Коммунальные услуги: акцент на качественное обслуживание
С июля 2013 года по июль нынешнего года органам государственной власти и управления Узбекистана через Единый портал интерактивных государственных услуг, в том числе через call-центр, поступило более 25,2 тысячи обращений граждан, из которых свыше 30 процентов относятся к сфере ЖКХ.
С июля 2013 года по июль нынешнего года органам государственной власти и управления Узбекистана через Единый портал интерактивных государственных услуг, в том числе через call-центр, поступило более 25,2 тысячи обращений граждан, из которых свыше 30 процентов относятся к сфере ЖКХ.Это свидетельствует о том, что коммунальная тема является одной из актуальных и жизненно важных для населения. В годы независимости в нашей стране принято более ста нормативно-правовых актов по реформированию коммунального хозяйства, урегулированию правовых отношений в этой сфере, внедрению рыночных механизмов в систему эксплуатации и обслуживания жилищного фонда. Проводимые преобразования направлены, прежде всего, на повышение качества оказываемых услуг и уровня жизни народа.
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении правил оказания коммунальных услуг» от 15 июля нынешнего года стало логическим продолжением развития сферы ЖКХ и нацелено на усовершенствование сложнейшего механизма работы коммунальных служб и системы их взаимоотношений с потребителями. В нем утверждены новые правила оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах, водоснабжения и водоотведения, а также по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов. О сути и значении этого документа корреспонденту УзА рассказал заместитель генерального директора агентства «Узкоммунхизмат» Олимжон Ахмедов.
- Правила регулируют отношения между поставщиками и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления услуг и определения размера платы за них, многие другие моменты, - говорит О.Ахмедов. - Выход новых правил обусловлен принятием за последние годы новых нормативно-правовых актов, которые необходимо было привести в соответствие друг другу. Поставщики услуг уже работают по новому распорядку. Для повышения знаний работников по всей стране организуются специальные курсы. Так, за последнюю неделю в Ташкентской области прошли обучение 328 человек. Сейчас продолжается обучение и в других регионах.
Эти правила действуют на всей территории Республики Узбекистан и обязательны для всех организаций теплоснабжения, товариществ частных собственников жилья (ТЧСЖ), управляющих организаций и потребителей тепловой энергии и распространяются на отношения, связанные с использованием тепловой энергии на коммунально-бытовые нужды.
В них указывается, что поставщик обязан оказывать потребителю услугу по теплоснабжению, соответствующую по качеству требованиям нормативных документов по стандартизации, санитарным нормам и правилам и условиям заключенного договора о предоставлении услуги теплоснабжения. Так, температура воздуха жилых помещений в отопительном периоде должна составлять не менее 20 градусов Цельсия (в жилых помещениях домов застройки до 1995 года и с нереконструированными внутренними системами отопления – не менее 18 градусов). Температура горячей воды, получаемой конечным потребителем, должна быть в пределах 50-75 градусов.
В соответствии с утвержденными требованиями потребитель должен предупреждаться о плановом отключении теплоэнергии и перерыве в предоставлении услуги теплоснабжения в письменном виде, к примеру, путем размещения объявлений во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также через СМИ, с указанием времени перерывов. Если в силу неотложных причин теплоснабжение было прекращено или ограничено, потребители должны быть немедленно уведомлены об этом. При проведении планово-предупредительного ремонта тепловых сетей разрешено отключать теплоснабжение на срок не более 15 дней в году, при этом население должно предупреждаться об этом за 7 дней.
Документом введен запрет на демонтаж отопительных приборов отдельных жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, подключенных к внутридомовой системе отопления и горячего водоснабжения. Это позволит избежать теплового и гидравлического разрегулирования системы отопления. Также запрещено самовольное присоединение дополнительных секций к нагревательным приборам или уменьшение их количества, а также устроение ниши для радиаторов отопления без соблюдения требований по переоборудованию и перестановке отопительных и санитарно-технических приборов.
Установлено, что приобретение, установка, государственная проверка, эксплуатация (ремонт, замена) приборов учета потребителей выполняется поставщиком теплоэнергии (или другими аккредитованными организациями) за счет средств потребителей (субпотребителей) по установленным тарифам. Прибор учета устанавливается в течение месяца после 100-процентной предоплаты потребителем суммы договора на реализацию и установку счетчика. При этом малообеспеченные семьи, получающие пособия в органах самоуправления граждан, могут оплатить счетчик поэтапно в течение 12 месяцев. Установлены межповерочные интервалы учета – для общедомовых счетчиков они составляют от 1 до 2 лет, а для индивидуальных счетчиков – 1 раз в 2 года для юридических лиц и 1 раз в 4 года для физических лиц. Составление актов об установке и снятии прибора учета, а также его опломбирование осуществляется бесплатно.
Порядок взаиморасчетов за пользование тепловой энергией подразумевает, что физические лица должны оплачивать услуги теплоснабжения ежемесячно не позднее 10-го числа. В случае невнесения платежей более трех месяцев оказание услуги приостанавливается. Если в тарифы услуг теплоснабжения вносятся изменения, население должно быть оповещено через СМИ за 15 дней до введения их в действие. В случае увеличения тарифов физические лица освобождаются от внесения дополнительных платежей за оплаченные авансом услуги теплоснабжения (на период не более 12 месяцев с даты оплаты). Справки об отсутствии задолженности по уплате за поставленную тепловую энергию должны предоставляться бесплатно.
- Взаимоотношение организаций водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) с потребителями регулируются Правилами оказания услуг водоснабжения и водоотведения. В чем заключается их суть?
- Правилами установлено, что питьевая вода из систем коммунального водоснабжения предназначена для питьевых, коммунально-бытовых нужд потребителей (субпотребителей), тушения пожаров, а также для технологических и производственных процессов. Централизованные системы коммунального водоотведения предназначены для приема и отвода от потребителей бытовых сточных вод и их очистки.
В соответствии с правилами потребители организаций ВКХ подразделены на три группы: в первую входят физические лица, проживающие в собственных жилых домах и квартирах многоэтажного дома, во вторую – ведомственный жилищный фонд и общежития Министерства обороны и других ведомств, теплоснабжающие, бюджетные, религиозные организации, посольства и дипломатические представительства, органы самоуправления граждан, ТЧСЖ, а в третью – все другие юридические лица, не вошедшие в первые две группы.
Потребители несут ответственность за работоспособность водопроводных и канализационных сетей и сооружений в течение срока, указанного в гарантийном паспорте (не менее одного года со дня их передачи). Им запрещается самовольное присоединение к централизованным системам коммунального водоснабжения или водоотведения (включая присоединение к водозаборным колонкам, пожарным гидрантам и домовым вводам и выпускам), а также самовольное пользование этими системами. В случае возникновения технических неисправностей по любой причине потребители ликвидируют их своими силами и средствами.
Правила гласят, что присоединение к централизованной системе коммунального водоснабжения и водоотведения осуществляется с обязательной установкой счетчиков. Для потребителей второй и третьей группы, то есть за исключением физических лиц, счетчики должны устанавливаться в специально проектируемых и оснащаемых для этих целей помещениях водомерного узла. Требования к этим помещениям также прописаны в документе.
Межповерочный интервал приборов учета составляет 4 года для физических и 2 года для юридических лиц. При этом для электронных счетчиков переменного перепада давления (дифманометров), ультразвуковых, электромагнитных, вихревых и других типов приборов учета межповерочный интервал составляет 1 год. Установка счетчиков осуществляется по заявкам потребителей в течение 30 дней после заключения соответствующего договора и полной предоплаты суммы договора на реализацию и установку счетчика. Малообеспеченные семьи в этом случае также получают льготу – они могут оплатить установку счетчика поэтапно в течение года. Проведение проверки (ремонт), установка, снятие или замена прибора учета производятся за счет потребителей.
Оплата физическими лицами услуг по водоснабжению и водоотведению должна осуществляться ежемесячно, не позднее десятого числа. Если они оплатили услуги вперед на период, не превышающий двенадцати месяцев, они освобождаются от внесения дополнительных платежей в случае увеличения в этом периоде тарифов. Юридические лица обязаны производить полный расчет в течение 30 дней после окончания календарного месяца. Оплата осуществляется по выбору потребителей по наличному и безналичному расчету, в том числе с использованием пластиковой карточки, через почтовые отделения, а также через систему электронных платежей. Организациям ВКХ категорически запрещается самостоятельный сбор платежей, минуя кассы.
Правилами установлено, что при отсутствии технической возможности водоснабжение производится по согласованному с местными хокимиятами часовому графику. Если отсутствует возможность охвата населения централизованной системой коммунального водоснабжения, органы государственной власти на местах обязаны принять меры по обеспечению локальным водоснабжением (отдельно стоящие скважины, водоочистительные установки малой мощности, водоснабжение за счет спецавтотранспорта), с доведением качества поставляемой воды до требований, предусмотренных нормативными документами.
- В соответствии с внедренными Правилами по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов мусор теперь сортируется по нескольким видам. В чем заключается необходимость введения такого порядка? Какие еще требования прописаны в документе?
- Раздельный сбор твердых бытовых отходов (ТБО) является очередным шагом к экологической безопасности государства и подразумевает участие каждого жителя в этом трудоемком деле. Например, известно, что для полного разложения бутылки из пластика потребуется не менее 700 лет. Пластиковая посуда, полиэтиленовые пакеты и другой мусор, попадая в водоемы, становятся причиной заражения окружающей среды и опасности для людей. Или другой пример – приборы питания (батарейки и аккумуляторы), которые мы выбрасываем в общий мусор. Всего один такой элемент вызывает отравление 20 квадратных метров земли, а тяжелые металлы, содержащиеся в нем, проникают в почву и подземные воды.
Как показывает практика, в зарубежных странах, внедривших систему раздельного сбора ТБО, складирование бумаги, стекла, пластика в разные контейнеры вызывает интерес со стороны заводов и фабрик, специализирующихся на выпуске изделий их этих материалов. Отсортированные пищевые отходы позволяют извлекать биогаз, а цветные металлы идут на вторичную переработку. Это свидетельствует о том, что сортировка твердых бытовых отходов открывает большие перспективы для налаживания ее дальнейшей переработки и расширения источников сырья для предприятий.
В нашей стране потребители теперь обязаны осуществлять первичную сортировку твердых бытовых отходов в отдельных одноразовых пакетах, разделяя их по нескольким видам. Отдельно должен быть отсортирован мусор из пластмассы, из металла (во видам), из стекла, бумажные отходы, а также биоотходы и прочие отходы, не подлежащие переработке и утилизации. Мусоросборочные пункты оборудуются специальными контейнерами для раздельного сбора мусора с отличительными цветами, знаками и надписями. Кроме этого, должны быть отделены от других отходов отработавшие ртутьсодержащие лампы, которые будут складироваться в специально для этого установленных контейнерах на пунктах приема бытовых отходов.
Населению категорически запрещено выбрасывать твердые бытовые отходы на улицу, в водные артерии, арыки и неустановленные места для сбора и захоронения твердых бытовых отходов. В период осеннего массового листопада сжигание опавших листьев также категорически запрещается, они вывозятся из специально отведенных мест. Гражданам и обслуживающей организации запрещено хранение и захоронение отходов на землях населенных пунктов, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, в пределах водоохранных зон и зон санитарной охраны водных объектов, в других местах, где может возникнуть угроза жизни и здоровью граждан, а также на особо охраняемых природных территориях и объектах.
Периодичность вывоза твердых и жидких бытовых отходов устанавливается местными хокимиятами, исходя из местных климатических условий с учетом санитарных норм и правил и предотвращения развития болезнетворных бактерий. Минимальная периодичность вывоза твердых бытовых отходов – ежедневно с мусоросборочных пунктов и один раз в три дня при «сигнальном» методе (сборе мусора автомашиной с оповещением путем подачи звукового сигнала) в индивидуальном секторе. Общественный контроль за своевременным вывозом мусора и учет выполнения графика вывоза твердых бытовых отходов возлагается на органы самоуправления граждан.
Важным пунктом правил является ввод требования к отечественным промышленным предприятиям принимать от потребителей морально устаревшую и вышедшую из строя продукцию собственного производства для последующей утилизации за счет производителя, с разработкой специального механизма приема продукции.
В соответствии с правилами организации санитарной очистки обязаны вывозить отходы в установленные сроки, оказывать потребителям услуги надлежащего качества, обеспечивать полный охват населения необходимым количеством мусоросборочных пунктов и контейнеров, а также следить за их состоянием. Этим же организациям поручено внедрить системы электронной оплаты услуг по вывозу мусора и отслеживания состояния лицевого счета в режиме реального времени, а также уведомлять потребителей обо всех изменениях порядка оказания услуг и тарифов путем вывешивания объявлений на абонентских пунктах и через СМИ за 15 дней до ввода изменений.
Физические лица производят оплату не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата. В случае увеличения тарифов они освобождаются от перерасчета за оплаченные авансом обязательные платежи на период, не превышающий двенадцати месяцев. Юридические лица обязаны производить предоплату в размере не менее 15 процентов от стоимости оказываемых услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, а полный расчет за оказанные услуги – в течение 30 дней после окончания календарного месяца.
Очевидно, что полное соблюдение норм и требований правил оказания коммунальных услуг зависит не только от местных органов власти, ответственных организаций, органов самоуправления граждан или ТЧСЖ, но и от инициативности, активного участия самих потребителей. Важно, чтобы каждый человек осознавал, что проводимые в нашей стране реформы направлены на защиту интересов населения, повышение уровня и качества жизни людей.