Расширяются полномочия местных хокимиятов
На примере Ташкента в пилотном режиме в бюджетной системе страны предусмотрены усиление независимости районных хокимиятов и расширение их финансовых возможностей. В этом направлении важную роль играют задачи, намеченные Президентом нашей страны Шавкатом Мирзиёевым в ходе посещения Чиланзарского района столицы 12 апреля нынешнего года.
На примере Ташкента в пилотном режиме в бюджетной системе страны предусмотрены усиление независимости районных хокимиятов и расширение их финансовых возможностей. В этом направлении важную роль играют задачи, намеченные Президентом нашей страны Шавкатом Мирзиёевым в ходе посещения Чиланзарского района столицы 12 апреля нынешнего года.В соответствии с указом главы нашего государства о мерах по расширению полномочий органов государственной власти на местах в формировании местных бюджетов от 7 июня текущего года в целях стабильного финансирования программ комплексного развития территорий и повышения на этой основе реальных доходов, уровня и качества жизни населения в числе одной из основных задач бюджетной политики государства было намечено укрепление независимости местных органов государственной власти в управлении местными бюджетными средствами.
До настоящего времени работа по организации деятельности Кенгашей народных депутатов столичных районов, а также управлению дополнительными бюджетными средствами районов и городов, внесению при необходимости изменений в параметры бюджета в процессе исполнения городского бюджета проводилась с разрешения Министерства финансов Республики Узбекистан, теперь эти полномочия переданы местным хокимиятам.
Принимаемые в бюджетной сфере меры создают основу для поэтапной передачи полномочий от центра нижним звеньям. Так, уже переданы права на управление затратами в сферах коммунального хозяйства и благоустройства бюджетных организаций.
Органы местной власти получили такие полномочия, как направление сверхплановой части доходов районного бюджета на материальную поддержку различных мероприятий и поощрение руководящих кадров, оптимизацию бюджетных организаций и их штатов, формирование резервного фонда местного бюджета. Главное, теперь вышестоящие финансовые ведомства не будут вносить изменения в утвержденные параметры доходов районов.
В районные местные бюджеты переведены 88 процентов бюджетных организаций, получавших средства из местного бюджета города Ташкента. Из районных бюджетов будут финансироваться 802 учреждения народного образования, 93 поликлиники и диспансера, 33 дома культуры, 11 районных хокимиятов, 503 органа самоуправления, 11 центров социальной помощи и социальной адаптации, 11 управлений по благоустройству, а также покрываться затраты на решение одной из актуальных проблем - ремонт внутренних дорог.
Теперь затраты на содержание 18 специальных школ и интернатов района, расходы на зарплату работников 284 общеобразовательных школ, приравненные к ним выплаты и единые социальные выплаты, финансируемые из бюджетов районов, осуществляются за счет целевых межбюджетных трансфертов, выделяемых из городского бюджета Ташкента.
Опыт, проведенный на примере местного бюджета города Ташкента, дал свои результаты и предоставил возможность на уровне районов полностью включать в местный бюджет отдельные виды налогов, самостоятельно использовать дополнительные доходы, поступающие в местный бюджет для районных хокимиятов.
Сравнительная работа по поступлениям 6 видов доходов в районный местный бюджет показала, что в третьем квартале 2017 года в местный бюджет дополнительно взыскано 66,8 миллиарда сумов. Это на 23 процента больше относительно этого же периода прошлого года.
В результате внедренного в столице нового порядка поступающие в местный бюджет дополнительные средства направляются, в первую очередь, на реализацию в районах крупных инвестиционных проектов, ремонт и благоустройство улиц, озеленение, прокладку водопроводных и канализационных сетей на территории строительства многоэтажных домов, установку внешнего освещения, подготовку объектов социальной сферы к осенне-зимнему сезону, укрепление их материально-технической базы, ремонт образуемых в районах городских отделов внутренних дел и выделяемых инспекторам по профилактике помещений.
В заключение можно сказать, что принятые меры резко сократили зависимость местных бюджетов от центра и заложили основу для реализации стратегически важных проектов, укрепили независимость органов местной государственной власти в проведении активной инвестиционной политики.
Ботир Нурматов,
директор Учебного центра по подготовке и переподготовке
работников финансовых органов и финансово-учетных подразделений
бюджетных организаций при Министерстве финансов Республики Узбекистан