Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

16.03.2017 12:00 Версия для печати

Новый этап в развитии нашей страны

Указ Президента Республики Узбекистан “О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан” от 7 февраля текущего года положил начало новому этапу развития и либерализации экономики.

Третье приоритетное направление в этом документе, имеющем историческое значение и рассчитанном на ближайшие пять лет, касается в том числе и вопросов обеспечения надежной защиты прав и гарантий частной собственности, предоставления полной свободы на пути развития предпринимательства. Предусмотренные меры по внедрению современных принципов и механизмов регулирования банковской деятельности, модернизации и активной диверсификации ведущих отраслей производства, реформированию финансово-банковской сферы, в частности, обеспечению устойчивости национальной валюты и цен, поэтапному внедрению современных рыночных механизмов валютного регулирования будут способствовать повышению эффективности проводимых в этом направлении широкомасштабных реформ.

В Стратегии действий определены также приоритетные направления реформирования денежно-кредитной политики. В условиях рыночной экономики банковская система играет важную роль в обеспечении полноценного функционирования экономических механизмов. Она координирует денежную массу, контролирует движение финансовых потоков, активно участвует в сборе и инвестировании денежных средств, осуществлении взаиморасчетов между хозяйствующими субъектами, обеспечивает отрасли и население кредитными средствами.

В 2017-2021 годах намечено реализовать отраслевые программы, предусматривающие осуществление почти 650 инвестиционных проектов общей стоимостью 40 миллиардов долларов. В результате в течение следующих пяти лет объем производства промышленной продукции увеличится в 1,5 раза, ее доля в валовом внутреннем продукте вырастет с 33,6 до 36 процентов, доля в перерабатывающей отрасли – с 80 до 85 процентов.

Разработанные целевые параметры развития финансово-банковской системы предполагают увеличение капитала банков в 2 раза, их депозитов – в 2,1 раза в 2017-2021 годах. Рост капитала банков и укрепление их ресурсной базы обеспечит увеличение объемов инвестиционных кредитов в 1,7 раза, финансирования проектов субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства – в 2,2 раза.

Происходящие в сфере преобразования оказывают позитивное влияние на всю экономику. Созданная инфраструктура, применение различных методов обслуживания обеспечивают эффективность рыночных механизмов. Постоянное внимание уделяется повышению качества и увеличению объемов оказания услуг путем расширения страхования, лизинга и других финансовых услуг, развитию фондового рынка как альтернативного источника размещения свободных средств предприятий, финансовых институтов и населения.

Перед коммерческими банками нашей страны поставлены задачи по развитию международного экономического сотрудничества, расширению связей с ведущими международными и зарубежными финансовыми институтами, эффективному использованию привлеченных иностранных инвестиций и кредитов. В связи с этим Центральным банком принимается ряд мер по дальнейшему совершенствованию деятельности коммерческих банков. Показатели достаточности капитала и ликвидности коммерческих банков нашей страны превышают нормы, установленные Базельским комитетом по банковскому надзору.

Возникает необходимость дальнейшего повышения эффективности менеджмента рисков в коммерческих банках на основе передовой зарубежной практики. Для этого необходимо провести инвентаризацию нормативно-правовых актов Центрального банка, чтобы отменить те из них, которые не отвечают современным требованиям экономического развития страны, а также не допускать административного вмешательства органов государственной власти в деятельность коммерческих банков. В центре внимания должны находиться вопросы постоянного расширения кредитного портфеля, улучшения его качества, финансирования инвестиционных проектов, расширения масштабов кредитования частного предпринимательства.

Какие проблемы в банковской системе необходимо решить для достижения этих целей? Прежде всего, наблюдаются случаи нехватки кредитного обеспечения при получении кредитов субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства, особенно при финансировании инвестиционных проектов. В целях решения этой проблемы, дальнейшего улучшения делового климата, создания наиболее благоприятных условий для ускорения развития субъектов малого предпринимательства путем расширения доступа к предоставляемым коммерческими банками кредитам для освоения выпуска конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом, по инициативе Центрального банка был создан Гарантийный фонд развития малого предпринимательства.

Данный фонд предоставляет субъектам малого бизнеса необходимое обеспечение по кредитам коммерческих банков, выдаваемым на приобретение нового современного технологического оборудования и другие цели, в части, не покрытой залогом. К расширению ресурсной базы Гарантийного фонда намечено привлекать средства международных финансовых институтов, зарубежных фондов и банков. Фонд будет оказывать консультационную помощь субъектам малого бизнеса по условиям предоставления кредитов коммерческих банков, содействие в создании и расширении высокотехнологичных и инновационных производств.

В целях исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору лизинга) Гарантийный фонд будет осуществлять поручительство на основании договора поручительства, заключаемого между фондом, кредитующим банком и заемщиком. Обеспечение Гарантийного фонда по кредитам коммерческих банков, предоставляемым субъектам малого бизнеса на приобретение нового современного технологического оборудования и другие цели, в части, не покрытой залогом, не может превышать 50 процентов от общей суммы кредита и суммы, эквивалентной 100 тысячам долларов. Максимальный совокупный размер предоставляемых Гарантийным фондом обеспечений не может превышать 5-кратный размер средств фонда.

В нашей стране все больше развиваются услуги страхования и лизинга. Однако отсутствие в районах структур, оказывающих такие услуги, ограничивает доступ населения к ним. В результате жители сельской местности, желающие заняться частным предпринимательством, вынуждены тратить средства и время, чтобы посетить областные центры.

Для сравнения: в общем объеме выделенных в нашей стране кредитов доля кредитов, обеспечением которых служит страховой полис, составляет 2,1 процента, тогда как в развитых странах этот показатель составляет 15-17 процентов. Это говорит о необходимости дальнейшего развития данного направления путем открытия в районах и городах отделений, агентов страховых, лизинговых и оценочных компаний, расширения видов и масштаба оказываемых ими услуг.

Президент нашей страны поставил перед банками соответствующие задачи по широкому вовлечению населения в предпринимательскую деятельность. В связи с этим с декабря 2016 года во всех регионах нашей страны начата активная работа. За каждым банковским филиалом закреплены соответствующие махалли исходя из их местоположения, числа проживающих в них семей и трудоспособного населения. Специалисты банков на проводимых беседах с населением не только предлагают банковские услуги, но и изучают предложения и жалобы людей.

Важную роль в этом процессе играет постановление Президента нашей страны “О мерах по дальнейшему расширению и упрощению системы микрокредитования малого и частного предпринимательства”.

Этот документ нацелен на расширение доступа к микрофинансовым услугам для вступающих на рынок труда выпускников средних специальных, профессиональных и высших образовательных учреждений, лиц, вернувшихся со срочной военной службы, незанятых граждан, зарегистрированных в органах по труду, и других слоев населения, нуждающихся в трудоустройстве, а также стимулирование развития семейного, частного предпринимательства, других видов деятельности, обеспечивающих создание новых рабочих мест.

Расширение льготного микрокредитования способствует созданию новых рабочих мест в малом, семейном и частном предпринимательстве, упрощению доступа субъектов бизнеса к микрофинансовым услугам, увеличению доходов малообеспеченных и социально уязвимых слоев населения, усилению роли органов самоуправления граждан в обеспечении занятости населения.

Льготные микрокредиты предоставляются в размере до 200 минимальных зарплат сроком до трех лет с шестимесячным льготным периодом на выплату основного долга. При создании предпринимателем одного рабочего места годовая процентная ставка определяется в размере 9 процентов, при создании двух рабочих мест - 8 процентов, от трех до четырех рабочих мест – 7 процентов, пяти и более рабочих мест – 6 процентов.

Постановлением установлен порядок, в соответствии с которым в случае недостаточности у заявителя обеспечения возвратности по микрокредиту допускается принятие коммерческими банками в качестве обеспечения приобретаемого имущества и поручительства органов самоуправления граждан при предоставлении микрокредита на сумму до стократного размера минимальной заработной платы. Если сумма предоставляемого микрокредита превышает стократный размер минимальной заработной платы, принимаются поручительство третьего лица, страховые полисы страховых организаций и другие виды обеспечения в рамках законодательства.

Центральным банком намечено внедрить эту систему микрокредитования в текущем году в Ташкенте. По истечении года результаты эксперимента будут проанализированы для дальнейшего внедрения системы в регионах. Эти и другие меры будут способствовать повышению качества и уровня жизни населения, практической реализации принципа “Интересы человека – превыше всего”.

Жахонгир Абдурасулов,

заместитель директора 
Департамента лицензирования и регулирования 
деятельности кредитных организаций
Центрального банка Республики Узбекистан.

УзА
1 427






Все о погоде - Pogoda.uz