное внедрение для всех категорий потребителей запланировано до 2022 года.

Стоит отметить, что повышение эффективности топливно-энергетического комплекса связано не только с ростом тарифов, но и с глубокими структурными реформами. За последний год в сфере осуществлен ряд изменений.

1. По нефтегазовой отрасли.

Для совершенствования системы управления АО «Узбекнефтегаз» постановлением Президента Республики Узбекистан«О мерах по стабильному обеспечению экономики и населения энергоресурсами, финансовому оздоровлению и совершенствованию системы управления нефтегазовой отраслью» от 9 июля 2019 года в его системе сокращены излишние промежуточные звенья путем присоединения к АО «Узбекнефтегаз» акционерных обществ «Узбурнефтегаз», «Узнефтегаздобыча», «Узнефтепродукт» и «Узнефтегазмаш».

Из состава головного АО выведено АО «Узтрансгаз», а его доля в уставном капитале последнего передана Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан. На базе территориальных филиалов газоснабжения создано АО «Худудгазтаъминот» с определением агентства его акционером.

Ранее АО «Узбекнефтегаз» координировало отраслевые предприятия на всех этапах производства и реализации продукции. Теперь же оно занимается производством и переработкой, «Узтрансгаз» - транспортировкой нефти, газа и нефтепродуктов, а АО «Худудгазтаминот» - доведением природного и сжиженного газа до потребителей. Эти предприятия не подчиняются друг другу и заинтересованы в финансовой стабильности своей деятельности. Таким образом, каждое из них будет стремиться совершенствовать качество товаров, услуг и принимать меры по снижению себестоимости продукции.

В дальнейшем планируется поэтапная передача в управление частным операторам таких направлений, как эксплуатация газораспределительных сетей и сбыт газа потребителям на условиях государственно-частного партнерства.

2. По электроэнергетической отрасли.

Для внедрения современных методов управления и организации деятельности постановлением Президента Республики Узбекистан «О стратегии дальнейшего развития и реформирования электроэнергетической отрасли Республики Узбекистан» от 27 марта 2019 года АО «Узбекэнерго» реорганизовано и разделено на три части:

АО «Тепловые электрические станции», управляющее тепловыми электростанциями и электроцентралями, вырабатывающими электрическую и тепловую энергию;

АО «Национальные электрические сети Узбекистана» - единый заказчик электроэнергии у предприятий-производителей, продающий ее учреждениям местных электрических сетей;

АО «Региональные электрические сети», управляющее соответствующими территориальными предприятиями, распределяющими и реализующими электроэнергию конечным потребителям.

УзА
3 239